Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа
ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.
Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………
В словаре русского языка
С.И. Ожегова слово «успех»
Успех осознается человеком
в процессе приобретения социального
опыта и достигается им благодаря
приложенным усилиям и
Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о неких достижениях ребенка в социально значимой деятельности (учебе) и их признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, референтной группы).
Переступая порог школы,
ребенок из дошкольника превращается
в ученика, а это значит, что
меняется его социальный статус, впервые
в жизни он становится членом общества,
наделенным конкретными обязанностями.
Учитель выступает
Учение становится ведущим видом деятельности младших школьников, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребенка. Неудача в учебной деятельности приводят к напряженному состоянию нервной системы. Вследствие длительности такого состояния могут развиваться детские неврозы на почве учебных неуспехов.
С началом обучения в школе у неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся оказаться несостоятельными, неуспешными, в то время как один из основных законов начального обучения гласит, что «младший школьник должен учиться на успехе».
Педагоги, психологии родители
стремятся сделать все
Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы все более успешным?
Очень часто решение подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или другого материала часто являются лишь следствием негативного отношения ребенка к учению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных свойств. Поэтому подчас дополнительные занятия малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.
Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь ребенку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его учение не «мучением», а радостью, подготовить ребенка к успешной деятельности на следующей ступени образования, следует установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения, мешающие ребенку хорошо учиться.
Цель: разработать содержание
практикума для родителей «наши
дети», направленного на повышение
психологической грамотности
Глава 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс.
1.1. Индивидуальные
особенности детей младшего
Начальный период школьной
жизни занимает возрастной диапазон
от 6—7 до 10—11 лет (I—IV классы школы). Хронологически
социально-психологические
ребенка к обучению
в школе, а также от того,
с какого времени начинается
и как идет обучение в
В младшем школьном
возрасте дети располагают
С поступлением ребенка
в школу под влиянием обучения
начинается перестройка всех
его познавательных процессов,
приобретение ими качеств,
Психологами доказано,
что обычные дети в младших
классах школы вполне способны,
если только их правильно
Вторая задача возникает в связи с тем, что многие дети приходят в школу не только не подготовленными к новой для них социально-психологической роли, но и со значительными индивидуальными различиями в мотивации, знаниях, умениях и навыках, что делает учение для одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.
Еще одна проблема
состоит в том, что
Особую трудность для
детей 6—7-летнего возраста, начинающих
обучаться в школе,
На занятиях учитель
задает детям вопросы,
С поступлением в
школу изменяется положение
1.2. Место детства в становлении личности.
В детстве складываются основные
мотивационные, инструментальные и
стилевые черты личности. Первые относятся
к интересам человека, к тем
целям и задачам, которые он перед
собой ставит, к его основным потребностям
и мотивам поведения. Инструментальные
черты включают предпочитаемые человеком
средства достижения соответствующих
целей, удовлетворения актуальных потребностей,
а стилевые касаются темперамента,
характера, способов поведения, манер.
К окончанию школы личность в
основном оформляется, и те индивидуальные
особенности персонального
Каждый возраст вносит
свой существенный вклад в
развитие личности. Точно этот
вклад пока еще никем не
установлен, но, опираясь на данные
проведенных исследований, можно
высказать предположение о том,
Сензитивным периодом формирования первичных мотивов человека и черт его характера является дошкольное детство, от рождения до поступления в школу. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые первоначально (в раннем детстве) формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а затем (к старшему дошкольному возрасту) начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. В дошкольном возрасте оформляются задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы.
Младший школьный и начало подросткового возраста — годы ускоренного развития способностей, а старший школьный возраст— время, наиболее благоприятствующее развитию нравственных и мировоззренческих установок, системы взглядов личности на мир.
Периоды собственно
личностного и познавательного
развития ребенка, скорее
Личностное развитие ребенка
начинается с рождения и завершается
после окончания школы
По мере роста ребенка,
вслед за тем, как рвутся
его первичные физиологические
и социально-психологические
Вместе с индивидуализацией
личности, ее эмансипацией и