Представление времени у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии. Поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Содержание работы

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
1.1. Сущность познавательной активности при формировании ориентировки во времени
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
1.3. Приемы развития познавательной активности при обучении ориентировке во времени
Глава 2. Описание экспериментальной работы по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
2.1. Педагогическое исследование уровня познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
2.2. Комплекс игр и упражнений для развития познавательной активности
2.3. Содержание контрольного исследования уровня сформированности временных представлений у детей среднего дошкольного возраста и развития их познавательной активности
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

РАБОТА УЗУН ЛЮДЫ Развитие познавательной активности при формировании ориентировки во времени.docx

— 922.77 Кб (Скачать файл)

Исследование  представлений о понятии значений слов сегодня, завтра и вчера и их последовательности детьми среднего дошкольного возраста проводилось по методике №2 Лебеденко Е.М. (приложение №3). 

I  часть (констатирующий эксперимент)

Исследование представлений о  времени суток детьми среднего дошкольного  возраста в начале 2012-2013 учебного года

Методика №1. «Сутки. Части  суток»

Цель: выявление имеющегося уровня представлений о времени суток детьми среднего дошкольного возраста.

Материал:

- наглядная  модель часов гнома Тик-Так;

- изображение  гнома Тик-Так на плотном картоне или игрушки;

- изображение  гнома Тик-Так на картинках в разное время суток.

Методика исследования:

Проведение  игры «Загадки и отгадки гнома  Тик-Так». Требуется назвать часть суток по картинкам и отрывкам из стихов, характеризующих содержание и характер деятельности гнома Тик-Так.

Воспитатель показывает картинку с гномиком, читает отрывок из стихотворения и спрашивает ребенка. «Когда гномик это делал?»  Ответ ребенка (или с помощью  воспитателя): например, «Утром». Ребенок, правильно назвавший загаданную часть суток, показывает ее, передвигая стрелку на наглядной модели часов  гнома Тик-Так. Далее загадываются загадки про остальные части суток и задаются дополнительные вопросы.

Оценка результатов:

- правильно  определяет части суток и отвечает  на дополнительные вопросы  (4-5 баллов).

- отмечаются  ошибки при определении частей  суток и в ответах на вопросы,  требуется помощь воспитателя  (3 балла).

- слабое  знание частей суток  (1-2).

Высокий уровень – 17-20 баллов

Средний уровень – 13-16 баллов

Низкий  уровень –   8-12 баллов

Результаты  исследования представлений детей  о времени суток по I части методики №1 представлены в таблице 2.

Таблица 2.Результаты исследования представлений о времени суток

в начале 2012-2013 учебного года

п/п

Имя ребенка

Утро

(баллы)

День

(баллы)

Вечер

(баллы)

Ночь

(баллы)

Уровень

(баллы)

1

Алена М.

4

3

3

4

С (14)

2

Аня Е.

4

4

4

5

В (17)

3

Вадик В.

3

3

1

3

Н (10)

4

Максим Д.

4

3

3

4

С (14)

5

Маша Б.

3

3

3

3

Н (12)

6

Настя Ф.

3

2

2

3

Н (10)

 

Итого количество правильных ответов, баллы

21

18

16

22

 

В результате первоначального исследования детей  были получены следующие данные:

Высокий уровень (17 баллов) – получил один ребенок Аня Е. Средний уровень (14 баллов) – получили двое детей  Алена М. и Максим Д. Низкий уровень (10, 12 баллов) получили трое детей Вадик В., Настя Ф. и Маша Б. При этом наиболее низкий уровень (10 баллов) имеют Вадик В. и Настя Ф.

Данные  результатов на начало 2012-2013г. можно представить в виде диаграммы 1.

Диаграмма 1. Уровень формирования представлений  о времени суток в начале 2012-2013 учебного года

 

Можно высчитать  средний балл по группе:

, т.е. дети в группе в начале 2012-2013г. имеют средний уровень формирования представлений о времени.

При первоначальном исследовании у детей большую трудность вызывало определение такого времени суток, как день и вечер. Любую активную деятельность, изображенную на картинках при дневном освещении, они определяли как день, а картинки с сумеречным освещением и электрическим освещением с интерьером, в котором имеется кровать, определяли как ночь.

Понятия утро и ночь давались детям более  легко, т.к. дети из своего опыта уже  знают, что утром люди встают, умываются, идут на работу, а дети - в детский сад, что утром встает солнышко, а ночью темно и поэтому дети и взрослые спят.

В результате количество правильных ответов по временам суток, составляет: утро – 21 балл, ночь – 22 балла, а день – 18 баллов и вечер  – 16 баллов.

Наиболее  высокий уровень формирования ориентировки во времени по знанию частей суток  имеет один ребенок – Аня Е. Она правильно определяет части  суток и отвечает в основном на все дополнительные вопросы.

Отношение детей к проведению исследования положительное. Они с интересом  отгадывают загадки гнома Тик-Так, разглядывают картинки, стараются правильно ответить на вопросы, с тем, чтобы иметь возможность передвинуть стрелки часов гнома Тик-Так.

Диагностической методики исследования познавательной активности у детей среднего дошкольного  возраста в психолого-педагогической литературе обнаружено не было, поэтому  были определены уровни развития познавательной активности на основе исследований Михайловой З.А. и Белошистовой А.В., в которых особое внимание уделялось следующим компонентам: познавательному интересу, познавательному отношению к объектам, наличие поиска в деятельности, желание достичь результата.

Чтобы оценить  уровень познавательной активности детей нами были разработаны следующие  критерии с учетом возраста детей  [15, с.49]:

Высокий уровень – устойчивое внимание к  объекту (наличие интереса),  расположенность  к деятельности по обследованию объекта, наличие самостоятельной активности, желание искать ответ, проявление нравственно-волевых  усилий.

Средний уровень - устойчивое внимание к объекту (наличие интереса),  расположенность  к деятельности по обследованию объекта, наличие активности, желание искать ответ, проявление нравственно-волевых  усилий с помощью педагога; при  определенных условиях самостоятельная  активность проявляется на короткое время.

Низкий  уровень – внимание к объекту  на короткое время или не проявляется  совсем, действий с объектом осуществлять не пытается, волевые усилия не проявляются.

Наблюдение  за детьми показало, что интерес  к окружающему, в том числе  и на занятиях по математическому  развитию есть у всех детей, но устойчивость разная.

Так, у  Ани Е. – устойчивое внимание к  объекту, проявление интереса к процессу освоения представлений о времени  суток, активность, желание найти  ответ и даже некоторая самостоятельность познавательных действий при определении частей суток. У Алены М. и Максима Д. внимание направлено лишь на внешние яркие, но не существенные стороны объектов, самостоятельных познавательных действий не наблюдалось, только по показу взрослого и при его участии. Маша Д., Настя Ф. и Вадик В. не проявляют познавательной активности к процессу освоения представлений о времени суток.

Таким образом, в начале 2012-2013 учебного года высокого уровня познавательной активности по всем компонентам не наблюдалось. Средний уровень наблюдался у одного ребенка (Аня Е.), у остальных детей (Алена М., Максим Д., Маша Д., Настя Ф., Вадик В.) – низкий уровень.

Данный  уровень активности можно объяснить  возрастом детей и отсутствием  актуальной работы по данному направлению.

Вывод: Данное исследование показало следующее: занятия, проводимые с детьми по формированию временных представлений, вызывают у детей интерес, что говорит о наличии уровня познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста, и имеющийся уровень формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста находится на довольно низком уровне.

Для повышения  уровня формирования представлений  о времени у детей среднего дошкольного возраста необходимо проводить  различные занятия с использованием раздаточного материала разного  уровня сложности (модели часов, картинки и т.д.), что позволит педагогу дозировать нагрузку, и отслеживать затруднения детей во время занятий; занятия с участием сказочных героев и использованием художественной литературы для детей (стихов, сказок с описанием частей суток и т.д.). Кроме занятий по формированию представлений о времени у детей необходимо обращать внимание детей на разное время суток при проведении прогулок, играть в игры, где использовать понятия частей суток.

Все это  будет способствовать развитию познавательной активности на базе формирования представлений  о времени.

Особое  внимание необходимо обратить на формирование временных представлений у Вадика В. и Насти Ф. и проводить с  ними индивидуальные занятия по формированию временных представлений, что должно повлечь за собой развитие уровня познавательной активности.

 

2.2. Комплекс игр и упражнений для развития

познавательной активности

В соответствии с полученными результатами педагогического  исследования по развитию познавательной активности при формировании ориентировки во времени нами были внесены коррективы в планирование занятий.

Был спланирован  комплекс игр и занятий по формированию ориентировки во времени с целью развития познавательной активности в 2-х блоках и консультации для родителей (схема 1), разработан перспективный план на учебный 2012-2013г. (таблица 3) и составлена картотека любимых детских книжек о времени (таблица 4). Консультации для родителей представлены в приложении (приложение №5).

 

 

 

 

 

Таблица 3. Перспективный план проведения занятий и игр по развитию познавательной активности при формировании ориентировки во времени на 2012-2013 учебный год

Месяц

Занятие

Индивидуальная работа

Совместная деятельность вне занятий

Сентябрь

1.Рассматривание картинок по  теме «Части суток» с чтением  стихов Е.М. Лебеденко.

2.Занятие по ознакомлению с  окружающим миром:

«Наблюдение за природными явлениями  с применением художественного  слова (стихи Ю.Яковлева «Утро, Вечер, День, Ночь)»

1.Беседа о частях суток, о  действии детей в эти временные  периоды.

2.Заучивание потешек о времени суток.

1. Рассматривание тематических  картинок о времени суток (Что  делает кошечка утром, днем, вечером,  ночью?).

2. Раскрашивание тематических картинок  о времени суток.

Октябрь

Занятие по математике: «Сутки. Части  суток» по методике №1 часть 1 Е.М. Лебеденко

Игра «загадки-отгадки»

Настольная игра «Пазлы»

Ноябрь

Занятие по математике:

Дидактическая игра «Назови соседей» с использованием линейной модели «Утро, вечер, день, ночь».

Словесная дидактическая игра «Закончи предложение»

Игры-инсценировки

«Наш день»

Декабрь

Занятие по математике «Загадки и  отгадки гнома Тик-Так» с использованием часов гнома Тик-Так.

1.Дидактическая игра «Назови  соседей»

2. Дидактическая игра «Наш день»  и рассматривание картинок на  эту тему.

Раскрашивание картинок и ответы на вопросы

Январь

Занятие по математике:

Игра-путешествие «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью» с использованием стихотворений из книги Б. Яковлева «Утро, вечер, день и ночь»

Беседа о частях суток с рассматриванием  картинок «Какие предметы и одежда нужны днем, а какие ночью?»

Рисование картинок с изображением солнца, луны, звезд, гнома Тик-Так и т.д. Например: «Солнце ложится спать», «Звездное небо», «Гном Тик-Так занимается зарядкой».

Февраль

Занятие по знакомству с окружающим миром: «Наблюдение за погодой с использованием понятий «вчера и сегодня, завтра» (Какая погода была вчера? Какая погода сегодня?)

1.Беседа о понятиях «Вчера, сегодня  и завтра» и их последовательности.,

2. Дидактическая игра «Закончи  предложение»

Игры-инсценировки

«Незнайка в гостях у гнома Тик-Так».

Март

Занятие по математике: «Сутки. Части  суток» по методике №1 часть 2 Е.М. Лебеденко

Отгадывание загадок, разучивание  стихов, чтение сказок на тему «Сутки. Части суток» и «Вчера, сегодня, завтра».

Подвижные игры с мячом «Назови  скорее».

Апрель 

Занятие по математике: «Вчера, Сегодня  и Завтра» по методике №2 Е.М. Лебеденко

Чтение стихов о понятиях «Вчера, сегодня и завтра»

с использованием линейной модели «Вчера, сегодня и завтра»

Игра «Будь внимателен»

Май

1.Составление совместного рассказа-письма  «Почемучке».

2.Сюжетная логико-математическая  игра «Вчера, сегодня и завтра»  о путешествии гнома Тима в  лес.

Беседа о понятиях «Вчера, сегодня  и завтра»

Рисование картинок с изображением того, что делал гном Тик-Так вчера, сегодня и что будет делать завтра.


 

Таблица 4.  Картотека любимых детских книжек

Название стихотворения,

сказки, рассказа

Автор

Название книги

Отрывок «Утро»

К.И. Чуковский

«Мойдодыр»

Отрывок из стихотворения «Детки в клетке» (утро, вечер, ночь)

С.Маршак

«Мяч»

Отрывок из стихотворения «Вакса-Клякса» (утро)

С.Маршак

Стихи для детей

Стихотворение «Утро»

Б. Яковлев

«Утро, вечер, день, ночь»

Стихи про  утро, день, вечер, ночь

Е.М. Лебеденко

Формирование представлений о  времени.

Система занятий и игр для  детей среднего и старшего дошкольного  возраста. Методическое пособие для  педагогов ДУ.

Стихи гнома  Тик-Так о времени суток

Е.М. Лебеденко

Формирование представлений о  времени.

Система занятий и игр для  детей среднего и старшего дошкольного  возраста. Методическое пособие для  педагогов ДОУ.

Стихи гнома  Тик-Так

«Сегодня, завтра и вчера»

Е.М. Лебеденко

Формирование представлений о  времени.

Система занятий и игр для  детей среднего и старшего дошкольного  возраста. Методическое пособие для  педагогов ДОУ.

Стихотворение про части суток

С. Кузьмин

Стихи

Стихотворение «Ночь»

А. Блок

Сборник стихов

Стихотворение «Ночная страница»

С. Маршака

Стихи для детей

Отрывок из «Сказки о глупом мышонке»

С. Маршак

«Мяч»

Стихотворение «Утро»

А. Барто

Сборник стихов

Стихотворение «Утро»

С.Баруздин

Сборник стихов

Загадки о времени суток

С. Маршак

Сказки, песни, загадки

Потешка «Рано-рано поутру» и др.

-

Фольклор


 

В течение 2012-2013 учебного года проводилась определенная работа по формированию умений ориентировки во времени и развитию познавательной активности.

С детьми, показавшими низкий уровень представлений  о времени суток, проводилась  индивидуальная работа. С ними проводили  беседы, одна из которых представлена в приложении (приложение №6), которые помогали понять ребенку время суток в соответствии с его личным опытом. Разучивали стихи о времени суток, загадывали загадки, читали сказки, рассказы. Играли в дидактические игры «Закончи предложение» (приложение 7), «Наш день», «Назови соседей» и др. В течение бесед, чтения стихов и проведения дидактических игр ребенку задавались вопросы, типа: «Когда дети идут в детский сад?», «Когда дети обедают?», «Утром, что мы делаем?», «Когда дети смотрят передачу «Спокойной ночи малыши?», «Когда дети и зверята спят?» и т.д.

Информация о работе Представление времени у детей дошкольного возраста