Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:21, доклад
Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Организационная работа, которую дети
осуществляют от начала игры и в
ее процессе, есть коллективная деятельность,
объединяющая участников единым сюжетом
и совместным его воплощением. Именно
эта сторона игровой
Л. С. Выготский указывал на то, что
основной путь развития игры идет от игры
с развернутой игровой
В. А. Недоспасова установила, что
формирование у детей дошкольного
возраста условно-динамической позиции
– аналога ролевого поведения
– приводит к возможности значительно
более легкого и раннего
По данным исследователей женевской
школы, операции над классами показаны
для перехода на операциональный
уровень интеллекта, уровень конкретных
операций. Работа Е. В. Филипповой была
посвящена изучению психологических
предпосылок формирования собственно
логических операций у детей дошкольного
возраста. Данные позволили ей сделать
вывод, что для перехода от дооперационального
уровня развития интеллекта к операциональному
существенное значение имеет принятие
ребенком условно-динамической позиции,
при которой он, оставаясь самим
собой, действует в соответствии
с условными позициями и
В старшем дошкольном возрасте помимо сюжетно-ролевой игры, которая отличается гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, большое значение приобретают другие виды игры: подвижная и дидактическая (обучающая). Такие игры не возникают в самостоятельной деятельности детей. Их придумывают и предлагают взрослые в целях совершенствования движений или выработки у детей различных знаний и навыков. Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это – игры с правилами. Их основной смысл для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу.
В процессе игры дети все чаще начинают
руководствоваться не чисто игровыми
мотивами, а мотивами, характерными
для более высоких типов
Конструкторская игра в старшем дошкольном возрасте начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
К концу дошкольного возраста в трудовой деятельности детей появляются новые черты: интересует уже не только непосредственный результат своей деятельности, но и то значение, которое она имеет для других людей.
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира.
Исследования своеобразия
Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психического состояния ребенка (болезнь, настроение и т. п.). Важной психологической особенностью изобразительной деятельности является то, что она носит творческий продуктивный характер и заключается не только в использовании уже имеющихся, готовых предметов, но и в изготовлении чего-то нового, в создании определенного продукта (рисунка, аппликации и т. д.) путем реализации возникшего у ребенка замысла.
Изобразительная деятельность при правильном педагогическом руководстве оказывает большое внимание на психическое развитие ребенка:
1) Она учит наблюдательности, более
детальному и обстоятельному
воспроизведению окружающей
2) Вырабатывает у ребенка тонкие
дифференцированные движения
3) Побуждает стремиться к
4) Она, подобно игре, дает ребенку
возможность воспроизвести в
наглядной форме события
Вследствие этого, изобразительная деятельность имеет важное значение не только в эстетическом, но и в умственном, а также в нравственном развитии ребенка.
Важное место в художественно-
Психологическим содержанием перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту является смена ведущей деятельности.
Игра – ведущая деятельность
дошкольника – уступает место
учебе. Глубинные закономерности движения
от дошкольной игры к учебе определяются
основными новообразованиями, возникающими
на границе дошкольного и младшего
школьного возрастов (опосредованный,
произвольный характер поведения ребенка),
формируются и развиваются
Переход от дошкольного детства
к систематическому обучению в школе
коренным образом меняет жизнь и
деятельность ребенка. Учебная деятельность,
как ведущая в школьном возрасте,
ставит перед ребенком новые задачи
по овладению обобщенными и
Л. И. Божович, выделяя в качестве
одного из основных аспектов, определяющих
готовность ребенка к школьному
обучению, уровень развития его познавательной
деятельности, справедливо указывает,
что наряду с собственно интеллектуальным
развитием обучение в школе требует
от ребенка сознательного
Суть анализа учебной
Как уже было отмечено, специфика учебных задач, в отличие от задач практических, состоит в том, что основной целью работы детей является усвоение "общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач". Учебные действия ребенка направлены на воспроизведение образцов этих общих способов. Они дополняются действиями контроля и оценки, формирование которых также тесно связано с учебной ситуацией, принятием ребенком учебных задач.
Однако развитые формы учебной
деятельности, включающей эти структурные
компоненты, являются результатом систематического
обучения ребенка в школе, тесно
связанного, как указывает В. В. Давыдов,
с характерным для школы
Однако, некоторые предпосылки учебной деятельности могут складываться в пределах дошкольного детства и, следовательно, выступать в качестве показателей уровня подготовленности к овладению этой деятельностью.
Одним из важнейших элементов учебной
деятельности является принятие ребенком
учебных целей, состоящих в овладении
обобщенным способом действия. Для
ребенка старшего дошкольного возраста
выделение учебных целей еще
не является характерным: в его действиях,
как правило, способ оказывается
слитным с результатом и
Н. Н. Поддьяков указывает, что "центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания". Переориентация на способы действия подготавливает ребенка к осознанию своих действий, ведет к развитию произвольности и контроля своей деятельности. Однако сама такая переориентация представляет собой весьма сложный процесс.
Как показывают исследования А. П. Усовой
и ее сотрудников, на протяжении дошкольного
детства у ребенка формируется
умение все более полно и точно
следовать образцам действий взрослых,
заданным в наглядной или словесной
форме, при воспроизведении как
конечного результата, так и способа
его получения. Особое значение при
этом имеет выполнение указаний, сформулированных
в речевой форме. Оно непосредственно
связано с возрастанием произвольности
поведения, которая первоначально
складывается как подчинение действий
словесным, указаниям взрослого
и лишь впоследствии переходит в
возможность последовательно
В работах А. П. Усовой специально подчеркивается
развитие у детей умения слушать
и выполнять указания взрослого
как основной показатель овладения
элементарными формами учебной
деятельности в дошкольном детстве.
Это умение автор непосредственно
связывает с формированием
Цель усвоить способ действия может возникнуть только лишь на основе предварительного отделения этого способа от результата и его осознания.