Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом чистовая.docx

— 522.13 Кб (Скачать файл)
  • мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений).
  • мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).
  1. Мотивы, связанные с косвенным результатом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

 

    1. Широкие социальные мотивы:
    • мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.д.
    • мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.д.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения)

 

2.  Узколичные мотивы:

    • мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получить хорошие отметки);
    • престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей).

 

  1. Отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).

 

Исследования учебной  мотивации младших школьников показывают, что среди тех мотивов учения, которые хорошо осознаются и понимаются детьми, преобладают широкие социальные мотивы (41,1 %), такие как мотивы самосовершенствования  и самоопределения («хочу быть культурным человеком», «знания нужны мне  для будущего»), а также мотивы долга и ответственности, в первую очередь перед учителем («стремлюсь быстро и точно выполнить требования учителя»). Однако эти мотивы, придавая общий смысл учению, не являются реально действующими в силу недостаточной приближенности большинства из них к повседневной жизни детей.

Основным же побуждающим  мотивом учебной деятельности в  условиях традиционного обучения оказывается  для младших школьников отметка (65,8 %)

Учебно-познавательные мотивы, связанные с содержание учения, не занимают ведущего места по числу  указаний на них на протяжении всего  младшего школьного возраста (21,8 %) и  не выступают в качестве ведущего реально действующего побудителя учебной  деятельности.

Несмотря на то, что учебно-познавательная мотивация не является для младших  школьников основным побуждающим фактором учения, именно внутри этой группы мотивов отмечаются наиболее существенные изменения на протяжении младшего школьного возраста: от 1-го к 3-му классу увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать новое на уроке», «нравится, когда учитель на уроке рассказывает интересное»). Это отражает развитие познавательных интересов детей, возникновение избирательных интересов к учебным предметам.

Отмечено, что у некоторых  детей к концу младшего школьного  возраста эти интересы приобретают  выраженный и относительно устойчивый характер.

Однако параллельно с  возрастающим интересом к содержанию учения к концу младшего школьного  возраста снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности («люблю думать, рассуждать на уроке», «люблю решать трудные задачи»). Характерно при этом, что во внеучебной ситуации при выполнении занимательных  задач у большинства детей  отмечается высокий интерес к  процессуальной стороне интеллектуальной деятельности.

К концу младшего школьного  возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности и, кроме того, противоречит естественному  ходу развития познавательных потребностей и интересов в детском возрасте. Ведь, напротив, к концу младшего школьного возраста закономерно  было бы ожидать появления нового уровня развития мотивации учения, обеспечивающего возможность перехода к более сложным формам познавательной деятельности.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа.

 Учебно-познавательные  мотивы, связанные с внутренним  содержанием и процессом учения, формируются не только в ходе  активного освоения учебной деятельности, а не вне ее. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебно-познавательных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.

Внутренняя и  внешняя мотивация к учению

Положение о том, что внутренняя мотивация учения является наиболее естественной, ведущей к наилучшим  результатам в процессе обучения не требует специального доказательства. При этом к внутренним мотивам  учения относят обычно непосредственную заинтересованность учащегося в  способах действия, технологиях и  алгоритмах и в достижении результата учения. В то же время учебный  процесс в значительной степени  побуждается и другими внешними мотивирующими факторами. Необходимо отметить, что учебная деятельность учащегося полимотивирована. Одной из основных задач педагога является повышение в мотивационных структурах учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.

Мотивация внутреннего типа, характеризующаяся социализованным  личностным смыслом,- это реальная внутренняя мотивация развития. Она является необходимым фактором построения внутренне  гармоничной предметной структуры  учебной деятельности, оптимальным  образом организующей весь процесс  ее реализации. При доминировании  внешних мотивов создается неадекватная структура, которую трудно назвать  учебной деятельностью. Учебная  цель и реально действующий внешний  мотив учения оказываются отделенными, т. е. расходятся.

Доминирование индивидуализованного личностного смысла ведет к тому, что социальные, объективные формы  контроля и оценки замещаются сугубо индивидуальными, субъективными. Вместе с целью учения может вытесняться и учитель как субъект совместной деятельности, как носитель значения учения.

К наиболее выраженным типам  внутренних мотивов учения принадлежат  такие, как: творческое развитие в предмете учения; действие вместе с другими  и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости  учения для жизни, процесс учения как возможность общения, мотив  похвалы от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в  учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. По-видимому, еще больше насыщены внешними моментами  такие мотивы, как учеба как  вынужденный долг; процесс учебы  как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижных моментов; демонстративность, стремление оказаться в центре внимания. Эти  мотивационные факторы могут  оказывать и заметное негативное влияние на характер, и результаты учебного процесса. И, вероятно, наиболее сильно извращаю внутреннюю структуру  учебной и познавательной мотивации  такие установки как учеба  ради материального вознаграждения и избегание неудач как мотив  учения (В.Э.Мильман).

Мотивация учебной и познавательной деятельности - это качественно разнообразная  система побуждений, которая направляет учащегося на учебную и познавательную деятельность как на средство достижения иных целей.

Учебная мотивация - это система  побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на овладение способами действий, деятельности технологиями.

Познавательная мотивация - это система побуждений, определяющих активность учащегося и её направленность на знание: понятия, закономерности, законы, алгоритмы и др.

Уровни учебно-познавательной мотивации

А.К Марковой и др. рассматриваются  следующие типы отношения школьника  к учению и соответственно характер его мотивации, и состояние учебной деятельности: отрицательное, нейтральное (пассивное) отношение, положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное), положительное (познавательное осознанное), положительное (активное, инициативное, творческое) отношение, положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение.

Первый уровень мотивации учения, отрицательный, характеризуется отрицательным типом отношения к учению. Наблюдается преобладание мотивов избегания неприятностей, наказания. Преобладают индивидуалистические мотивы. Отсутствует интерес к процессу и содержанию учения.

Учащийся объясняет свои неудачи внешними причинами. При  самостоятельной постановке целей  испытывает затруднения. Отвлекается  от поставленной цели, не может её удержать и вернуться к ней после  отвлечения.

Деятельность прекращается после затруднений и ошибок. У  учащегося преобладают отрицательные  эмоции избегания, страха, обиды, неудовлетворенности  собой и учителем.

Второй уровень мотивации учения, нейтральный, характеризуется нейтральным (пассивным) отношением к учению. У учащегося наблюдаются ещё очень неустойчивые мотивы интереса к внешним результатам учения. Учащийся не может самостоятельно поставить цель, уходит от трудностей и не возвращается к нерешенным задачам. У него преобладают отрицательные эмоции скуки, неуверенность. Проявляется эмоциональная неустойчивость.

Третий уровень мотивации учения, положительный аморфный, характеризуется положительным, аморфным, нерасчленённым и ситуативным отношением к учению. Это отношение уже заранее задано и может быть названо предотношением.

 У учащегося наблюдается  интерес к результату учения  как широкий познавательный мотив  и заинтересованность в отметке  учителя. Но мотивация ещё носит  неустойчивый характер. Умеет ориентироваться  на поставленную учителем цель, понимает и осмысляет их. Ориентируется  на результаты своей деятельности.

У учащегося наблюдаются  эмоции удивления, переживания необычности  и новизны, развлекательности учебного материала. Он испытывает положительные  эмоции от пребывания в школе. У учащегося  сформирован положительный настрой  к учению, который всё ещё зависит  от ситуации.

Четвёртый уровень мотивации учения, положительный познавательный, характеризуется положительным познавательным, осознанным отношением к учению.

У учащегося сформированы учебно-познавательные мотивы как интерес  к разным способам добывания знаний, осознанное соотнесение мотивов  и целей своих действий.

Учащийся понимает связь  результата со своими возможностями. Он различает трудность задачи и  свои возможности, способности и  усилия в постановке реалистических целей.

Учащийся уже умеет  оценить вероятность успеха при  решении задачи, умеет оценить  временные и энергетические затраты, необходимые для достижения цели. Умеет объяснить причины своих  успехов и неудач как объективной  трудностью задачи, так и недостатком  своих усилий в решении данного  задания.

Отметка учителя анализируется  и с позиций затраты своих  усилий, учитывается трудность задачи и наличие способностей для её решения на данный момент.

Пятый уровень мотивации учения, положительный активный, характеризуется положительным активным, инициативным и творческим отношением к учению.

У учащегося наблюдаются  мотивы совершенствования способов учебно-познавательной деятельности, самостоятельность мотивов, осознанное восприятие своих мотивов и целей. При постановке целей учащийся проявляет  самостоятельность, проявляет инициативу. Он умеет гибко ставить цели, которые  меняются в зависимости от ситуации.

 Учащийся осознаёт  себя субъектом учебной деятельности  и источником активности в  учении. У учащегося преобладают  положительные эмоции при постановке  нестереотипных целей. Наблюдаются  эмоции, предваряющие и регулирующие  деятельность, конструктивного сомнения, неудовлетворённости.

Шестой уровень мотивации учения личностный, характеризуется положительным личностным ответственным и действенным отношением к учению.

 У учащегося преобладают  мотивы совершенствования способов  сотрудничества в ходе учебно-познавательной  деятельности, соподчинение мотивов  и их устойчивая иерархия с  доминированием.

Учащийся легко проходит этап борьбы мотивов. У него преобладают  мотивы ответственности на основе осознания  причастности к результатам совместной учебной деятельности.

Учащийся способен поставить  и достигнуть все виды целей, умеет ставить социально значимые цели. Умеет принимать решения, предвидит социальные результаты и последствия достижения своих целей. Проявляет настойчивость и упорство в преодолении затруднений. Стремится к расширению своих возможностей.

 У учащегося наблюдаются  положительные, личностно окрашенные  эмоции, устойчивый оптимистический  внутренний настрой, положительная  эмоция активной позиции в  коллективе (Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.)

Эти уровни - показатель отношения  учащегося к содержанию предмета (познавательный мотив), способам обучения (учебный мотив) и применимости предметных знаний и умений в жизни и будущей  профессии. Перевод учащегося с  одного уровня на другой уровень связан с возникновением и закреплением в структуре мотивации учебно-познавательных мотивов, связанных с определённым предметом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.