Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа
ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.
Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Свердловский областной педагогический колледж»
Кафедра начального образования
Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса
к процессу обучения.
Выпускная квалификационная работа
Попова М.А.
Специальность 050709
«Преподавание в начальных классах»
Группа 44 н
Допустить к защите
Зав.кафедрой:
Пономарева Е.В
_________________
Научный руководитель:
Пустовалова С.А.
Екатеринбург
2013 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации:
характеристика, виды и их особенности………………………
1.2. Психолого-педагогическая
характеристика детей младшего школьного
возраста……………………………………………………
1.3. Проблемы формирования
и развития положительной
Глава 2. Практические аспекты
деятельности педагога по формированию
положительной мотивации
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей
«Наши дети» как содержательное условие
развития положительной мотивации учащихся
2 класса к процессу обучения…………………………………………………………
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус…………………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Начальная школа – наиболее ответственный момент в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. Именно в начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника очень ответственная задача. В руках учителя начальных классов фактически судьба человека, и обращаться с этой судьбой нужно бережно и осторожно. Младший школьник еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется [17, с.5-6]
Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, и упустить этот период в развитии ребенка - значит, затормозить его личностное развитие и взросление, создать большие трудности на последующих ступенях обучения. Успешность решения этих задач зависит от того, насколько умело может использовать педагог важнейший инструмент своей педагогической деятельности – технологию обучения.
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного из таких средств, по моему мнению, следует рассматривать мотивационное отношение учения к учебе с первых дней его обучения в школе. Проблема мотивации в педагогике и психологии исследуется достаточно широко, но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Исследованием данной проблемы занимались такие ученые как: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.А. Нежнова, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин.
В исследованиях Л.И. Божович, обнаружено, что у детей 6-7-ми лет возникает тяга к школе, желание учиться. При этом желание учиться - основной мотив, а поступление в школу выступает как условие его реализации. У первоклассников первое место занимают широкие социальные мотивы и мотивы социального сотрудничества, второе – узколичные, третье – учебно-познавательные. К середине, а у некоторых к концу начального обучения в школе, ведущее место у большинства учащихся начинают занимать учебно-познавательные мотивы.
Считается, что мотивационная сторона учения школьника в практике обучения наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, не являясь предметом специальной целенаправленной систематической работы. B.В. Давыдов в связи с этим справедливо подчеркивает, что необходимо управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний. И действительно, если не управлять мотивационной сферой учения, то может произойти регресс или прогресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
В возрасте младшего школьника идет процесс формирования взглядов на мир, отношение к сущности природных процессов, базовые представления о взаимодействии общества и природы. Момент становления личности младшего школьника как части природы и осознание им этого упустить нельзя.
ПРОТИВОРЕЧИЕ - между необходимостью развития положительной учебной мотивации учащихся 2 класса и недостаточной методической оснащенностью образовательного учреждения МОУ СОШ 131 г. Екатеринбурга этого процесса.
ПРОБЛЕМА - каким должно быть содержание практикума для родителей «Наши дети» способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.
ОБЪЕКТ – процесс формирования положительной мотивации учащихся 2 класса.
ПРЕДМЕТ – вся тема.
ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
МЕТОДЫ: анализ, обобщение, наблюдение.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.
Формирование учебной
мотивации у учащихся без преувеличения
можно назвать одной из центральных
проблем современной школы. Ее актуальность
обусловлена обновлением
Учебная деятельность имеет
для разных школьников различный
смысл. Выявление характера учебной
мотивации и смысла учения для
школьника в каждом конкретном случае
играет решающую роль в определении
учителем мер педагогического
Мотивационная составляющая
личности достаточно разнообразна. Для
изучения такой комплексной
Методика изучения
мотивации обучения у
К изучению проблемы мотивации обращались такие психологи как Б.Г Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, С. Л Рубинштейн и др.
Мотивация используется в различных аспектах, при этом используются такие понятия, как: мотив, мотивация и мотивационная сфера.
По определению Л.И. Божович, мотив - это сила, побуждающая ученика учиться. «В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представление, идея, чувства и переживания».[19]
Как считает И.А. Джидарьян мотивация – это процессы, методы, средства побуждения человека к активной познавательной деятельности. Мотивация выступает в качестве сложного «механизма соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а так же способы осуществления конкретных форм деятельности»
По определению Л.С. Выготского мотивационная сфера - включает аффектную и волевую сферу личности.
Таким образом, различные исследователи определяют мотивацию, как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу личности, включающую в себя потребности, мотивы цели и интересы в их взаимодействии.
Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Если иметь ввиду учителей, то следует, говорит о мотивации обучения, а с позиции ученика следует вести речь о мотивации учения.
Мотивация как процесс
изменения состояний и
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.
По видам выделяются познавательные и социальные мотивы.
Различные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие – социальные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно - познавательные - в самостоятельных действиях по описку разных способов решения; социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности; позиционные мотивы - в стремлении к контактам со сверстниками, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества проявляются - в стремлении к коллективной работе и осознанию рациональных способов ее осуществления.
Для ребенка, пришедшего в школу, наиболее значимыми являются такие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования и мотивы самоопределения. Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создаёт личную готовность к учению в школе. Большое значение приобретает в учебном процессе постановка ближних и дальних целей. Тем более что первоначально мотивы долга и ответственности школьником не осознаются, хотя все требования и задания учителя, как правило, выполняются.
Сложная система мотивации учения, включает следующие группы мотивов: