Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:47, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬ: на основе теоретического анализа проблемы разработать содержание практикума для родителей «Наши дети» развития положительной мотивации учащихся 2 класса.
ЗАДАЧИ:
• изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
• раскрыть теоретические аспекты проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников;
• рассмотреть психолого-педагогическую характеристику учащихся начальных классов;
• рассмотреть методы и приемы, способствующие формированию и развитию положительной мотивации учения младших школьников;
• разработать материалы для практикума «Наши дети», способствующего развитию положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4-7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
1.1. Процесс мотивации: характеристика, виды и их особенности……………………………………………………………8-19
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста……………………………………………………20-24
1.3. Проблемы формирования и развития положительной мотивации младших школьников в процессе обучения…………………………25-37
Глава 2. Практические аспекты деятельности педагога по формированию положительной мотивации учащихся 2 класса.
2.1. Методы и условия развития мотивации младших школьников в процессе обучения …………………………………………………………..38-42
2.2. Общая характеристика практикума для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации младших школьников к процессу обучения…………………………………………43-46
2. 3. Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения………………………………………………………………………47-88
2.4. Анализ результатов практического применения фрагмента практикума для родителей «Наши дети» в МОУ СОШ № 131 г. Екатеринбурга. ………………………………………………………………89-90
Заключение……………………………………………………………………….91
Библиографический список…………………………………………………92-93
Тезаурус………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

диплом чистовая.docx

— 522.13 Кб (Скачать файл)

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста.

Учебная мотивация у различных  возрастных групп школьников проявляется  по-разному. Чтобы понять специфику  мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями  каждого возраста в целом.

Принято выделять три периода:

    • Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов),
    • Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),
    • Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).

Младший школьный возраст  называют вершиной детства. Ребенок  сохраняет много детских качеств  легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого  снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную  силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной  деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано  с игрой, - менее важным. Маленький  школьник с увлечением играет, и  играть будет еще долго, но игра перестает  быть основным содержанием его жизни.

В период кризиса 7-ми лет  проявляется то, что Л.С.Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении),  каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут  фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка,  его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется  логика чувств.

Переживания приобретают  новый смысл для ребенка, между  ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.     

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребёнка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестаивает все познавательные интересы ребенка.

Согласно О. Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения.   Без достаточной  сформированности этой психической  функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает  с одного вида работы на другой. [8. с. 261-262]

 Итак, в младшем школьном  возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. 

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

В начале младшего школьного  возраста восприятие недостаточно дифференцировано. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и  цифры (например, 9 и 6).

 Память развивается  в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в младшем  школьном возрасте. От оценки зависит  развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях  возникают тяжелые переживания. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки.

Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы.

Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов  при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным  предметам школьного курса.

Под трудностями учебной  деятельности младшего школьника С.Н, Костромина понимает:

    • Пропуски букв в письменных работах;
    • Орфографические ошибки при хорошем знании правил;
    • Невнимательность и рассеянность;
    • Неусидчивость;
    • Трудности в усвоении новых знаний.

 

Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:

  1. Отсутствие существенных недостатков умственного развития;
  2. Достаточно культурный уровень семьи;
  3. Материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей человека;
  4. Мастерство учителей, работающих с ребёнком в школе.

Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

Исследование учебной мотивации  особенно важно в школьном возрасте. Переход от младшего школьного возраста к старшему сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных  представлений. Возникают различные  конфликты эмоциональной и волевой  сферы школьника, которые отражаются на учебном процессе в целом. Поэтому организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблемы формирования положительной мотивации младших школьников в процессе обучения

Учебная мотивация – необходимое условие дальнейшего успешного обучения. Одной из задач, которые должны решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников.

Развитие учебной мотивации  это процесс длительный, кропотливый  и целенаправленный. Устойчивый интерес  к учебной деятельности у младших  школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную  работу и использование различных  приёмов. Своевременное чередование  и применение на разных этапах урока  разнообразных форм и приёмов  формирования мотивации, укрепляет  желание детей овладевать знаниями.

Исследование учебной  мотивации особенно важно в школьном возрасте. Переход от младшего школьного  возраста к старшему сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Возникают различные конфликты эмоциональной и волевой сферы школьника, которые отражаются на учебном процессе в целом. Поэтому организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение. 

С помощью мотивации одобрения  осуществляется выработка чувства  уверенности, интереса по отношению  друг к другу, к предмету, к стремлению самоутвердиться, страх получить плохую отметку.

По мнению Ш.А. Амонашвили существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:

  1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители    (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля;
  2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград  и наказаний за результаты обучения,  так как это ослабляет внутреннюю мотивацию школьника;
  3. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребёнка в школе и на уроках.    

Значимым условием развития учебной  мотивации современного школьника  является личность учителя и характер его отношения к ученику.

Сам учитель должен являть собой  образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это  должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом  и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

«Почему ты учишься? Зачем ходить  в школу?». Учителя любят задавать эти выигрышные во всех отношениях вопросы. Таким образом, можно проверить грамотность и узнать о мотивах учения младших школьников.

Для школьников 1 - 2-х классов наиболее характерны ответы: «Папа и мама велят». «Я учусь в школе, чтобы  иметь пятерки», «За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают» и т. п.

 В 3- 4-х классах характер  ответов несколько меняется, отражая  развитие понятий и представлений  школьника о побудительных силах  учения: «Я учусь, чтобы стать  инженером, как мой папа», «У  меня «4 » и «5». Возникают  собственно познавательные интересы  к обучению и учебным предметам.      Стремление занять достойное  место в классе постепенно  становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке. Например: «Я хочу получать только «4» и «5», потому, что если получу «3» или «2», то меня будут ругать дома».

Существуют благоприятные  и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных  мотивов учения.

Среди благоприятных:

1) положительное отношение  к школе у большинства детей  6 – 9 летнего возраста;

2) полное доверие к  учителю; 

3) острая потребность   в  новых впечатлениях.

Неблагоприятные условия:

1) неустойчивое внимание;

2) неустойчивые интересы;

3) несформированность воли.

Чтобы достигать высоких  результатов учебно-воспитательного  процесса, педагог будет постоянно  изучать действующие в нем  мотивы, особенно интересы и потребности  школьников, т.к. изучение мотивов непрерывно связано  с их формированием.

Хорошие учителя - это всегда мастера мотивации. Чтобы мотивация  была на должном уровне, учитель  будет:

  1. поддерживать ровный стиль отношений между всеми  учениками;
  2. ободрять учеников при возникновении у них трудностей;
  3. поддерживать положительную обратную связь;
  4. заботиться о разнообразии методов обучения, приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать у них настойчивость, силу воли, целеустремлённость;
  5. поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
  6. учить определять цели, задачи, формы выполнения;
  7. формировать чувство долга, ответственности;

 

 Дети отличаются любопытством. Они проявляют особенный интерес  к новым неизвестным обстоятельствам.  Внимание падает, когда ученикам  преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит  мало или почти не содержит  новой информации, то быстро достигается  насыщение любопытства. Ученики  отвлекаются от того, что происходит  на уроках, начинают вертеться,  ерзать, заниматься посторонними  делами - наступает так называемое  «двигательное беспокойство».

Информация о работе Практикум для родителей «Наши дети» как содержательное условие развития положительной мотивации учащихся 2 класса к процессу обучения.