Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа
ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.
Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………
Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.
Принято выделять три периода:
Младший школьный возраст
называют вершиной детства. Ребенок
сохраняет много детских
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным. Маленький школьник с увлечением играет, и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни.
В период кризиса 7-ми лет проявляется то, что Л.С.Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств.
Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестаивает все познавательные интересы ребенка.
Согласно О. Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. [8. с. 261-262]
Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции.
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6).
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки.
Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы.
Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса.
Под трудностями учебной деятельности младшего школьника С.Н, Костромина понимает:
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:
Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Исследование учебной
Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.
Развитие учебной мотивации
это процесс длительный, кропотливый
и целенаправленный. Устойчивый интерес
к учебной деятельности у младших
школьников формируется через проведение
уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин,
уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных
уроков, уроков защиты творческих заданий,
привлечение сказочных
Исследование учебной мотивации особенно важно в школьном возрасте. Переход от младшего школьного возраста к старшему сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Возникают различные конфликты эмоциональной и волевой сферы школьника, которые отражаются на учебном процессе в целом. Поэтому организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение.
С помощью мотивации одобрения осуществляется выработка чувства уверенности, интереса по отношению друг к другу, к предмету, к стремлению самоутвердиться, страх получить плохую отметку.
По мнению Ш.А. Амонашвили существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:
Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.
Сам учитель должен являть собой
образец внутренне
«Почему ты учишься? Зачем ходить в школу?». Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Таким образом, можно проверить грамотность и узнать о мотивах учения младших школьников.
Для школьников 1 - 2-х классов наиболее характерны ответы: «Папа и мама велят». «Я учусь в школе, чтобы иметь пятерки», «За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают» и т. п.
В 3- 4-х классах характер
ответов несколько меняется, отражая
развитие понятий и
Существуют благоприятные
и неблагоприятные условия
Среди благоприятных:
1) положительное отношение к школе у большинства детей 6 – 9 летнего возраста;
2) полное доверие к учителю;
3) острая потребность в новых впечатлениях.
Неблагоприятные условия:
1) неустойчивое внимание;
2) неустойчивые интересы;
3) несформированность воли.
Чтобы достигать высоких
результатов учебно-
Хорошие учителя - это всегда мастера мотивации. Чтобы мотивация была на должном уровне, учитель будет:
Дети отличаются любопытством.
Они проявляют особенный