Подготовка детей к школе на основе игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Файлы: 1 файл

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ИГР.docx

— 184.99 Кб (Скачать файл)

Воспитатель побуждает детей к  придумыванию новых правил на основе известных игр, развивает умение договориться о новых общих правилах, соблюдать договор в процессе игры.

Педагог поощряет самостоятельную  организацию детьми игры с правилами  в небольших подгруппах, предоставляя детям необходимые игровые материалы.

Воспитатель организовывает с детьми подвижные игры разной сложности  с личным соревнованием в ловкости, быстроте (кегли, серсо, салки, жмурки, прятки, "Школа мяча", городки, "Штандр", классики, бадминтон, совместные игры со скакалкой и т. п.). По мере освоения детьми правил поощряет самостоятельную  организацию этих игр детьми в  небольшой группе (3-6 человек). Стимулирует  детей к индивидуальным упражнениям  по отработке необходимых для  совместной игры двигательных умений. [Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999. – С. 38.]

Воспитатель также организовывает с детьми игры командного характера (традиционные народные и эстафетные, спортивного типа). Эти игры требуют  постоянного присутствия взрослого: на этапе освоения как организатора и непосредственного участника, в дальнейшем – как не включенного  в игровые действия "судьи".

Педагог организовывает настольные и  словесные игры с правилами, принимая в них непосредственное участие; поощряет их самостоятельную организацию  детьми в небольших подгруппах из 2-5 человек.

Учит детей играм с правилами, требующим умственной компетентности и внимательности (шашки, шахматы, точечное домино, "Да и нет не говорите", "Краски", "Нагружаем пароход" и т. п.). Предлагает разнообразные  игры "на удачу" с более формализованным  содержанием, чем ранее (типа цифрового  и буквенного лото).

Играя с детьми, стимулирует их к придумыванию новых правил на основе знакомых настольных игр (лото, "гусек"), к созданию предметного материала  для придуманных игр (рисование  карточек для лото, домино, игрового поля для "гуська" и т. п.).

Педагог воспитывает у детей  в игре с правилами выдержку и  настойчивость, честность, сдержанную реакцию на собственный проигрыш в игре, а также умение ободрить, поддержать потерпевшего неудачу сверстника.

Режиссерская игра.

Работа в подготовительной группе строится как логически следующая  за работой в старшей группе ступень  развития режиссерской игры.

В старшей группе дети перешли от собственно режиссерской игры к театрализованной деятельности, которая стимулировала  развитие сознания дошкольников, их умение децентрироваться, то есть видеть окружающую действительность не только со своей, но и с чужой точки зрения. Они, во-первых, открыли для себя другую точку зрения – взгляд кукольника, научились отличать этот взгляд от своего собственного. Во-вторых, они  практически научились координировать свою точку зрения и точку зрения кукольника на протяжении всей сказки-спектакля, учитывая при этом взгляд зрителей. [Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство  отношений. – М., 1998. – С. 25.]

В конце года дети старшей группы хорошо умеют разыграть сказку-спектакль  в настольном театре. Они способны постоянно ориентироваться на то, как видят спектакль зрители  и именно это одновременное удерживание  двух точек зрения является смысловым  центром их работы. По этой причине  техника показа спектакля в настольном театре не может быть сложной. Следовательно, в такой игре-спектакле дети выстраивают  сценическое действие достаточно непроизвольно. Они не осознают технику своего действия, не видят меру его сценической  выразительности.

Выстраивание осознанного отношения  к своим действиям – основная цель работы с детьми подготовительной к школе группы. Такая работа состоит  из трех этапов.

Задача первого этапа – обратить внимание ребенка на то, как он показывает сказочное событие, сделать для  него самого видимым, прочувствуемым способ действования за куклу-персонажа. Ребенок  старшей группы мог ориентироваться  на взгляд зрителя (поворачивая и  перемещая игрушки лицом к  зрителям), видя не только всю сцену, но и лица зрителей. В подготовительной же группе вводятся условия, в которых  такой естественный и непосредственный взгляд невозможен. Этим условиям соответствует  способ работы кукольника с верховыми  куклами на ширме, где он видит  только небольшую часть куклы, а  зрителей не видит вообще. Описанное  обстоятельство заставляет ребенка  осознать, объектировать способ построения сценического действия. Изоляция кукловода  от глаз зрителей подталкивает его  обратить внимание на то, что поведение  куклы должно быть понятно зрителям (иначе им будет неинтересно). Он начинает понимать, что именно кукла: её движение, внешний вид, речь –  удерживает внимание зрителей.

Работа с верховыми перчаточными куклами (би-ба-бо) требует от ребенка  перестройки движения рук. Если в  настольном театре дети меняли лишь разворот игрушек, перемещали их естественным движением  по сцене, то при работе на ширме  с куклами би-ба-бо ребенок на протяжении спектакля должен вверх  поднятые руки с куклами отворачивать от себя в сторону зрителей, которых  он не видит. Это для ребенка нелегкая задача – она требует как физического  напряжения, так и постоянной ориентации на реакцию невидимого ребенку зрителя. Такая ориентация строится около  двух-трех месяцев (сентябрь – половина ноября) и осуществляется в форме  этюдов как парное взаимодействие, в котором выстраивается обратная связь между зрителем и ребенком-кукольником, осваивающим основные правила кукловождения.

В течение следующих трех-четырех  месяцев проводится второй этап работы, на котором ребенок учится преодолевать еще два естественно сложившихся  способа разыгрывания сказки.

Во-первых, дети учатся строить новое  сказочное пространство. При переходе от плоскости настольного театра на линию (грядку) ширмы они должны по другому отграничить (маркировать) сказочное пространство и время.

Во-вторых, этот переход влечет за собой перестройку речи детей. Они  должны научиться отделять повествовательную  речь от актерски-ролевой. Воспитатель  как чтец (рассказчик) ведет повествование, а ребенок исполняет роль персонажа. Он учится сопровождать действия своего персонажа импровизированной ролевой  речью. В последующем воспитатель  и ребенок меняются местами. Так  оба они учатся подстраиваться к  действию и слову друг друга, улавливать нужный момент вступления и строить  целостность небольшой пьесы.

На третьем этапе работы дети учатся работать за ширмой вдвоем. Они, вместе с воспитателем предварительно проговаривают порядок действий на ширме – составляют своеобразный устный сценарий. С одной стороны, такой "сценарий" позволяет им удержать весь спектакль вместе, обеспечить координацию действий нескольких детей  одновременно. С другой стороны, в  этой работе дифференцируется участие  каждого ребенка в общем деле.

Играя на ширме, дети учатся общаться друг с другом не напрямую, забыв  о своих куклах, а опосредованно  – через своих кукол, внимательно "слушая" друг друга. Иначе их диалог не дойдет до зрителей.

Задача раздела состоит не в  том, чтобы научить детей профессиональному  кукловождению и показу кукольных  спектаклей, а в том, чтобы они, вопреки жестким условиям показа на ширме, смогли выразить свои чувства, проявить воображение, сумели естественно  импровизировать и не только не боялись  показать спектакль, а были уверенны, что у них получится. Основной акцент раздела делается на пробуждении  самостоятельного и естественного  интереса детей к такой художественной деятельности и его дальнейшем развитии; в силу возраста детей, техника исполнения остается на втором месте.

Художественное конструирование.

В процессе занятий по художественному  конструированию в подготовительной группе продолжается работа по тем  же основным направлениям, что и  в предыдущих возрастных группах. [Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –  М.: Педагогика, 1991. – С. 165.]

Первое направление: развитие познавательных и творческих способностей детей. Сюда входят задания, направленные на развитие мышления, воображения детей, овладение  ими модельными и символическими средствами. Эти задания могут  быть сгруппированы следующим образом.

- Развитие у детей умения  использовать готовую пространственно-временную  модель при конструировании нескольких  сюжетных композиций (4-5) по знакомой  сказке, создавая целостное произведение (диафильм). Модель представляет  собой наглядный план сказки, передающий все основные временные  события.

- Развитие у детей умения  самостоятельно строить и использовать  сообща или индивидуально (каждый  ребенок составляет собственную  модель) пространственно-временную  модель при конструировании сюжетных  композиций по содержанию знакомых  сказок, выделяя сюжет в качестве  основного структурообразующего  начала композиции для формирования  замысла.

- Формирование у детей умения  самостоятельно строить сюжетные  и пейзажные композиции без  помощи наглядной модели, без  опоры на внешние вспомогательные  средства.

- Формирование у детей умения  самостоятельно строить и использовать  схемы по иллюстрациям, передающим  разные архитектурные стили или  характерные орнаментальные элементы  хохломской, Городецкой росписи,  вологодских кружев.

- Развитие способности к реализации  образов воображения при создании  новых образов на основе отдельных  признаков предметов, обозначенных  схематически, неполноовладение действиями  перехода от незавершенной модели  структуры объекта к детально  представленному объекту.

- Развитие способности к реализации  образов воображения при создании  целостных композиций из нескольких  сюжетных изображений на сказочные  темы ("Необычный лес, "Герои  "Лукоморья" и др.).

- Развитие умений детей осмысливать  ситуацию, ориентироваться на содержательно-смысловую  характеристику действительности  или изображаемого момента, привлекать  свой эмоциональный опыт и  существующие в культуре формы  символизации, находить средства  для воплощения такого отношения  в конструктивном материале.

Второе направление: развитие художественных способностей. Сюда входят задания, направленные на овладение "языком" изобразительной  деятельности (изобразительными средствами: точкой, линией, тоном, цветом, светом и  композиционными средствами: ритмом, симметрией, асимметрией и др.); построение разнообразных композиций (сюжетных, декоративных, пейзажных); характерных  персонажей; разных по стилю архитектурных  сооружений с выделением в конструируемом объекте признаков, отличающих его  не только среди других, но и подобных ему объектов; совершенствование  технических навыков изобразительной  деятельности (работа с ножницами). Эти задания могут быть сгруппированы  следующим образом.

- Развитие умения строить выразительные  сюжетно-образные композиции, отражающие  изобразительными и композиционными  средствами отношения разного  типа (взаимоотношения между человеком  и окружающим его миром живой  и неживой природы, отношения  действенные и эмоциональные).

- Развитие у детей умения  передавать композиционный замысел,  уточнять и детализировать образы  и ролевые функции героев в  сюжете.

- Овладение разнообразными рациональными  приемами вырезывания ножницами:  разрезание ткани по прямой, косой;  вырезывание округлых форм путем  закругления углов, симметричных  форм из ткани, сложенной вдвое,  несколько раз, гармошкой; вырезывание  несимметричных форм – силуэтное,  по контуру.

От упрощенной передачи формы и  строения объектов дети постепенно переходят  к изображению характерных различий предметов по форме. С этой целью  они используют уже несколько  геометрических фигур, разными способами  соединения, накладывая их друг на друга, или с помощью ножниц видоизменяют сенсорный элемент и получают выразительное изображение, имеющее  свою характерную форму.

В состав набора конструктора включаются обрезки шерстяных ниток, куски  непряденой шерсти, что также предполагает владение ребенком навыками рационального  вырезывания ножницами.

Третье направление: развитие конструктивных способностей, совершенствование технических  навыков конструирования. Эти задания  могут быть сгруппированы следующим  образом.

- Развитие у детей умения  учитывать множественные (многомерные)  признаки предмета: пространственные  характеристики (форма, размер, положение,  ракурс и др.), функциональные  особенности (зависимость строения  от практического назначения) и  конструктивные свойства плоских  элементов конструктора.

- Развитие у детей действий  анализа условий конструктивной  задачи и построения изображения:  обобщенных или характерных образов  (людей, животных, птиц, насекомых,  зданий, транспортных средств, деревьев, растений и др.) с нескольких  позиций (вид спереди, сбоку,  сзади, сверху), передающих позу, движение, внешние признаки, личностные  характеристики и эмоциональные  состояния изображаемого объекта;  пейзажных и сюжетных композиций.

Занятия по художественному конструированию  проводятся один раз в неделю по подгруппам в форме коллективного  и индивидуального взаимодействия между детьми и взрослыми или  между взрослым и ребенком в процессе координации замыслов в совместной деятельности, организации совместного  вхождения в сказку, конструирования  и обсуждения уже сделанной работы.

Конструктивный материал для детей  подготовительной группы включает набор  геометрических фигур: кругов, квадратов, разнообразных треугольников, прямоугольников, овалов, трапеций, шестигранников одиннадцати  цветов (коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, синий, черный, белый, серый) и пяти их оттенков, пяти градаций величины (2x2 см, 4x4 см, 6x6 см, 8x8 см, 10x10 см). В набор должны входить  элементы, представляющие собой половину и четверть каждого сенсорного эталона  формы. Дети конструируют на разноцветных фонах (стандартных стендах, обтянутых  хлопчатобумажной тканью светлых тонов: белого, желтого, оранжевого, розового, зеленого, голубого и темных тонов: черного, фиолетового, красного, синего цвета для декоративных композиций).

Информация о работе Подготовка детей к школе на основе игр