Представление времени у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии. Поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а еще потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Содержание работы

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
1.1. Сущность познавательной активности при формировании ориентировки во времени
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
1.3. Приемы развития познавательной активности при обучении ориентировке во времени
Глава 2. Описание экспериментальной работы по развитию познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
2.1. Педагогическое исследование уровня познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста при формировании ориентировки во времени
2.2. Комплекс игр и упражнений для развития познавательной активности
2.3. Содержание контрольного исследования уровня сформированности временных представлений у детей среднего дошкольного возраста и развития их познавательной активности
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

РАБОТА УЗУН ЛЮДЫ Развитие познавательной активности при формировании ориентировки во времени.docx

— 922.77 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  понятие познавательной активности. В ходе психофизиологического исследования общения у дошкольников А.М. Матюшкиным, М.И. Лисиной было выработано понимание познавательной активности, как состояния готовности к познавательной деятельности, такого состояния, которое предшествует деятельности и порождает ее. Линия развития активности представлена так: деятельности (интересной, насыщенной эмоциональными переживаниями) присуща познавательная активность, под непосредственным влиянием которой формируются потребности [……].

В теории проблемного обучения  А.М. Матюшкиным, Н.Н. Поддъяковым и др. познавательная активность определяется как поисковая, направленная на обнаружение, открытие неизвестного, его условие; как стремление самостоятельно найти выход в условиях, не подсказывающих решения, найти решение на основе хода этапов деятельности, сконструированных самим решающим.

В современной  педагогике С.Л. Рубинштейном, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др. познавательная активность понимается как «проявление потребности жизненных сил ребенка, как интегральное свойство личности, как качество деятельности личности» […….]. Активность трактуется как предпосылка, цель, средство, результат развития и активизации учебно-познавательной деятельности.

Основой познавательной активности является познавательный интерес, который понимается как «стремление, желание, потребность личности заниматься конкретной деятельностью, как побудитель активности, особое избирательное отношение к объектам» […..].

Исходя  из положения психологии о развитии деятельности под влиянием развивающейся  активности, можно выделить три уровня познавательной активности:

1. Репродуктивно-подражательная  или воспроизводящая активность (действия на основе образца).

2. Поисково-исполнительская  или интерпретирующая активность (имеет место определенная степень  самостоятельности, выраженная в  принятии задачи, предложенной взрослым, поиске средств реализации).

3. Творческая  активность (самостоятельное выдвижение  задачи, выбор нешаблонных путей  решения) [……].

В дошкольном возрасте активность постепенно развивается  от уровня воспроизводящей (копирующей) к исполнительской, а в дальнейшем к уровню творческой активности.

Копирующая  активность, кроме удовлетворения потребностей ребенка действовать, обогащает  его умениями, навыками. Ребенок  перенимает от взрослого опыт движений, подражает ему.

Исполнительская активность включает действия ребенка, выполняемые им по образцу взрослого, и направлена на выполнение требований; самостоятельное выполнение действий, что приводит к появлению творческой активности. Для нее характерно: самостоятельный выбор заданий, применение известных и усвоенных  ранее способов в новой ситуации. Наличие творческой активности считается  в дошкольной педагогике чрезвычайно  важным условием для проявления самостоятельности.

На основе данных исследований о развитии личности ребенка определены показатели познавательной активности в дошкольном возрасте:

- внимание  к объекту деятельности (наличие  интереса, познавательного отношения);

- расположенность  к деятельности (положительное эмоциональное  отношение);

- наличие  поиска в деятельности (желание  искать ответ, наличие нравственно-волевых  проявлений).

 «Активность  для ребенка – прежде всего  самостоятельность» - указывает В.С.  Юркевич в книге «Светлая радость  познания». Основным условием  формирования активности и самостоятельной  познавательной деятельности ребенка является развивающее обучение, т.к. оно обеспечивает овладение основными приемами теоретического познания и рационального мышления в области математики, интенсивного развития продуктивного, творческого мышления в процессе решения разнообразных задач […..].

Поэтому для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества при  формировании ориентировки во времени  у детей среднего дошкольного  возраста необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей  практической деятельности [……]. Этим требованиям отвечает деятельность детей с занимательным математическим материалом, например таким, как линейная модель «Части суток», круговая модель часов гнома Тик-Так и др.

Перед тем, как перейти к рассмотрению приемов развития познавательной активности при обучении ориентировки во времени у детей среднего дошкольного возраста, дадим психолого-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста.

 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика  детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее бурное развитие всех познавательных психических процессов.

В возрасте 3-5 лет ребенок уже убежден, что  он личность. Это осознание приходит, потому что он бегает, умеет говорить. Также расширяется область овладения миром, он пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. В этом возрасте «самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности» […..].

В этом возрасте происходит развитие ощущений ребенка, которое в значительной степени обусловлено развитием у него психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и др.).

Одновременно  с развитием ощущений у детей продолжается развитие восприятия. Качественным изменениям в развитии восприятия способствует освоение детьми 3-5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений и др.). Развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при переходе от раннего к дошкольному возрасту. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Но восприятие ребенка в этом возрасте имеет свои особенности. Так, ребенок еще совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже» […….].

Существенные  изменения у детей в этом возрасте происходят в развитии у них высших психических процессов, и в первую очередь в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер - в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями [……].

Средний дошкольный возраст ребенка –  это период развития языка ребенка в процессе речевой практики. Речь для ребенка начинает иметь особое значение. Так, взрослые, читая ребенку, небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной ситуации.

В этот период кроме бурного развития речи, развивается  способность к замещению, к символическим  действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память […….].

На данном этапе речевое общение становится одним из основных источников развития мышления. Развитие мышление происходит параллельно с развитием речи ребенка. Наиболее существенной особенностью развития мышления ребенка в этом возрасте является то, что, его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». Например, когда ребенку в возрасте 3-5 лет предлагают определить, что общего и чем различаются между собой груша и яблоко, то он существенно быстрее и легче проделывает эту операцию, когда держит фрукты в руках, и испытывает серьезные затруднения, если ему предлагают это сделать мысленно. Другая характерная особенность детского мышления - его наглядность, которая проявляется в конкретности мышления. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми. Например, на вопрос «Почему нельзя пить сырую воду?» ребенок отвечает, опираясь на конкретный факт: «Один мальчик пил сырую воду и заболел» […….].

Средний дошкольный возраст - этап развития воображения, который связан с появлением его активных форм, когда процесс воображения становится произвольным. Ребенок в этом возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом. Таким образом, данный возраст характеризуется переходом воображения из непроизвольного в произвольное.

Наряду  с развитием мышления и воображения  у ребенка развивается и внимание. Если в 2-3 года у малыша преобладает непроизвольное внимание, то к 5 годам все больше и больше проявление внимания носит произвольный характер. Так, младшие дошкольники обычно рассматривают привлекающие их внимание картинки всего 6-8 секунд, а дошкольники старшего возраста в состоянии сосредотачивать свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд. Аналогичная тенденция обнаруживается и в выполняемой детьми деятельности. В процессе взросления дети в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени [……].

Основным  фактором развития всех психических  познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в  процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой.

Средний дошкольный возраст – это возраст почемучек, в который ребенок стремится узнать как можно больше об окружающем его мире, это - период расцвета детской познавательной активности. И этому в полной мере способствует развитие всех психических процессов, описанных ранее.

Средний возраст – начало сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.

 

1.3. Приемы развития познавательной  активности при обучении ориентировке во времени

Время и  пространство — наиболее сложные  категории для познания детьми дошкольного возраста. Они становятся доступны при использовании в педагогическом процессе современных технологий развития у детей пространственно-временных представлений. Одна из ведущих задач познания временных отношений в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы дать возможность ребенку обнаружить взаимосвязи некоторых предметов и явлений окружающего мира, в частности последовательности действий (событий) во времени.

Время воспринимается ребенком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам в постоянно  повторяющихся явлениях жизни и  деятельности. Но эти конкретные признаки («Утро - когда светло и дети идут в детский сад»; «Ночь – когда темно, дети и взрослые спят») нестабильны, зависят от времени года, от географического положения. Признаки ночи («Темно, все ложатся спать») могут быть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам. Поэтому индивидуальные  особенности быта должны учитываться при обучении детей различению частей суток.

Большей точностью отличаются представления  детей о таких промежутках  времени, навык различения которых, формируется на основе личного опыта. Т.Д. Рихтерман в своей книге [……..] рекомендует знакомить детей с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему  временных  эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.

При формальном заучивании названий и последовательности дней недели, частей суток или названий месяцев ребенок не получает убедительных для себя представлений о длительности, емкости мер времени, об их смене  и периодичности. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения, служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени - его текучесть, непрерывность, необратимость […….]. 

При формировании ориентировки во времени у ребенка  необходимо опираться на основные идеи концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которой содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка, особенностями восприятия в дошкольном возрасте, которое является ведущим познавательным процессом этого возраста. Восприятие создает фундамент для развития мышления, речи, памяти, воображения. В разные возрастные периоды дошкольного детства оно имеет свои особенности:

- в 3-4 года оно носит предметный  характер, то есть ребенок все  свойства предметов считает принадлежащими  им нераздельно;

- в 4-5 лет ребенок активно познает  свойства предметов;

- в 5-6 лет ребенок учится различать  разновидности свойств предметов и явлений, эти знания постепенно организуются в систему.

Образное  мышление и воображение являются ведущими у дошкольников, следовательно, образная подача материала обеспечивает наибольшую эффективность его запоминания  и возможность самостоятельного мышления. Образы, а также признаки цвета, символизирующие различные  значимые показатели, используемые как  модели мер времени служат наглядным  материалом для распознавания, установления последовательности, составления представлений  о продолжительности того или  иного отрезка времени. Они не только помогают детям формировать  представления о времени, их также  можно использовать в дидактических  играх для закрепления полученных знаний [……]. 

Информация о работе Представление времени у детей дошкольного возраста