Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа
ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.
Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета.
Кроме познавательных, социальных мотивов, психологи выделяют творческие мотивы. Наличие их обозначает, что ученик не только усваивает те приёмы и способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми.
Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к ученику, минуя его (ученика) собственную деятельность по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами этого познания, чтобы мотивы их самоосуществления себя как личности были у них в первую очередь. А.Н. Леонтьев под мотивацией понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности».
Как же можно настроить ребенка на положительную мотивацию в обучении?
Осмысленная деятельность учителя
— осмысленное обучение.
Чтобы активизировать и стимулировать
любознательность и познавательные мотивы,
учитель должен добиться благотворных
взаимоотношений с учащимися, а также
он должен хорошо знать себя.
Любые действия должны быть осмысленными.
Это относится и к тому, кто требует действия
от других.
Развитие внутренней мотивации
— это движение вверх.
Для того чтобы учащийся по-настоящему
включился в работу, нужно, чтобы задачи,
которые ставятся перед ним в ходе учебной
деятельности, были не только поняты, но
и внутренне приняты им, то есть чтобы
они приобрели значимость для учащегося
и нашли отклик в его переживаниях.
Развитие внутренней мотивации учения
происходит как сдвиг внешнего мотива
на цель учения.
Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее.
Отрицательный мотиватор. Некоторые
люди могут мотивировать себя или других,
думая только о катастрофах, которые произойдут,
если они чего-то не сделают. Однако о неприятностях
думать неприятно.
Негативный мотивационный стиль может
быть эффективным только для небольшого
количества людей. Для большинства людей
добавление некоторой доли положительной
мотивации оказывается очень полезным.
В работе с такими учениками следует обращать
их внимание на то, что он хочет получить,
усиливать положительный акцент. Тогда
мысли о катастрофах, которых необходимо
избежать, уйдут на задний план.
Мотивационный стиль "диктатор".
Диктатор мотивирует себя и других строгими
приказами. Человек, применяющий этот
подход, часто использует слова типа "необходимо",
"должен" или "обязан". Большинство
людей реагируют нежеланием делать это.
Более эффективно мотивировать себя и
других, перейдя на приглашения вместо
приказаний. Поэтому сдвиг к приятной,
завлекающей интонации производит большое
изменение — как и смена формулировок
на "было бы здорово", "было бы полезно",
"мы хотим".
Мотивационный стиль "Вообрази выполнение".
Многие ученики застревают на мысли о
том, каково это — выполнять задачу (решить
пример, найти ответ, вспомнить материал),
вместо того чтобы увидеть эту проблему
выполненной. Таких учеников легче всего
вывести из состояния переживания выполнения
на понимание того, чем ценно для него
выполнение задания, т.е. опять вступает
в силу положительная мотивация. Это одна
из самых трудных категорий неэффективных
мотивов, поэтому иногда, полезно бывает
дать совет ученику отложить выполнение
данного задания, вызывающее затруднение.
Мотивационный стиль перегрузки.
Некоторые ученики склонны
Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью. Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".
Как помочь ученику выйти
из состояния "выученной беспомощности".
Если у человека в жизни было много
неудач, у него снижается уровень
притязаний, самооценка. Человек настроен
на неудачу, он находится в состоянии
беспомощности. Такая ситуация получила
название — "выученная беспомощность".
Как учитель может помочь ученику
выйти из этого состояния? Исследования
показали, что чаще всего выделяются
4 причины неуспеха: отсутствие способностей;
трудность задания; невезение; недостаточность
усилий. Лучшее, что может сделать
учитель в ситуации неуспеха ученика
— это объяснить неуспех
Эмоциональность урока —
стимул или вред? Следует помнить,
что продуктивность деятельности (даже
при наличии положительной
Реакция учащихся на учебную
нагрузку будет благоприятной, если
трудность задания оптимально сочетается
с эмоциональностью урока.
Чтобы развивать положительные мотивы
учащихся можно действовать через более
раннюю стадию деятельности — познавательную
потребность. Первый начальный уровень
этой потребности — это потребность во
впечатлениях. На этом уровне индивид
реагирует на новизну стимула.
Развитие учебной мотивации невозможно,
если у учителя не складываются отношения
с конкретным классом. Для устранения
этой ситуации следует установить: соответствие
формы подачи материала уровню развития
учебных способностей детей (вредно как
завышение, так и занижение уровня). Условия
для успешного усвоения материала (благоприятный
психологический климат в классе). Характер
взаимоотношений учителя с лидером класса,
влияние взаимодействия "учитель —
лидер" на атмосферу в классе.
Успешное формирование у младших школьников положительной мотивации возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детей и решения центральных задач в их развитии.
Формированию учебной
мотивации способствует умелое использование
игровых ситуаций и других элементов
занимательности.
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения.
Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в становлении личности. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, противоречивый мир, но привлекательный для младшего школьника мир.
В государственном
образовательном стандарте
Чтобы интенсифицировать учебный процесс, возбудить и удержать интерес учащихся к учебному труду, нужно в какой-то степени отойти от традиционного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Предполагаемый мною практикум
предназначен для обучения родителей
общению с детьми, обучаемыми в
младших классах. Поступление в
школу это стресс для любого ребенка,
особенно сложно обучение, когда только
начинается отметочный период оценивания.
Это оказывает огромное влияние
на психику ребенка, а также и
на его оценки. Меняется поведение
детей, меняется общение со сверстниками,
с родителями. Возникают первые огорчения,
связанные с отрицательной
Именно поэтому я предлагаю вашему вниманию разработанный мною практикум для родителей «Наши дети».
Он направлен на развитие
положительной мотивации
Особенность данного практикума
- использование тренинговых
Цель: развитие коммуникативной компетентности родителей (открытости, доверия, эмпатии, умения воспринимать ребёнка таким, какой он есть) способствование установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.
Задачи:
Эффективность участия
в тренинге во многом зависит
от общих установок родителей
на групповую работу, от готовности
и умения слышать различные
позиции людей, извлекать из
этого опыт. Важно, чтобы в результате
такой работы у участников
группы появилась возможность
самостоятельно решать воз
Результатом участия родителей в практикуме является:
Концептуальной основой тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком.
В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального
«Свердловский областной педагогический колледж».
Кафедра начального образования.
Практикум для родителей
«Наши дети»
Екатеринбург
2013
Практикум для родителей «Наши дети»– Екатеринбург: СОПК – 2013г.
Автор-составитель: Попова Мария Анатольевна
©ГБОУ СПО СО «Свердловский областной педагогический колледж», 2013г.
©Попова М.А., 2013г.
Оглавление
Вместо предисловия………………………………
Глава 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс
1.1. Индивидуальные особенности
детей младшего школьного возраста…………………………………………………………
1.2. Место детства в
становлении личности ребенка……
1.3. Самооценка младшего школьника………………………………….60
1.4. Общение родителей
с детьми младшего школьного
возраста…………………………………………………………
1.5. Общение детей младшего
школьного возраста со
1.6. Детская агрессивность и ее причины……………………………70-72
Глава 2. Режим дня детей
младшего школьного возраста………………..73-
Глава 3. Первые уроки школьной отметки………………………………78-81
Глава 4. Памятки для
родителей……………………………………………82-
Вместо предисловия.