Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:47, реферат
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии. Поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
1.1. Сущность познавательной активности при формировании ориентировки во времени
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
1.3. Приемы развития познавательной активности при обучении ориентировке во времени
Глава 2. Описание экспериментальной работы по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
2.1. Педагогическое исследование уровня познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
2.2. Комплекс игр и упражнений для развития познавательной активности
2.3. Содержание контрольного исследования уровня сформированности временных представлений у детей среднего дошкольного возраста и развития их познавательной активности
Заключение
Библиография
Исследование
представлений о понятии
I часть (констатирующий эксперимент)
Исследование представлений о времени суток детьми среднего дошкольного возраста в начале 2012-2013 учебного года
Методика №1. «Сутки. Части суток»
Цель: выявление имеющегося уровня представлений о времени суток детьми среднего дошкольного возраста.
Материал:
- наглядная модель часов гнома Тик-Так;
- изображение гнома Тик-Так на плотном картоне или игрушки;
- изображение гнома Тик-Так на картинках в разное время суток.
Методика исследования:
Проведение игры «Загадки и отгадки гнома Тик-Так». Требуется назвать часть суток по картинкам и отрывкам из стихов, характеризующих содержание и характер деятельности гнома Тик-Так.
Воспитатель показывает картинку с гномиком, читает отрывок из стихотворения и спрашивает ребенка. «Когда гномик это делал?» Ответ ребенка (или с помощью воспитателя): например, «Утром». Ребенок, правильно назвавший загаданную часть суток, показывает ее, передвигая стрелку на наглядной модели часов гнома Тик-Так. Далее загадываются загадки про остальные части суток и задаются дополнительные вопросы.
Оценка результатов:
- правильно
определяет части суток и
- отмечаются ошибки при определении частей суток и в ответах на вопросы, требуется помощь воспитателя (3 балла).
- слабое знание частей суток (1-2).
Высокий уровень – 17-20 баллов
Средний уровень – 13-16 баллов
Низкий уровень – 8-12 баллов
Результаты исследования представлений детей о времени суток по I части методики №1 представлены в таблице 2.
Таблица 2.Результаты исследования представлений о времени суток
в начале 2012-2013 учебного года
№ п/п |
Имя ребенка |
Утро (баллы) |
День (баллы) |
Вечер (баллы) |
Ночь (баллы) |
Уровень (баллы) |
1 |
Алена М. |
4 |
3 |
3 |
4 |
С (14) |
2 |
Аня Е. |
4 |
4 |
4 |
5 |
В (17) |
3 |
Вадик В. |
3 |
3 |
1 |
3 |
Н (10) |
4 |
Максим Д. |
4 |
3 |
3 |
4 |
С (14) |
5 |
Маша Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
Н (12) |
6 |
Настя Ф. |
3 |
2 |
2 |
3 |
Н (10) |
Итого количество правильных ответов, баллы |
21 |
18 |
16 |
22 |
В результате первоначального исследования детей были получены следующие данные:
Высокий уровень (17 баллов) – получил один ребенок Аня Е. Средний уровень (14 баллов) – получили двое детей Алена М. и Максим Д. Низкий уровень (10, 12 баллов) получили трое детей Вадик В., Настя Ф. и Маша Б. При этом наиболее низкий уровень (10 баллов) имеют Вадик В. и Настя Ф.
Данные результатов на начало 2012-2013г. можно представить в виде диаграммы 1.
Диаграмма 1. Уровень формирования представлений о времени суток в начале 2012-2013 учебного года
Можно высчитать средний балл по группе:
, т.е. дети в группе в начале 2012-2013г. имеют средний уровень формирования представлений о времени.
При первоначальном исследовании у детей большую трудность вызывало определение такого времени суток, как день и вечер. Любую активную деятельность, изображенную на картинках при дневном освещении, они определяли как день, а картинки с сумеречным освещением и электрическим освещением с интерьером, в котором имеется кровать, определяли как ночь.
Понятия утро и ночь давались детям более легко, т.к. дети из своего опыта уже знают, что утром люди встают, умываются, идут на работу, а дети - в детский сад, что утром встает солнышко, а ночью темно и поэтому дети и взрослые спят.
В результате количество правильных ответов по временам суток, составляет: утро – 21 балл, ночь – 22 балла, а день – 18 баллов и вечер – 16 баллов.
Наиболее высокий уровень формирования ориентировки во времени по знанию частей суток имеет один ребенок – Аня Е. Она правильно определяет части суток и отвечает в основном на все дополнительные вопросы.
Отношение детей к проведению исследования положительное. Они с интересом отгадывают загадки гнома Тик-Так, разглядывают картинки, стараются правильно ответить на вопросы, с тем, чтобы иметь возможность передвинуть стрелки часов гнома Тик-Так.
Диагностической методики исследования познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе обнаружено не было, поэтому были определены уровни развития познавательной активности на основе исследований Михайловой З.А. и Белошистовой А.В., в которых особое внимание уделялось следующим компонентам: познавательному интересу, познавательному отношению к объектам, наличие поиска в деятельности, желание достичь результата.
Чтобы оценить уровень познавательной активности детей нами были разработаны следующие критерии с учетом возраста детей [15, с.49]:
Высокий
уровень – устойчивое внимание к
объекту (наличие интереса), расположенность
к деятельности по обследованию объекта,
наличие самостоятельной
Средний уровень - устойчивое внимание к объекту (наличие интереса), расположенность к деятельности по обследованию объекта, наличие активности, желание искать ответ, проявление нравственно-волевых усилий с помощью педагога; при определенных условиях самостоятельная активность проявляется на короткое время.
Низкий уровень – внимание к объекту на короткое время или не проявляется совсем, действий с объектом осуществлять не пытается, волевые усилия не проявляются.
Наблюдение за детьми показало, что интерес к окружающему, в том числе и на занятиях по математическому развитию есть у всех детей, но устойчивость разная.
Так, у Ани Е. – устойчивое внимание к объекту, проявление интереса к процессу освоения представлений о времени суток, активность, желание найти ответ и даже некоторая самостоятельность познавательных действий при определении частей суток. У Алены М. и Максима Д. внимание направлено лишь на внешние яркие, но не существенные стороны объектов, самостоятельных познавательных действий не наблюдалось, только по показу взрослого и при его участии. Маша Д., Настя Ф. и Вадик В. не проявляют познавательной активности к процессу освоения представлений о времени суток.
Таким образом, в начале 2012-2013 учебного года высокого уровня познавательной активности по всем компонентам не наблюдалось. Средний уровень наблюдался у одного ребенка (Аня Е.), у остальных детей (Алена М., Максим Д., Маша Д., Настя Ф., Вадик В.) – низкий уровень.
Данный уровень активности можно объяснить возрастом детей и отсутствием актуальной работы по данному направлению.
Вывод: Данное исследование показало следующее: занятия, проводимые с детьми по формированию временных представлений, вызывают у детей интерес, что говорит о наличии уровня познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста, и имеющийся уровень формирования временных представлений у детей среднего дошкольного возраста находится на довольно низком уровне.
Для повышения
уровня формирования представлений
о времени у детей среднего
дошкольного возраста необходимо проводить
различные занятия с
Все это будет способствовать развитию познавательной активности на базе формирования представлений о времени.
Особое
внимание необходимо обратить на формирование
временных представлений у
2.2. Комплекс игр и упражнений для развития
познавательной активности
В соответствии с полученными результатами педагогического исследования по развитию познавательной активности при формировании ориентировки во времени нами были внесены коррективы в планирование занятий.
Был спланирован комплекс игр и занятий по формированию ориентировки во времени с целью развития познавательной активности в 2-х блоках и консультации для родителей (схема 1), разработан перспективный план на учебный 2012-2013г. (таблица 3) и составлена картотека любимых детских книжек о времени (таблица 4). Консультации для родителей представлены в приложении (приложение №5).
Таблица 3. Перспективный план проведения занятий и игр по развитию познавательной активности при формировании ориентировки во времени на 2012-2013 учебный год
Месяц |
Занятие |
Индивидуальная работа |
Совместная деятельность вне занятий |
Сентябрь |
1.Рассматривание картинок по теме «Части суток» с чтением стихов Е.М. Лебеденко. 2.Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Наблюдение за природными явлениями с применением художественного слова (стихи Ю.Яковлева «Утро, Вечер, День, Ночь)» |
1.Беседа о частях суток, о
действии детей в эти 2.Заучивание потешек о времени суток. |
1. Рассматривание тематических картинок о времени суток (Что делает кошечка утром, днем, вечером, ночью?). 2. Раскрашивание тематических |
Октябрь |
Занятие по математике: «Сутки. Части суток» по методике №1 часть 1 Е.М. Лебеденко |
Игра «загадки-отгадки» |
Настольная игра «Пазлы» |
Ноябрь |
Занятие по математике: Дидактическая игра «Назови соседей» с использованием линейной модели «Утро, вечер, день, ночь». |
Словесная дидактическая игра «Закончи предложение» |
Игры-инсценировки «Наш день» |
Декабрь |
Занятие по математике «Загадки и отгадки гнома Тик-Так» с использованием часов гнома Тик-Так. |
1.Дидактическая игра «Назови соседей» 2. Дидактическая игра «Наш день» и рассматривание картинок на эту тему. |
Раскрашивание картинок и ответы на вопросы |
Январь |
Занятие по математике: Игра-путешествие «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью» с использованием стихотворений из книги Б. Яковлева «Утро, вечер, день и ночь» |
Беседа о частях суток с рассматриванием картинок «Какие предметы и одежда нужны днем, а какие ночью?» |
Рисование картинок с изображением солнца, луны, звезд, гнома Тик-Так и т.д. Например: «Солнце ложится спать», «Звездное небо», «Гном Тик-Так занимается зарядкой». |
Февраль |
Занятие по знакомству с окружающим миром: «Наблюдение за погодой с использованием понятий «вчера и сегодня, завтра» (Какая погода была вчера? Какая погода сегодня?) |
1.Беседа о понятиях «Вчера, сегодня
и завтра» и их 2. Дидактическая игра «Закончи предложение» |
Игры-инсценировки «Незнайка в гостях у гнома Тик-Так». |
Март |
Занятие по математике: «Сутки. Части суток» по методике №1 часть 2 Е.М. Лебеденко |
Отгадывание загадок, разучивание стихов, чтение сказок на тему «Сутки. Части суток» и «Вчера, сегодня, завтра». |
Подвижные игры с мячом «Назови скорее». |
Апрель |
Занятие по математике: «Вчера, Сегодня и Завтра» по методике №2 Е.М. Лебеденко |
Чтение стихов о понятиях «Вчера, сегодня и завтра» с использованием линейной модели «Вчера, сегодня и завтра» |
Игра «Будь внимателен» |
Май |
1.Составление совместного 2.Сюжетная логико- |
Беседа о понятиях «Вчера, сегодня и завтра» |
Рисование картинок с изображением того, что делал гном Тик-Так вчера, сегодня и что будет делать завтра. |
Таблица 4. Картотека любимых детских книжек
Название стихотворения, сказки, рассказа |
Автор |
Название книги |
Отрывок «Утро» |
К.И. Чуковский |
«Мойдодыр» |
Отрывок из стихотворения «Детки в клетке» (утро, вечер, ночь) |
С.Маршак |
«Мяч» |
Отрывок из стихотворения «Вакса-Клякса» (утро) |
С.Маршак |
Стихи для детей |
Стихотворение «Утро» |
Б. Яковлев |
«Утро, вечер, день, ночь» |
Стихи про утро, день, вечер, ночь |
Е.М. Лебеденко |
Формирование представлений о времени. Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов ДУ. |
Стихи гнома Тик-Так о времени суток |
Е.М. Лебеденко |
Формирование представлений о времени. Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов ДОУ. |
Стихи гнома Тик-Так «Сегодня, завтра и вчера» |
Е.М. Лебеденко |
Формирование представлений о времени. Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов ДОУ. |
Стихотворение про части суток |
С. Кузьмин |
Стихи |
Стихотворение «Ночь» |
А. Блок |
Сборник стихов |
Стихотворение «Ночная страница» |
С. Маршака |
Стихи для детей |
Отрывок из «Сказки о глупом мышонке» |
С. Маршак |
«Мяч» |
Стихотворение «Утро» |
А. Барто |
Сборник стихов |
Стихотворение «Утро» |
С.Баруздин |
Сборник стихов |
Загадки о времени суток |
С. Маршак |
Сказки, песни, загадки |
Потешка «Рано-рано поутру» и др. |
- |
Фольклор |
В течение 2012-2013 учебного года проводилась определенная работа по формированию умений ориентировки во времени и развитию познавательной активности.
С детьми, показавшими низкий уровень представлений о времени суток, проводилась индивидуальная работа. С ними проводили беседы, одна из которых представлена в приложении (приложение №6), которые помогали понять ребенку время суток в соответствии с его личным опытом. Разучивали стихи о времени суток, загадывали загадки, читали сказки, рассказы. Играли в дидактические игры «Закончи предложение» (приложение 7), «Наш день», «Назови соседей» и др. В течение бесед, чтения стихов и проведения дидактических игр ребенку задавались вопросы, типа: «Когда дети идут в детский сад?», «Когда дети обедают?», «Утром, что мы делаем?», «Когда дети смотрят передачу «Спокойной ночи малыши?», «Когда дети и зверята спят?» и т.д.
Информация о работе Представление времени у детей дошкольного возраста