Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом чистовая.docx

— 522.13 Кб (Скачать файл)

«Общим психологическим  правилом выработки интереса, как  считал Л.С, Выгодский, будет следующее: для того, чтобы предмет заинтересовал ребенка, он должен быть связан с чем - либо интересующим его,  с чем либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать  в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным.

Совершенно новое, как  и  совершенно старое, не способно заинтересовать ребенка, возбудить интерес к  какому либо предмету или явлению.  

Следовательно, чтобы поставить  этот предмет или явление в  личные отношения к у ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика».     

Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все  мотивы имеют одинаковую побудительную  силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие - второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам. В  одних случаях ведущим мотивом  может оказаться стремление завоевать  место отличника в классе, в  других случаях - желание получить высшее образование, в третьих - интерес к самим знаниям.

Все эти мотивы учения могут  быть подразделены на две большие  категории. Одни из них связаны с  содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие - с более широкими взаимоотношениями  ребенка с окружающей средой.

 К первой относятся  познавательные интересы детей,  потребность в интеллектуальной  активности и в овладении новыми  умениями, навыками и знаниями; другие  связаны с потребностями ребенка  в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении,  с желанием ученика занять  определенное место в системе  доступных ему общественных отношений. 

Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие  на субъекта, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению.

Функция другого вида мотивов  совсем иная - будучи порождены всем социальным контекстом, в котором  протекает жизнь субъекта, они  могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к самой деятельности.

Для нравственного воспитания учащихся далеко не безразлично, каково содержание широких социальных мотивов  их учебной деятельности.                    

Широкие социальные мотивы могут воплощать в себе подлинно общественные потребности школьника, но могут представлять собой и  личные, индивидуалистические или эгоистические  побуждения, а это, в свою очередь, определяет формирующейся моральный  облик ученика.

И первая, и вторая категории  мотивов характеризуются специфическими особенностями на разных этапах развития ребенка. Анализ особенностей мотивации  учения у школьников разных возрастов  обнаружил закономерный ход изменений  мотивов учения с возрастом и  условия, способствующие этому изменению.

 У детей, поступающих  в школу, имеется определенный  уровень развития познавательных  интересов. Первое время и те, и другие мотивы обеспечивают  добросовестное, можно даже сказать,  ответственное отношение учащихся  к учению в школе. 

В первом и втором классах  такое отношение не только продолжает сохраняться, но даже усиливается и  развивается. Однако постепенно это  положительное отношение маленьких  школьников к учению начинает утрачиваться.

Переломным моментом, как  правило, является третий класс. Здесь  уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя  заметно падает. Существенной причиной указанных изменений является, прежде всего, то, что к третьему и четвертому классам их потребность в позиции  школьника является уже удовлетворенной  и позиция школьника теряет для  них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим учитель также  начинает занимать в жизни детей  иное место. Он перестает быть центральной  фигурой в классе, способной определять и поведение детей, и их взаимоотношения. Постепенно у школьников возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то, или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего эмоционального благополучия.

Широкие социальные мотивы имеют настолько большое значение в этом возрасте, что в известной  мере определяют и непосредственный интерес школьников к самой учебной  деятельности.

 В начале обучения  познавательные интересы детей  еще довольно неустойчивы. Дети  с интересом могут слушать  рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием. Такого рода интересы можно характеризовать как эпизодические.

Исследование Л. И. Божович показало, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.

В теоретических работах  Л.И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план.

Согласно идеям А. Н. Леонтьева, мотив - это определенная потребность, направленная на цель. Предмет, в котором  воплощена потребность, может побуждать  человека к соответствующему действию даже в том случае, когда эта  потребность у него не актуализирована. Поэтому и путь образования мотивов - в рамках целенаправленной деятельности, при «сдвиге мотива на цель», т. е. ребенок начинает деятельность усвоения написания букв и по мере освоения она автоматизируется, становясь  действием в более сложной  деятельности усвоения письма. Но путь анализа - от частного к общему - затрудняет понимание механизмов возникновения мотивации учения.

Л. И. Божович рассматривает мотивы как побуждающие активность, то, ради чего совершается деятельность.

Только ли от нравственных установок зависит  учебная мотивация  ученика? От чего зависят сами эти  установки?

«Ребенок же только тогда  может испытать необходимое ему  эмоциональное благополучие, когда  он способен ответить предъявляемым  требованиям».

 Я. Л. Коломинский главным в возникновении учебной мотивации считает повышение социального статуса ребенка-школьника и изменение его отношений со сверстниками и взрослыми. М. И. Лисина основным выделяет общение ребенка с взрослыми и сверстниками, которое влияет на все другие психические процессы.

 В работах Д. Б. Эльконина,  Л. А. Венгера, Е. Е. Кравцовой, посвященных исследованию мотивационно-личностной готовности ребенка к систематическому обучению, главной является мысль о том, что ребенок готов к нему только тогда, когда может вести диалог с взрослым и способен подчинить свои действия требованию взрослого, принять учебную задачу и действовать в рамках этой задачи. Показаны возможности развития коммуникативного потенциала и воображения ребенка.

А. К. Маркова, занимаясь исследованием  формирования мотивации в рамках учебной деятельности, основное внимание уделяет содержанию учебного материала  и формам его организации. Но автор  рассматривает социальную позицию  школьника только как элемент  внешней мотивации, считая, что по мере дальнейшего обучения она теряет свою значимость, уступает место мотивации  непосредственно учебной деятельности, подробно не исследуя их взаимозависимости.

 

Формирование включает несколько блоков - работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств. Какие же задания и упражнения может применять учитель для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

Можно начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество с взрослыми.

Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.

 Становлению адекватной  самооценки и уровня притязаний  способствует упражнения на решение  задач максимальной для себя  трудности, переживание неудач  и самоанализ, не только ее  внешних причин в виде трудности  задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом  и усилий при решении данной  задачи.

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного  уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для мотивации школьника более  важной, чем оценка учителя, оказывается  скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя  повышает мотивацию, если она относится  не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает  ученик при выполнении задания.





 

 




 

 

 

 

Другим правилом выставления  отметки учителем для поощрения  мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с  успехами других учеников, а с его  прежними результатами.

 Следующая группа заданий  на устойчивость целей, на их  действенность, настойчивость и  упорство в их реализации.

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.

  • Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
  • Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
  • Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Каждый этап урока учителю  следует наполнять психологическим  содержанием. Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю  важно владеть умением планировать  ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с состоянием умения учиться  ученикам. Обычно учителю легче планировать  обучающие задачи (обучить решению  такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они  сводятся к формированию умения учиться  в самом общем виде), и еще  реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов.

Основные развивающие  педагогические задачи, которые могут  быть использованы учителем, стремящимся  проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться: формировать у школьников умение учиться - расширять фонд действенных  знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний; формировать у учащихся понимание целей и задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач учащимися, их формулирование: формировать у учащихся умение выполнять отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно); обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своими индивидуальными возможностями); обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы; формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор («Из двух дел я вначале делаю это, ибо для меня оно важнее по такой-то причине).

Задачи на формирование учебной  деятельности, постановку целей, «тренировку» мотивов необходимо начинать с первого  класса, а задачи на осознание учениками  своей учебной деятельности, и  особенно мотивации, - с конца младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

2.1. Методы и  условия развития мотивации младших  школьников в процессе обучения.

Современные психологи и  педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат  зависят, прежде всего, от побуждения и  потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств  и приёмов, их упорядочение для достижения целей. Мотивация является поэтому  «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение  или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный  и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

Информация о работе Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.