Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа
ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.
Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………
Усиливающаяся
Во втором случае
связи с людьми принимают
Одной из серьезных
опасностей, которая может возникнуть
на пути личностного развития
ребенка в современном,
Различают инструментальную
агрессивность и целевую.
Агрессию надо отличать
от настойчивости и
При попытках оказать
воспитательное воздействие на
агрессивное поведение детей
нередко возникает
Причиной агрессивного
поведения детей нередко
Замечено, что мальчики более склонны к проявлениям агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорически запрещается вести себя агрессивно, так как в женский социально-психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.
1.3. Самооценка младшего школьника.
Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.
Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также, если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать.
1.4. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста.
Одобрение и неодобрение
со стороны родителей имеют
Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получал необходимого тепла, заботливости, чувствовал пренебрежение к себе. Белорусский психолог Г.М. Красневская изучала неуверенных в себе учащихся первого класса. Это были дети в большинстве своем замкнутые, робкие, пассивные, беспомощные, с низкой самооценкой и уровнем притязаний. Инициативы они, как правило, не проявляли, речь их была робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то их и вообще не было. Поиски причин неуверенности этих детей привели исследователя в их семьи. В них обнаружились определенные тенденции в отношении родителей и детей, которые проявлялись еще и до поступления ребят в школу. Родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному; оскорбление, унижение, высмеивание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на развитие личности, способствовали формированию неуверенности ребенка в своих силах.
Существенное влияние
на формирование личности ребенка оказывает
стиль руководства, преобладающий
в семье. Замечено, что в семьях,
где преобладает «
В качестве силы, компенсирующей или смягчающей у ребенка напряжение в связи с влиянием социума, выступает семья. В семье ребенок прежде всего получает признание своего «Я», находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями.
В современной семье произошли изменения в таких ее функциях, как эмоциональная поддержка ребенка, без которой он чувствует себя беззащитным и беспомощным, и развитие способности у ребенка правильно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.
Каким образом семья провоцирует негативные переживания ребенка? Родители сами испытывают страх, так как не уверены в завтрашнем дне. Они не могут скрывать этого, часто демонстрируют при ребенке негативные чувства и по отношению друг к другу, и вообще к людям. Особую трудность во взаимодействии с ребенком у родителей вызывает то обстоятельство, что они не знают, какими они хотели бы видеть своих детей, какие нравственные качества и нормы поведения у них воспитывать. В реальной жизни очевиден кризис прежней системы ценностей: хорошо учиться, быть прилежным учеником, честным человеком. Понимание взрослым того, что сейчас превалируют другие ценности, вызывает у него ощущение собственной несостоятельности, беспомощности в воспитании. К этому можно добавить разочарование системой образования в целом.
Можно констатировать потерю
взрослыми дистанции в общении
с ребенком - или чрезмерный контроль,
или излишнюю опеку со стороны
взрослого. Это объясняется страхом
родителей за ребенка в условиях
социальной напряженности и
Процесс взросления младшего школьника затруднен и смещением ролей в семье. Эмоциональным, а часто и материальным лидером является мать: женщина определяет стиль семейного воспитания, наказывает и поощряет ребенка, поддерживает контакт со школой. Авторитет отца в современной семье невелик. В детских рисунках на тему «Моя семья» папа либо вообще отсутствует, либо его изображение очень маленькое по размеру в сравнении с другими членами семьи, в черном цвете без прорисовки деталей - лица, одежды и т.д. Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка зависит от отношений с матерью: ее любви, принятия ею ребенка. Такое положение дел затрудняет усвоение социальных навыков в реализации половых стереотипов поведения и у мальчиков, и у девочек. Возможности копирования ограничиваются у современных детей только женским поведением в силу привязанности, прежде всего к матери. А поведение женщин чаще всего авторитарно, по сути, направлено на подчинение другого - ребенка, отца.
Отношения с родителями,
структура семьи и
В дошкольном детстве ребенок в силу своей изначальной зависимости не противостоит взрослому, а прежде всего, учится приспосабливаться к нему как к естественному условию существования. Когда же ребенок начинает заявлять о своей «самости», когда он начинает противопоставлять себя другим, утверждая «Я сам!», «Я буду!», «Я не буду!», «Я хочу!», «Я не хочу!», взрослые, естественно, перестраиваются и поднимают стиль общения с ребенком к взрослой манере. Конечно, это происходит постепенно, вслед за развивающейся «самостью» ребенка и его отдельными проявлениями, свидетельствующими о происходящих изменениях в общении.
В период, когда ребенок начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком обретает новые нюансы.
Авторитарный стиль, подразумевающий жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.