Преемственность в экономическом воспитании старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация

Описание работы

Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146

Файлы: 1 файл

диссертация САИДЫ 20.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

Юсупова Саида  Гаруновна

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

Диссертация

на соискание  ученой степени кандидата педагогических наук

 

 

 

Научный руководитель –

кандидат педагогических наук, доцент

Багдуева Клара  Гаруновна

 

 

 

Махачкала 2011

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13

1.1 Сущность  и функции преемственности в  экономическом воспитании детей  дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.

1.2 Психолого-педагогические  аспекты  экономического воспитания  детей старшего дошкольного и  младшего школьного возраста…………………………………………………………………….

1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51

ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС  ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В  ЭКОНОМИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68

2.1 Модель преемственности  в  экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.

2.2 Описание  и анализ результатов констатирующего  эксперимента…………………………………………………………………..77

2.3 Методика  реализации преемственности в  экономическом  воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.

2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133

ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.

Заключение………………………………………………………………142

Литература……………………………………………………………146

Приложения………………

 

 

 

 

Введение

       Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего,  специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста.  Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.  С этих позиций, преемственность в экономическом воспитании детей, соответствующая возрастным этапам развития личности, приобретает особую значимость.

Принятый в 1992 году «Закон о защите прав потребителей»  наряду с другими социально-экономическими факторами также способствует развитию экономического образования в России. Сегодня в России все больше школ и дошкольных учреждений, где начали серьезно изучать экономику. Многие регионы активно включают экономику в качестве отдельного курса в региональный компонент. В связи с этим растет научный интерес к проблеме «экономизации» обучения и воспитания, которая широко обсуждается в психолого-педагогической литературе.

     Общетеоретические  и методологические основы экономического  воспитания и образования    проанализированы      в      трудах      А.Ф. Аменда,      Л.П. Куракова, .С.Прутченкова, В.К. Розова, Д.Д. Рябова, Г.Л. Смирнова и др. Необходимость непрерывного экономического воспитания и образования отмечают в своих    работах    Г.С. Агошкова,    Л.Б. Азимов,    И.В. Липсиц,    П.П. Лузан, И.А. Сасова.  Собственно педагогические аспекты экономического воспитания и образования     детей рассматривают     Ю.К. Васильев,     Н.Я. Клепач, Л.Е. Эпштейн. Содержательному анализу способов организации эффективной экономической подготовки учащихся и методике развития потребительской культуры школьников посвящены исследования Ю.К. Васильева, К.Н. Катханова, Л.П. Куракова, М.Л. Малышева, В.Д. Попова, В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко и др.). Сущность экономической культуры, ее место в системе общей культуры и теоретические основы формирования раскрывают Л.И. Абалкин, Т.В.Боровикова, Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, А.К. Уледов. Формирование у школьников экономических качеств личности рассматривались в работах Р.Г. Амосовой, С.Ф. Гагариной, Л.А. Гапоненко, А.П. Граба, Т.Я. Долгой, Г.А. Зверевой, Р.А. Жумакановой. Социологические аспекты теории и практики формирования экономической и потребительской культуры на разных возрастных этапах рассматривают Б.С. Ерасов, И.Б. Иткин, Д.Д. Рябов, И.А. Сасова, Ж.Т. Тощенко. . Вопросам правового обеспечения экономической подготовки посвящены работы О.Н. Зименковой, Т.Л. Левшиной, В.И. Таланцева, В.И. Тобиса, А.Е. Шерстобитова и др.

      Преемственность в экономическом  образовании и воспитании между  средним и высшим учебными заведениями исследовалась в диссертации Л.Я.Осиповой. Изучению вопроса преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста  посвящена диссертация Г.А. Петушковой.

 Ряд аспектов  потребительского образования учащейся молодёжи рассматривается зарубежными учёными (Г.С. Беккер, Б. Берман, Ф. Котлер, К.Р. Макконел, Л. Роббинс, Д. Эванс).

     Экономическое  воспитание дошкольников  – сравнительно  новое направление в дошкольной  педагогике. В научных исследованиях последних лет (Л.М.Кларина, А.Д.Шатова, Е.А.Курак, Л.И.Галкина и др.), посвященных экономическому воспитанию личности на этапе дошкольного детства, приоритетными определяются такие морально-психологических качества, как бережливость, экономность, заботливость через участие ребенка в различных видах деятельности.      Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне. Ведь это не просто информация, а «контур того, что условно может быть названо мировоззрением – мировоззрением в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об одиночных фактах, а к знанию об их связи» (Д.Б.Эльконин).  Привитие детям дошкольного возраста начальных экономических представлений  и нравственно-ценностных ориентаций может способствовать дальнейшему формированию социально-активной личности, соответствующей изменяющимся современным экономическим процессам и способной самостоятельно и творчески принимать экономические решения.

Обобщение современных  научных исследований, анализ педагогического  опыта позволяют сделать вывод, что процесс экономического воспитания  детей предусматривает освоение экономических знаний, формирование убеждений, навыков, потребностей и поведения и должен характеризоваться  единством, целостностью и преемственностью. Анализ современных исследований и публикаций последних лет свидетельствует, также, о важности формирования предпосылок экономической культуры у детей на более ранних  этапах потребительского развития.

Особое значение приобретает установление преемственности в экономическом воспитании между дошкольным и младшим школьным возрастом, когда ребенок овладевает базисом личностной культуры как средоточием ценностных отношений к действительности.

Дошкольный  и младший школьный возраст - это  одна эпоха человеческого развития, именуемая детством, представляющая собой «совершенно особенный, хрупкий, социально не адаптированный, находящийся в стадии легко ранимого физического, эмоционально-нравственно-эстетического, духовного становления слой общества» ( Эльконин, с.13). В силу таких особенностей этот слой общества требует к себе особого внимания и отношения со стороны всех основных социальных институтов воспитания, способствующих становлению социально адаптированной личности в её многогранных ценностных отношениях к социальной действительности, и в частности, к ее экономической стороне. Со стороны воспитательно-образовательных систем это обусловливает необходимость организации целостного педагогического процесса, что представляется возможным только на основе преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой.

В настоящее  время исследование проблемы преемственности  представлено в различных научных  отраслях знаний ( ). В трактовке  преемственности в экономическом воспитании мы разделяем точки зрения В.И. Автономова, А.Ф.Аменд,  В.А. Каряева и др., которые определяют ее  как целостный  педагогический процесс, представляющий собой присвоение экономических знаний и нравственно-ценностных ориентаций, способствующий эффективной адаптации детей на последующих ступенях системы образования и успешной социализации в современном обществе.

Принимая во внимание многочисленные труды в  области экономического воспитания детей,  специфики дошкольного  и младшего возраста а также исследования роли преемственности, считаем что  разработка модели преемственности  в  экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников является достаточно актуальной проблемой.

Исходя из этого  сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия обеспечения преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность  проблемы, ее недостаточная теоретическая  и методическая разработанность  обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Преемственность в экономическом воспитании  детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Объект  исследования -  процесс  экономического   воспитания  детей  старшего дошкольного и  младшего школьного возраста в дошкольном учреждении и начальной школе.

Предмет исследования - преемственность в экономическом воспитании    старших дошкольников и младших школьников.

Цель  исследования - определение и научное обоснование комплекса педагогических условий, обеспечивающих преемственность в экономическом воспитании  старших дошкольников и младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Уточнить сущность и содержание понятия «преемственность в экономическом воспитании» как педагогической категории.
  2. Теоретически обосновать модель преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников.
  3. Определить и обосновать критерии экономической воспитанности старших дошкольников и младших школьников.
  4. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников  и младших школьников.
  5. Разработать методические рекомендации по реализации преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Гипотеза  исследования. Преемственность в  экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников приобретает эффективный характер, если:

    • Экономическое воспитание будет рассматриваться как целостный процесс присвоения экономических знаний и нравственно-ценностных ориентаций, основанный на преемственности содержания, форм и методов педагогического воздействия между старшим дошкольным и младшим школьным возрастами;
    • будут выявлены компоненты преемственности в экономическом воспитании и ее особенности;
    • будут определены критерии экономической воспитанности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
    • будет разработана и апробирована модель преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников;
    • будет осуществляться педагогически целесообразное взаимодействие школы и семьи в решении задач экономического воспитания   детей.

Методологической  и теоретической основой исследования являются. философско-психологические и педагогические положения о преемственности, концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности, идеи о влиянии преемственности на развитие личности, философские положения о ведущей роли деятельности в формировании личности, о ценностном подходе к пониманию культуры и диалектической взаимосвязи культуры и деятельности, идеи личностного подхода, положения о влиянии экономической культуры на процесс социализации личности, об отношении как одной из форм отражения человеком окружающей действительности, о значении принципа единства теории и практики.

В основу теоретического исследования легли общенаучные  принципы системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Г.М. Добров, Э.Г. Юдин), деятельностный и ценностный подходы к исследованию культуры (Т.В. Боровикова, Л.А. Зеленов, М.С. Каган, В.А. Кайдалов).

Исходными теоретическими позициями исследования выступают идеи  философов      (Э.А. Баллер,      В.А. Глядков,      Г.Г. Гранатов,      В.В. Гринин, Г.Н. Исаенко, Б.М. Кедров), педагогов и психологов (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.Я. Лыкова, С.Л. Рубинштейн, А.П. Сманцер), разрабатывающих проблему преемственности; концепции социализации личности как основы включения ребенка в систему социальных отношений (К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский); положения об экономической культуре и процессе ее формирования (Т.В. Боровикова, Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, В.П. Чичканов, В.П. Фофанов, П. Хейне, В.Ф. Щетинин); работы, раскрывающие деятельностный подход в формировании экономической культуры и игровую технологию  как его составляющую (Л.И. Анциферова, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, B.C. Мухина, А.С. Прутченков, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин); идеи личностного подхода (Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская); концептуальные положения о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Методы  исследования: изучение и теоретический анализ педагогической, философской, психологической и экономической литературы по теме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта о преемственности в  экономическом воспитании  дошкольников и младших школьников; метод наблюдения, диагностические методы (анкетирование, беседа, изучение и анализ результатов практической деятельности учащихся, тестирование, различные виды опросов); констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, методы математической обработки результатов.

Информация о работе Преемственность в экономическом воспитании старшего дошкольного и младшего школьного возраста