Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом чистовая.docx

— 522.13 Кб (Скачать файл)

Проблема мотивации в  учении возникает по каждому школьному  предмету. В соответствующих методиках  и учебных пособиях разработаны  способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета.

Кроме познавательных, социальных мотивов, психологи выделяют творческие мотивы. Наличие их обозначает, что  ученик не только усваивает те приёмы и способы общения, которые ему  предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных  действий и форм сотрудничества и  взаимодействия с окружающими людьми.

Психологи справедливо утверждают, что передача знаний от учителя к  ученику, минуя его (ученика) собственную  деятельность по овладению знаниями, не представляется возможной. Доминирующими  мотивами учебной деятельности учащихся должны стать мотивы познания окружающего  мира. При этом важно, чтобы учащиеся овладевали действиями и способами  этого познания, чтобы мотивы их самоосуществления себя как личности были у них в первую очередь. А.Н. Леонтьев под мотивацией понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности».

Как же можно настроить ребенка на положительную  мотивацию в обучении?

Осмысленная деятельность учителя  — осмысленное обучение. 
Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя. 
Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

Развитие внутренней мотивации  — это движение вверх. 
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. 
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или  в решении конкретных задач, чтобы  прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях  не срабатывает и, какого типа мотивационный  стиль работал бы эффективнее.

Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. Однако о неприятностях думать неприятно. 
Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план. 
Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим". 
Мотивационный стиль "Вообрази выполнение". Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда, полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как  одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют  себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

Поведение, ориентированное  на достижение, предполагает наличие  у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью. Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".

Как помочь ученику выйти  из состояния "выученной беспомощности". Если у человека в жизни было много  неудач, у него снижается уровень  притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии  беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная беспомощность". Как учитель может помочь ученику  выйти из этого состояния? Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность  усилий. Лучшее, что может сделать  учитель в ситуации неуспеха ученика  — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

Эмоциональность урока —  стимул или вред? Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые  сопровождают эту деятельность.

Реакция учащихся на учебную  нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока. 
Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность. Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула.  
Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить: соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня). Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе). Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.

Успешное формирование у  младших школьников положительной  мотивации возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детей и решения центральных  задач в их развитии.

Формированию учебной  мотивации способствует умелое использование  игровых ситуаций и других элементов  занимательности.                           Одним из наиболее действенных приёмов  формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При  включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к  учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую  игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и  в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

 

 

 

 

2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения.

Младший школьный возраст  – это самоценный период, наиболее благоприятный в становлении  личности. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности. Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, противоречивый мир, но привлекательный для младшего школьника мир.

В государственном  образовательном стандарте начального общего образования определено, что  важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общих учебных  умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. [17, с. 5]

Чтобы интенсифицировать  учебный процесс, возбудить и  удержать интерес учащихся к учебному труду, нужно  в какой-то степени  отойти от традиционного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Предполагаемый мною практикум  предназначен для обучения родителей  общению с детьми, обучаемыми в  младших классах. Поступление в  школу это стресс для любого ребенка, особенно сложно обучение, когда только начинается отметочный период оценивания. Это оказывает огромное влияние  на психику ребенка, а также и  на его оценки. Меняется поведение  детей, меняется общение со сверстниками, с родителями. Возникают первые огорчения, связанные с отрицательной отметкой. Не многие родители знают, как помочь ребенку справиться с этой трудной  ситуацией. Кто применяет метод  «кнута и пряника», кто-то обращается к психотерапевту. Но эти средства не всегда помогают. Ведь каждый ребенок особенный, и к нему нужен особенный подход.

Именно поэтому я предлагаю  вашему вниманию разработанный мною практикум для родителей «Наши  дети».

Он направлен на развитие положительной мотивации младших  школьников к процессу обучения.

Особенность данного практикума - использование тренинговых упражнений как для родителей, так и для  детей. Их выбор был обусловлен тем, что тренинги рассматриваются в  качестве одного из методов социально-активного  обучения подготовки родителя к общению  с ребёнком младшего школьного возраста. Общение при их выполнении помогает участникам познать собственные  тенденции поведения, учит анализировать  ситуацию общения, понимать другого  человека (в данном случае ребёнка), прогнозировать и проектировать  его поступки.

Цель: развитие коммуникативной компетентности родителей (открытости, доверия, эмпатии, умения воспринимать ребёнка таким, какой он есть) способствование установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Задачи:

  • Улучшать рефлексию своих взаимоотношений с ребенком (осознание родителями собственных достижений и проблем в общении с ребёнком)
  • Развивать способности родителя адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать ребёнка;
  • Формировать умения моделировать стратегию общения с ребёнком с позиции диалога.
  • Расширять возможности понимания своего ребенка;
  • Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком;
  • Активизировать коммуникации в семье.

 

 Эффективность участия  в тренинге во многом зависит  от общих установок родителей  на групповую работу, от готовности  и умения слышать различные  позиции людей, извлекать из  этого опыт. Важно, чтобы в результате  такой работы у участников  группы появилась возможность  самостоятельно решать воз­никающие проблемы, поэтому ведущему (тренеру) следует избегать давать готовые «рецепты», существование которых вряд ли возможно. Ориентация родителей на советы и рекомендации не способствует решению тренинговых задач, она блокирует активность и самостоятельный поиск, которые необходимы для успешной работы.

Результатом участия родителей в практикуме является:

  • приобретение коммуникативного опыта;
  • умение ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственного общения с ребёнком;
  • конструировать программу деятельности с ребёнком, выбирая содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения и т.д.;
  • преодолевать психологические барьеры общения с ребёнком и педагогами
  • осуществлять индивидуальный подход к ребёнку;
  • осознавать собственные трудности в общении.

Концептуальной основой  тренинга является идея сотрудничества взрослого с ребенком.

В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения, поэтому одной из задач тренинга является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Государственное бюджетное образовательное  учреждение

Среднего профессионального образования.

«Свердловский областной  педагогический колледж».

Кафедра начального образования.

 

Практикум для родителей

«Наши дети»

 

Екатеринбург

2013

 

Практикум для  родителей  «Наши дети»– Екатеринбург: СОПК – 2013г.

 

Автор-составитель: Попова Мария Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©ГБОУ СПО СО «Свердловский  областной педагогический колледж», 2013г.

©Попова М.А., 2013г.

Оглавление

Вместо предисловия………………………………………………………….50-51

Глава 1. Что нужно знать  родителям, если их ребенок пошел  во II класс

1.1. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………………52-54

1.2. Место детства в  становлении личности ребенка……………….55-59

1.3. Самооценка младшего  школьника………………………………….60

1.4. Общение родителей  с детьми младшего школьного  возраста………………………………………………………………61-66

1.5. Общение детей младшего  школьного возраста со сверстниками…………………………………………………………..67-69

1.6. Детская агрессивность  и ее причины……………………………70-72

Глава 2.  Режим дня детей  младшего школьного возраста………………..73-77

Глава 3.  Первые уроки  школьной отметки………………………………78-81

Глава 4.  Памятки для  родителей……………………………………………82-88

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместо предисловия.

Информация о работе Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.