Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом чистовая.docx

— 522.13 Кб (Скачать файл)

В словаре русского языка  С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается  в трех значениях: как удача в  достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах  общественно-полезной деятельности.

Успех осознается человеком  в процессе приобретения социального  опыта и достигается им благодаря  приложенным усилиям и старанию.

Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как  о неких достижениях ребенка  в социально значимой деятельности (учебе) и их признании со стороны  других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы).

Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что  меняется его социальный статус, впервые  в жизни он становится членом общества, наделенным конкретными обязанностями. Учитель выступает представителем общества: он ориентирует ребенка  в том, как вести себя, что и  как делать. Каждый ученик хочет  быть успешным: получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей и  т.п. Наличие у него такого осознанного  стремления в школьной жизни является предпосылкой достижения желанного  успеха, получения одобрения и  поддержки со стороны значимых лиц. В этом случае продуктивность помощи ребенку со стороны учителя и  семьи ощутимо возрастает.

Учение становится ведущим  видом деятельности младших школьников, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и  неудачи влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка. Неудача  в учебной деятельности приводят к напряженному состоянию нервной  системы. Вследствие длительности такого состояния могут развиваться  детские неврозы на почве учебных  неуспехов.

С началом обучения в школе  у неподготовленных детей возникают  специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети испытывают страх  перед выходом к доске для  ответа, боятся оказаться несостоятельными, неуспешными, в то время как один из основных законов начального обучения гласит, что «младший школьник должен учиться на успехе».

Педагоги, психологии родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок  в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких  результатов.

Как определить реальные возможности  каждого ученика и создать  именно такие условия, при которых  обучение становилось бы все более  успешным?

Очень часто решение подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что на самом  деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность  знаний, неудовлетворительное усвоение того или другого материала часто  являются лишь следствием негативного  отношения ребенка к учению, низкого  уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных свойств. Поэтому  подчас дополнительные занятия малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.

Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные  и у каждого ребенка свои. Выявление  этих причин – дело трудоемкое и  кропотливое, но если действительно  есть желание помочь ребенку лучше  учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его учение не «мучением», а радостью, подготовить ребенка  к успешной деятельности на следующей  ступени образования, следует установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения, мешающие ребенку хорошо учиться.

Цель: разработать содержание практикума для родителей «наши  дети», направленного на повышение  психологической грамотности родителей, воспитывающих детей младшего школьного  возраста.

 

Глава 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс.

1.1. Индивидуальные  особенности детей младшего школьного  возраста.

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6—7 до 10—11 лет (I—IV классы школы). Хронологически социально-психологические границы  этого возраста в жизни ребенка  нельзя считать неизменными. Они  зависят от готовности

 ребенка к обучению  в школе, а также от того, с какого времени начинается  и как идет обучение в соответствующем  возрасте. Если оно начинается с 6-летнего возраста, как это и происходит сейчас в большинстве случаев, то возрастные психологические границы обычно смещаются назад, т. е. охватывают возраст от 6 до примерно 10 лет; если учение начинается с семилетнего возраста, то, соответственно, границы данного психологического возраста перемещаются приблизительно на один год вперед, занимая диапазон от 7 до 11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. Вместе с тем в целом некоторая вариативность границ этого возраста не особенно сказывается на последующих успехах ребенка.

 В младшем школьном  возрасте дети располагают значительными  резервами развития. Их выявление  и эффективное использование  — одна из главных задач  возрастной и педагогической  психологии. Но прежде чем использовать  имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного уровня готовности к обучению.

 С поступлением ребенка  в школу под влиянием обучения  начинается перестройка всех  его познавательных процессов,  приобретение ими качеств, свойственных  взрослым людям. Это связано  с тем, что дети включаются  в новые для них виды деятельности  и системы межличностных отношений,  требующие от них наличия новых  психологических качеств. Общими  характеристиками всех познавательных  процессов ребенка должны стать  их произвольность, продуктивность  и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения  необходимо в течение длительного  времени сохранять повышенное  внимание, быть достаточно усидчивым,  воспринимать и хорошо запоминать  все то, о чем говорит учитель.

 Психологами доказано, что обычные дети в младших  классах школы вполне способны, если только их правильно обучать,  усваивать и более сложный  материал, чем тот, который дается  по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело  использовать имеющиеся у ребенка  резервы, необходимо решить предварительно  две важные задачи. Первая из  них состоит в том, чтобы  как можно быстрее адаптировать  детей к работе в школе и  дома, научить их учиться, не  тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа  должна быть составлена таким  образом, чтобы вызывать и поддерживать  постоянный интерес у учащихся.

 Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

 Еще одна проблема  состоит в том, что углубленная  и продуктивная умственная работа  требует от детей усидчивости,  сдерживания эмоций и регуляции  естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания  внимания на учебных задачах,  а это в начальных классах  умеют делать далеко не все  дети. Многие из них быстро  утомляются, устают.

 Особую трудность для  детей 6—7-летнего возраста, начинающих  обучаться в школе, представляет  саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

 На занятиях учитель  задает детям вопросы, заставляет  их думать, а дома то же самое  от ребенка требуют родители  при выполнении домашних заданий.  Напряженная умственная работа  в начале обучения детей в  школе утомляет их, но это часто  происходит не потому, что ребенок  устает именно от умственной  работы, а по причине его неспособности  к физической саморегуляции.

 С поступлением в  школу изменяется положение ребенка  в семье, у него появляются  первые серьезные обязанности  по дому, связанные  с учением  и трудом. К нему взрослые люди  начинают предъявлять повышенные  требования. Все это вместе взятое  образует проблемы, которые ребенку  необходимо решать с помощью  взрослых на начальном этапе  обучения в школе.

 

 

 

 

1.2. Место детства  в становлении личности.

В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и  стилевые черты личности. Первые относятся  к интересам человека, к тем  целям и задачам, которые он перед  собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком  средства достижения соответствующих  целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в  основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает  в школьные годы, обычно сохраняются  в той или иной степени в  течение всей последующей жизни.

 Каждый возраст вносит  свой существенный вклад в  развитие личности. Точно этот  вклад пока еще никем не  установлен, но, опираясь на данные  проведенных исследований, можно  высказать предположение о том,  что в пределах детства существует  несколько периодов, сензитивных  к развитию отдельных групп  личностных качеств ребенка. Рассмотрим  эти периоды.

 Сензитивным периодом формирования первичных мотивов человека и черт его характера является дошкольное детство, от рождения до поступления в школу. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые первоначально (в раннем детстве) формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а затем (к старшему дошкольному возрасту) начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. В дошкольном возрасте оформляются задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы.

Младший школьный и начало подросткового возраста — годы ускоренного  развития способностей, а старший  школьный возраст— время, наиболее благоприятствующее развитию нравственных и мировоззренческих установок, системы взглядов личности на мир.

 Периоды собственно  личностного и познавательного  развития ребенка, скорее всего  не чередуются, как это традиционно  подчеркивалось в концепциях  периодизации психологического  развития, а накладываются в онтогенезе  друг на друга, сложным образом  переплетаясь. Процесс интеллектуального  развития детей идет несколько  быстрее и завершается раньше, чем процесс личностного взросления. Кроме того, периоды познавательного  развития несколько короче, чем  периоды личностного развития.

Личностное развитие ребенка  начинается с рождения и завершается  после окончания школы приобретением  социально-психологической самостоятельности  и независимости, а также чувства  внутренней свободы, характерного для  высокоразвитой личности. Постепенно, к раннему возрасту ребенок приходит к осознанию того факта, что его  мать и другие люди представляют собой  нечто отдельное от него. Этому  помогает способность ребенка манипулировать и изучать объекты, овладевать ими  физически и познавать умственно. Постепенно, за счет движений и органов  чувств ребенок осваивает окружающий его мир вещей и людей, отделяет себя от него посредством деятельности, общения и встречной активности аналогичного типа, совершаемой вместе с ним и по отношению к нему взрослыми людьми.

 По мере роста ребенка,  вслед за тем, как рвутся  его первичные физиологические  и социально-психологические связи  с матерью, с Другими заменяющими  и дополняющими ее в детстве  людьми, у ребенка развивается  стремление к личностной независимости  и пересыльной свободе. Последовательные  шаги реализации этого жизненно  важного стремления таковы: физическая  независимость (отделение ребенка  от организма матери); физиологическая  независимость (появление способности  самостоятельно удовлетворять свои  органические потребности); психологическая  независимость — свобода, понимаемая  как способность человека думать  и поступать вполне самостоятельно, сообразно внутренне принятым  принципам собственной автономной  морали.

 Вместе с индивидуализацией  личности, ее эмансипацией и приобретением  независимости в современном  обществе, где есть место не  только человеческим, но и «нечеловеческим»  отношениям, может расти и чувство  одиночества. Это одиночество  порождает в нем ощущение беззащитности  и тревоги. Одна из первых серьезных опасностей, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка в обществе, основанном на конкурентных отношениях между людьми, не отличающихся высокой моралью и культурой, состоит в том, что растущий человек не получает должной моральной поддержки со стороны окружающих людей, оказывается вынужденным защищать себя от них, бороться за свое существование.

Информация о работе Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.