Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом чистовая.docx

— 522.13 Кб (Скачать файл)

 Усиливающаяся индивидуализация  в этих условиях приводит либо  к подчинению другим, либо к  подавлению других, либо к изоляции  от них. В первом случае для  того, чтобы снять тревогу и  страх, ребенок стремится слиться  с окружающими, беспрекословно  подчиняется им и действующим  в обществе законам, возвышающимся  над ним властям. За это,  однако, надо платить полным или  частичным отказом от собственного  «Я», от того, чтобы быть индивидуальностью  — личностью.

 Во втором случае  связи с людьми принимают неравноправный  характер, но как бы с обратным  знаком: человек начинает развиваться  как личность за счет других  людей и в конце концов останавливается в своем индивидуальном развитии потому, что вокруг него не остается никого, кому бы он мог подражать и с кого бы он мог брать пример. Так рождаются два основных типа личности, характерных для недемократичной, тоталитарной государственной системы:  конформная, не имеющая собственного «Я», и властная, деспотичная, лицо которой искажено гримасой, выражающей далеко не лучшие человеческие побуждения и чувства.

 Одной из серьезных  опасностей, которая может возникнуть  на пути личностного развития  ребенка в современном, чреватом  человеческими конфликтами обществе, является формирование и укрепление  такой черты, как агрессивность.  Ее можно определить как преднамеренное  поведение, причиняющее вред другому  человеку или предмету. Это может  быть физическое нападение одного  ребенка на другого или взрослого  (ударить, укусить), вербальная агрессия (крикнуть, обозвать, оскорбить), нарушение  неотъемлемых прав Другого человека (лишение свободы, силовое воздействие, принуждение), соответствующие воздействия на предметы материальной и Духовной культуры, природу или животных. Если все или кое-что из названного осуществлено человеком ненамеренно, нечаянно, то такой акт не рассматривается как агрессивный.

 Различают инструментальную  агрессивность и целевую. Первая  совершается как средство достижения  некоторого результата, который  сам по себе не является  агрессивным актом, вторая выступает  как осуществление агрессии в  качестве заранее спланированного  акта, цель которого — нанесение  вреда или ущерба объекту. У  маленьких детей большинство  агрессивных действий является  инструментальным, причем они сосредоточиваются  вокруг обмена предметами. Дети  отнимают друг у друга игрушки,  отталкивают друг друга от привлекательных для них предметов, которыми сами хотят играть, защищают свои собственные игрушки от попыток отобрав их и т. п.

 Агрессию надо отличать  от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если  они не наносят вред окружающим людям могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеют в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей всегда и везде, где для этого складываются подходящие условия.

 При попытках оказать  воспитательное воздействие на  агрессивное поведение детей  нередко возникает своеобразный  порочный педагогический круг: высокоагрессивный ребенок вызывает ответное враждебное отношение к себе со стороны окружающих людей. В результате его собственные агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются, так как они получают поддержку со стороны агрессивных действий других людей.

 Причиной агрессивного  поведения детей нередко выступают  родители, которые сами демонстрируют  образцы подобного поведения,  причем враждебность реакций  одних членов семьи по отношению  к другим вызывает обычно аналогичные  действия с их стороны. В  результате своеобразный порочный  круг на пути предупреждения  агрессивного поведения у детей  может образоваться внутри семьи.  Он будет провоцировать агрессивное  поведение и передачу его детям  со стороны родителей и других  членов семьи.

 Замечено, что мальчики  более склонны к проявлениям  агрессивности, чем девочки, и  это, в частности, объясняется  тем, что обладание некоторыми  близкими к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорически запрещается вести себя агрессивно, так как в женский социально-психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.

 

 

1.3. Самооценка  младшего школьника.

Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том  числе и регулятивную функцию. Эффективность  учебной деятельности школьника  зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между  успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Самооценка в младшем  школьном возрасте формируется в  основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают  другие (взрослые и сверстники). При  этом им важно, чтобы положительная  оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень  притязаний являются личностными параметрами  умственной деятельности и позволяют  судить о том, как проходит процесс  развития личности младшего школьника  под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием  самооценки.

Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное  тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также, если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать.

 

 

 

 

 

1.4. Общение родителей  с детьми младшего школьного  возраста.

Одобрение и неодобрение  со стороны родителей имеют значительную побудительную силу для ребенка. Психиатры и медицинские психологи  утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов может способствовать возникновению невроза навязчивых состояний и психастении. В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие  возможности для развития своей  активности, самостоятельности. В такой  семье ребенок может свободно проявлять не только свою радость  и т.п., он может и поплакать, не боясь, что над ним будут насмехаться. Этим и создается чувство «полной  защищенности» в семье, о котором  писал А.С. Макаренко.

Противоположная картина  нередко наблюдается там, где  ребенок не получал необходимого тепла, заботливости, чувствовал пренебрежение  к себе. Белорусский психолог Г.М. Красневская изучала неуверенных в себе учащихся первого класса. Это были дети в большинстве своем замкнутые, робкие, пассивные, беспомощные, с низкой самооценкой и уровнем притязаний. Инициативы они, как правило, не проявляли, речь их была робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то их и вообще не было. Поиски причин неуверенности этих детей привели исследователя в их семьи. В них обнаружились определенные тенденции в отношении родителей и детей, которые проявлялись еще и до поступления ребят в школу. Родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному; оскорбление, унижение, высмеивание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на развитие личности, способствовали формированию неуверенности ребенка в своих силах.

Существенное влияние  на формирование личности ребенка оказывает  стиль руководства, преобладающий  в семье. Замечено, что в семьях, где преобладает «демократический стиль», дети чаще проявляют дружеские  чувства, инициативу, стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше эмоциональности, доверия к  людям в своих социальных взаимоотношениях, нежели их сверстники из «авторитарных» семей.

В качестве силы, компенсирующей или смягчающей у ребенка напряжение в связи с влиянием социума, выступает  семья. В семье ребенок прежде всего получает признание своего «Я», находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями.

В современной семье произошли  изменения в таких ее функциях, как эмоциональная поддержка  ребенка, без которой он чувствует  себя беззащитным и беспомощным, и развитие способности у ребенка  правильно строить свое поведение  в соответствии с социальными  нормами.

Каким образом семья провоцирует  негативные переживания ребенка? Родители сами испытывают страх, так как не уверены в завтрашнем дне. Они  не могут скрывать этого, часто демонстрируют  при ребенке негативные чувства  и по отношению друг к другу, и  вообще к людям. Особую трудность  во взаимодействии с ребенком у родителей  вызывает то обстоятельство, что они  не знают, какими они хотели бы видеть своих детей, какие нравственные качества и нормы поведения у  них воспитывать. В реальной жизни  очевиден кризис прежней системы  ценностей: хорошо учиться, быть прилежным  учеником, честным человеком. Понимание  взрослым того, что сейчас превалируют  другие ценности, вызывает у него ощущение собственной несостоятельности, беспомощности  в воспитании. К этому можно  добавить разочарование системой образования  в целом.

Можно констатировать потерю взрослыми дистанции в общении  с ребенком - или чрезмерный контроль, или излишнюю опеку со стороны  взрослого. Это объясняется страхом  родителей за ребенка в условиях социальной напряженности и нестабильности. Ребенок вынужден подчинять свою жизнь страхам взрослых. И чем  строже взрослые требуют послушания, тем с большей дерзостью дети отвечают неповиновением. Нарушения  дисциплины, непослушание - это сигнал для взрослых о неблагополучии в  отношениях с ребенком. Недисциплинированность в поведении в психологии называют «отраженным» поведением, вызванным  стремлением уменьшить беспокойство, выразить неприятие чего-то, выступить  против контроля или просто позвать  на помощь. Приемлемые модели поведения, возможно, формировать лишь в результате диалога с ребенком.

Процесс взросления младшего школьника затруднен и смещением ролей в семье. Эмоциональным, а часто и материальным лидером является мать: женщина определяет стиль семейного воспитания, наказывает и поощряет ребенка, поддерживает контакт со школой. Авторитет отца в современной семье невелик. В детских рисунках на тему «Моя семья» папа либо вообще отсутствует, либо его изображение очень маленькое по размеру в сравнении с другими членами семьи, в черном цвете без прорисовки деталей - лица, одежды и т.д. Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка зависит от отношений с матерью: ее любви, принятия ею ребенка. Такое положение дел затрудняет усвоение социальных навыков в реализации половых стереотипов поведения и у мальчиков, и у девочек. Возможности копирования ограничиваются у современных детей только женским поведением в силу привязанности, прежде всего к матери. А поведение женщин чаще всего авторитарно, по сути, направлено на подчинение другого - ребенка, отца.

Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения  между родителями оказывают важнейшее  влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все  более сильное влияние на них  оказывают другие взрослые.

В дошкольном детстве ребенок  в силу своей изначальной зависимости  не противостоит взрослому, а прежде всего, учится приспосабливаться к  нему как к естественному условию  существования. Когда же ребенок  начинает заявлять о своей «самости», когда он начинает противопоставлять  себя другим, утверждая «Я сам!», «Я буду!», «Я не буду!», «Я хочу!», «Я не хочу!», взрослые, естественно, перестраиваются  и поднимают стиль общения  с ребенком к взрослой манере. Конечно, это происходит постепенно, вслед  за развивающейся «самостью» ребенка  и его отдельными проявлениями, свидетельствующими о происходящих изменениях в общении.

В период, когда ребенок  начинает ходить в школу, новая социальная ситуация, в которую он попадает, приводит к тому, что сложившийся  в семье стиль общения с  ребенком обретает новые нюансы.

Авторитарный стиль, подразумевающий  жесткое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные - подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.

Информация о работе Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.