Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация
Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
Юсупова Саида Гаруновна
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диссертация
на соискание
ученой степени кандидата
Научный руководитель –
кандидат педагогических наук, доцент
Багдуева Клара Гаруновна
Махачкала 2011
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………
1.1 Сущность
и функции преемственности в
экономическом воспитании
1.2 Психолого-педагогические
аспекты экономического
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………
2.1 Модель преемственности
в экономическом воспитании
детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста…………………………………………………………
2.2 Описание
и анализ результатов
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения………………
Введение
Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе. С этих позиций, преемственность в экономическом воспитании детей, соответствующая возрастным этапам развития личности, приобретает особую значимость.
Принятый в 1992
году «Закон о защите прав потребителей»
наряду с другими социально-
Общетеоретические
и методологические основы
Преемственность в
Ряд аспектов потребительского образования учащейся молодёжи рассматривается зарубежными учёными (Г.С. Беккер, Б. Берман, Ф. Котлер, К.Р. Макконел, Л. Роббинс, Д. Эванс).
Экономическое
воспитание дошкольников – сравнительно
новое направление в
Обобщение современных научных исследований, анализ педагогического опыта позволяют сделать вывод, что процесс экономического воспитания детей предусматривает освоение экономических знаний, формирование убеждений, навыков, потребностей и поведения и должен характеризоваться единством, целостностью и преемственностью. Анализ современных исследований и публикаций последних лет свидетельствует, также, о важности формирования предпосылок экономической культуры у детей на более ранних этапах потребительского развития.
Особое значение приобретает установление преемственности в экономическом воспитании между дошкольным и младшим школьным возрастом, когда ребенок овладевает базисом личностной культуры как средоточием ценностных отношений к действительности.
Дошкольный
и младший школьный возраст - это
одна эпоха человеческого развития,
именуемая детством, представляющая собой «совершенно особенный,
хрупкий, социально не адаптированный,
находящийся в стадии легко ранимого физического,
эмоционально-нравственно-
В настоящее
время исследование проблемы преемственности
представлено в различных научных
отраслях знаний ( ). В трактовке
преемственности в экономическо
Принимая во внимание многочисленные труды в области экономического воспитания детей, специфики дошкольного и младшего возраста а также исследования роли преемственности, считаем что разработка модели преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников является достаточно актуальной проблемой.
Исходя из этого сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия обеспечения преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Преемственность в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».
Объект исследования - процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в дошкольном учреждении и начальной школе.
Предмет исследования - преемственность в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников.
Цель исследования - определение и научное обоснование комплекса педагогических условий, обеспечивающих преемственность в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования. Преемственность в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников приобретает эффективный характер, если:
Методологической
и теоретической основой исслед
В основу теоретического исследования легли общенаучные принципы системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.М. Добров, Э.Г. Юдин), деятельностный и ценностный подходы к исследованию культуры (Т.В. Боровикова, Л.А. Зеленов, М.С. Каган, В.А. Кайдалов).
Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи философов (Э.А. Баллер, В.А. Глядков, Г.Г. Гранатов, В.В. Гринин, Г.Н. Исаенко, Б.М. Кедров), педагогов и психологов (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.Я. Лыкова, С.Л. Рубинштейн, А.П. Сманцер), разрабатывающих проблему преемственности; концепции социализации личности как основы включения ребенка в систему социальных отношений (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский); положения об экономической культуре и процессе ее формирования (Т.В. Боровикова, Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, В.П. Чичканов, В.П. Фофанов, П. Хейне, В.Ф. Щетинин); работы, раскрывающие деятельностный подход в формировании экономической культуры и игровую технологию как его составляющую (Л.И. Анциферова, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, B.C. Мухина, А.С. Прутченков, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин); идеи личностного подхода (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская); концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования: изучение и теоретический анализ педагогической, философской, психологической и экономической литературы по теме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта о преемственности в экономическом воспитании дошкольников и младших школьников; метод наблюдения, диагностические методы (анкетирование, беседа, изучение и анализ результатов практической деятельности учащихся, тестирование, различные виды опросов); констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, методы математической обработки результатов.