Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация
Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146
Следует отметить, что современные исследователи детского развития (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.) указывают на необходимость пересмотра методологического статуса и основных категорий, которые используются в традиционной психологии развития. Так, по мнению исследователей, «... статус «ведущей» в развитии та или иная деятельность приобретает не из-за частоты встречаемости или святости научной традиции, а прежде всего в соответствии с совершенно определенными задачами развития, которые решают также вполне определенные исторические субъекты -участники этой деятельности» [122; с.42]. Б.Д. Эльконин отмечает, что для общей социокультурной ситуации современного детства характерно обогащение состава видов деятельности, которые не являются символами взросления (например, музыка, живопись, физкультура и др.), а представляют собой новые горизонты культуротворчества [165]. Таким образом, при анализе деятельности ребенка в определенном возрастном периоде следует рассматривать комплекс деятельностей, каждая из которых решает собственную задачу развития в этом возрасте.
Игра младшего школьника
приобретает новую
В младшем школьном возрасте увеличивается роль труда для психического развития ребенка. Трудовая деятельность формирует у детей умение планировать предстоящую работу, а затем находить пути и средства для ее реализации.
Труд в посильных для детей формах - это психологическая основа для привития детям чувства уважения к труду взрослых, понимания роли труда в жизни человека, развития волевых качеств. В стремлении ребенка выполнить домашние и школьные поручения, обязанности по самообслуживанию без напоминания взрослых проявляются зачатки трудолюбия. При выполнении поручений, домашних и школьных обязанностей у детей формируются такие качества, как самостоятельность, ответственность, честность, а также чувство долга.
Труд имеет особое значение для формирования мотивационно-ценностной сферы личности. В этом возрасте ребенок начинает испытывать потребность стать активным членом семьи. Он получает дома определенные обязанности, становится помощником старших членов семьи. Чаще всего это бывает помощь по хозяйству: уборка комнаты, участие в обработке огорода, в уходе за домашними животными. В некоторых семьях старшие дети начинают заботиться о младших.
Ребенок в младшем школьном возрасте начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, проявлять интерес к различным видам коллективных занятий, приобретать опыт элементарной трудовой и экономической деятельности.
Экономический аспект трудовой деятельности детей включает их участие в ведении домашнего хозяйства, в связанных с этим расчетах, в умении вести семейный бюджет, т. е. определять расходы и доходы. Р.С. Немов отмечает, что «приобретение ребенком дошкольного возраста элементарного опыта экономических отношений в семье способствует формированию предприимчивости, экономности и расчетливости» [88; с. 435]. Конечно, вопрос о необходимости воспитания таких личностных качеств у детей, как предприимчивость, экономность и расчетливость не всеми психологами, педагогами и родителями может решаться положительно. Однако в любом случае следует обращать внимание на связь экономической «деятельности» и развития личностных качеств ребенка.
Младший школьный возраст является наиболее подходящими для включения ребенка в элементарную экономическую деятельность, поскольку в эти годы дети уже в состоянии производить элементарные расчеты и имеют определенные экономические представления, способны совершать недорогие покупки как для себя, так и для всей семьи, способны самостоятельно распоряжаться карманными деньгами, т.е. имеют определенный опыт потребительского поведения.
Труд с целью заработка, или экономическая деятельность, - явление довольно распространенное среди современных школьников. Как отмечает автор обзора «Дети и бизнес» Александр Леонтьев, занимающийся вопросами методики преподавания труда и экономики, в школьном возрасте можно выделить два периода всплеска экономической активности детей - в 9-12 и 15-17 лет. Первый период всплеска активности, таким образом, захватывает младший школьный возраст.
А. Леонтьев предполагает, что такое выделение возрастных интервалов активности детей в экономической деятельности «... не связано с социальным окружением, экономической ситуацией и другими внешними факторами, определяющими среду обитания подрастающего поколения, а обусловлено тем, как дети на различных этапах своей жизни воспринимают окружающий мир и себя в нем. При переходе от возраста к возрасту у ребенка возникают новые побуждения, мотивы, ценности» [70; с. 171].
Согласно результатам исследования А. Леонтьева, в 3-4 классах (9-10 лет) количество детей, зарабатывающих деньги, увеличивается почти вдвое по сравнению с учащимися 1-2 классов. Происходит это в силу развития и закрепления мотива достижения, проявлением которого является сознательная постановка детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ее добиться. Таким образом, как показали исследования трудовой и экономической деятельности в младшем школьном возрасте, дети в этот период обладают определенным опытом элементарной трудовой деятельности и экономической деятельности в рамках экономики семьи, а некоторые более старшие дети (9-10 лет) - и опыт трудовой деятельности с целью заработка.
Итак, ведущей
деятельностью в младшем
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Преемственность в экономическом воспитании мы рассматриваем, как целостный педагогический процесс, представляющей собой присвоение экономических знаний и нравственно-ценностных ориентиров, способствующий эффективной адаптации детей на последующих ступенях системы образования и успешной социализации в современном обществе.
Знание основных
функций преемственности
Главную цель преемственности в экономическом воспитании можно определить как создание благоприятных условий для формирования экономически ценностных знаний, убеждений, поведения на последующих ступенях школы, а в целом- формирования экономической культуры личности для её дальнейшей успешной социализации в современном обществе.
В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, являются нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным субъектом» и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает социально значимую оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется теперь тем, насколько успешно он справляется с общественными требованиями. Расширяющаяся социальная ситуация развития определяет исключительную важность для младшего школьника приобретения знаний, умений, качеств личности, в том числе и экономически значимых, связанных с занятием характерного для школьника положения в обществе.
Преемственность в экономическом воспитании дошкольников и младших школьников должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.
Названные компоненты преемственности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушение преемственности в реализации любого из них сказывается в целом на результатах процесса экономического воспитания. В экономическом воспитании детей главное – формирование системы ценностных ориентаций и воспитание общественно ценной мотивации деятельности, так как именно в этом возрасте наиболее успешно происходит формирование мотивов труда на общую пользу как доминирующее побуждение. Это даёт основание утверждать, что на каждом возрастном этапе один из компонентов преемственности является наиболее выраженным.
ГЛАВА 2 . ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЕ
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
В результате исследований различных проблем экономического образования и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, были определены методологические и теоретические условия экономического воспитания в соответствии с возрастными возможностями детей, отобрано содержание экономических знаний, в особой мере способствующее экономическому развитию.
Проектируемая
нами модель преемственности в экономическо
Для достижения указанных целей при построении модели преемственности в экономическом воспитании нами учитывались следующие принципы:
социально-значимой направленности на экономическое воспитание;
нравственной ориентации экономического воспитания;
взаимосвязи всех компонентов модели преемственности в экономическом воспитании;
Исходной для построения разработки модели послужила теоретическая посылка, что экономическое воспитание старших дошкольников и младших школьников - основное условие для последующего формирования экономической культуры. Для обеспечения этого процесса необходима система преемственности, построенная на основе единства трех компонентов: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного (см. схему 1).
В результате теоретического анализа был определен состав каждого компонента преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста
Схема 1.
Познавательно-речевой компонент включает знание экономических терминов, понятий, явлений. В условиях дошкольных учреждений данный компонент реализуется:
- на занятиях по труду, ознакомлении с окружающим, занятиях по формированию элементарных математических представлений и -«Экономика – жизнь игра»; как самостоятельного занятия.
У младших школьников 1-2 классов компонент реализуется на уроках математики, русского языка, чтения, природоведения, труду и курса «Экономическая азбука» как самостоятельной дисциплины.
Преемственность курсов «Экономика – жизнь игра» и «Экономическая азбука» достигается последовательным расположением содержания по восходящей спирали, включением новых знаний в ранее сложившуюся систему, созданием единого терминологического пространства (экономический словарик), а также использованием форм и методов воспитания культуры потребления, соответствующих возрастным особенностям.
Вышеназванные курсы содержат и развивают знания о труде, профессиях
людей, заработной плате, нравственных и прагматических качествах: щедрости, доброте, искренности, ответственности, предприимчивости, деловитости и т.д.
Нравственно-ценностный компонент предполагает формирование на базе экономических знаний нравственных представлений, которые в дальнейшем находят отражение в мотивах личности и реализуются в ее практической деятельности. Кроме того, ценностный компонент преемственности играет важную роль в формировании нравственно-ценностных ориентации, выражающих отношение личности к другим людям, к себе, к деятельности, к общественной и личной собственности. Это, в свою очередь, определяет процесс формирования нравственных качеств личности, таких как трудолюбие, инициативность, доброта, чувство ответственности и т.д.