Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом чистовая.docx

— 522.13 Кб (Скачать файл)

Либерально-попустительский  стиль подразумевает общение  с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через  требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство  приводит к тому, что он не может  развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое  главное, что необходимо для правильного  социального развития ребенка, - понимание  слова «надо». В подобной семье  формируется недовольный окружающими  людьми эгоист, который не умеет  вступать в нормальные взаимоотношения  с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении - ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим  целям. Его социальный эгоцентризм  не дает возможности нормально овладевать социальным пространством человеческих отношений.

Одним из вариантов  либерально-попустительского стиля  в семье является гиперопека.

Гиперопекающий стиль изначально лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии. В этом случае семья полностью фиксирует свое внимание на ребенке: из-за возможной угрозы несчастного случая или тяжелой болезни; из-за стремления компенсировать свои неудачи будущими успехами ребенка; из-за оценки своего ребенка как вундеркинда и др. В такой семье родители растворяются в ребенке, посвящают ему всю свою жизнь. Добровольное жертвоприношение невротизирует родителей, они начинают надеяться на благодарность своего ребенка в будущем, не видя благодарности в настоящем, страдают, не понимая, что растят инфантильного, неуверенного в себе, также невротизированного человека, полностью лишенного самостоятельности. Такой ребенок постоянно прислушивается к своим ощущениям: не болит ли «головка», «животик», «горлышко»? Уменьшительно-ласкательные названия частей своего тела еще долго останутся в его лексиконе и будут вызывать ироническое отношение сверстников. А инфантильное и зависимое поведение лишит его возможности общаться с ними на равных. Он займет подчиненную позицию, найдя себе покровителя среди одноклассников.

Ценностное отношение  к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него - наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь  ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают  на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и предлагают считаться с другими. Он знает, что  такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный  человек с чувством собственного достоинства и ответственности  за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства и знает, что такое дисциплина.

Перечисленные стили общения  в семье при всех различиях  имеют общее - родители неравнодушны к своим детям. Они любят своих  детей, а стиль воспитания часто  является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к  рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный  стиль его индивидуального воспитания. Конечно же, культура семейного воспитания должна развиваться в семьях и  достижения в этой сфере должны передаваться следующим поколениям. Ведь именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в этом отношении.

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Общение детей  младшего школьного возраста  со сверстниками.

Очень важно знать, что  статус ученика в системе межличностных  отношений класса складывается в  первые два года обучения в школе  и является весьма устойчивым, влияя  и на его социальное развитие, и  на его отношение к товарищам, к классному коллективу и школе  в целом.

В 3-4 классах роль учителя  в плане личностного влияния  становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают  более тесный характер. Личные взаимоотношения  являются основой создания группировок (малых групп). Количество учащихся в таких группировках постепенно увеличивается: от 2-3 в первых классах  до 5-6 в четвертых. И если вначале  внешние факторы (сидят рядом) служили  причиной объединения детей, то позже - общность интересов, нравственных качеств.

Учебная, общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его  общими целями, интересами. Положение  же ученика в группе, его статус может быть разным: благоприятным  и неблагоприятным. В первом случае школьник с желанием идет в школу, он активен в учебной и общественной работе и позитивен по отношению  к коллективу. Во втором - возникает  неудовлетворенность ученика своим  положением со всеми вытекающими  отсюда последствиями, иногда весьма негативными в плане нравственного развития.

Если в первых классах  школы выбор партнера по общению  определялся для ребенка в  основном оценками учителя, успехами в  учении, то к 3-4 классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой  со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.

Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок  пока бессознательно отрывает от себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует  эти стили, исходя из своих собственных  волевых возможностей и определенной социальной смелости.

Начальная школа вторгает прежде защищенного семьей, малым  личным опытом общения ребенка в  ситуацию, где в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность - свое право быть равноправным в общении с другими людьми. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности  и степень свободы ребенка  среди других людей.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений  ребенка с людьми. Как указывал Л.С. Выготский, история культурного развития ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение.

Отношения между школьниками  постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники  большую часть времени проводят без родительского присмотра. У  младших школьников дружеские отношения  формируются, как правило, между  детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок  все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.

Именно группа сверстников  становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие  ориентироваться в дальнейшем.

В школьные годы группы сверстников  формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса  семей, к которым принадлежат  дети.

Особую проблему представляют коммуникативные трудности, возникающие  вне семьи в отношениях с учителями  и сверстниками - от негативизма, агрессивности  и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Неадекватные отношения со сверстниками, складывающиеся в младшем школьном возрасте, являются показателем неблагополучия в личностном развитии. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика.

Причины неэффективности  общения детей могут быть связаны  с особенностями развития мотивов - недостаточным развитием социальных мотивов, ориентированности на сверстника, на сферу его потребностей и интересов, а также с низким уровнем развития необходимых коммуникативных навыков  и умений либо с несформированностью тех видов деятельности, по поводу которых дети устанавливают самостоятельные активные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Детская агрессивность  и ее причины.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь  к себе внимание сверстников;

- стремление получить  желанный результат;

- стремление быть главным;

- защита и месть;

- желание ущемить достоинство  другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.

Вторая - не просто злобное  и враждебное поведение, но и желание  причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения  обычно бывают конфликты, становление  агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение  детей, обычно выделяют:

- недостаточное развитие  интеллекта и коммуникативных  навыков;

- сниженный уровень саморегуляции;

- неразвитость игровой  деятельности;

- сниженную самооценку;

- нарушения в отношениях  со сверстниками.

Следует подчеркнуть, что  в большинстве случаев агрессивные  действия детей дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) имеют недеструктивный инструментальный или реактивный характер. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение  детей на две формы:

  • Социализированная:

Дети обычно не имеют психических  нарушений, у них низкий моральный  и волевой уровень регуляции  поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные  эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика  от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись  внимания партнеров, они успокаиваются  и прекращают свои вызывающие действия.

У этих детей агрессивные  акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дошкольники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: "Во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают". Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

  • Несоциализированная:

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение  головного мозга) с негативными  эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут  возникать спонтанно, а могут  быть реакцией на психотравмирующую  или стрессовую ситуацию. Личностными  чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

Глава 2.  Режим дня детей младшего школьного возраста

Развитие детей в этом возрасте идет довольно интенсивно и  относительно равномерно. Организм ребенка  младшего школьного возраста расходует  в сутки на рост и работу мышц 80—100 ккал, на основной обмен веществ (в состоянии покоя) — 37—42 ккал на 1 кг массы тела. Важно обеспечить в этот период полноценное в количественном и качественном отношении питание. У младших школьников продолжается смена молочных зубов. Именно в этом возрасте наблюдается значительное распространение кариеса зубов. Необходимы тщательный уход за полостью рта и постоянная ее санация.

Информация о работе Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.