Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация
Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146
Хотелось бы
отметить, что вопросы осуществления
преемственности в
Между тем,
вариативность и разнообразие
воспитательных систем, организаций
и технологий с учетом
По мнению
профессора В.Я. Лыковой,
На основании анализа литературы раскрывающей различные подходы к преемственности, преемственность в экономическом воспитании мы рассматриваем, как целостный педагогический процесс, представляющей собой присвоение экономических знаний и нравственно-ценностных ориентиров, способствующий эффективной адаптации детей на последующих ступенях системы образования и успешной социализации в современном обществе.
Преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.
Знание основных
функций преемственности
1.2.Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Существенные
социально-экономические
Необходимость экономического воспитания подрастающего поколения отмечали еще в XIX веке русские ученые-педагоги. Так, например, К.Д. Ушинский считал одной из задач педагогики подготовку молодежи к включению в хозяйственную жизнь общества [141].
В 20-х годах XX века в отечественной педагогике эта тема приобрела самостоятельное значение. СТ. Шацкий предлагал при обучении детей касаться экономических вопросов их жизни, планировать их участие в совместной деятельности со взрослыми [160]. В педагогических трудах А.С. Макаренко большое внимание уделено воспитанию сознательного хозяина. Для этого воспитанники должны понимать суть производственного процесса и его экономическую целесообразность, способы эффективного труда [77].
Наиболее
продуктивными в плане
Во второй половине 80-х годов, когда в экономику СССР стали внедряться новые методы хозяйствования, в несколько иной плоскости начали рассматриваться вопросы трудового воспитания. Как указывает исследователь процесса формирования психологической готовности личности к материальному самообеспечению Д.А. Китова, «... трудовое воспитание вне экономического контекста, образуемого потребностью личности в материальном самообеспечении, бессмысленно, бесцельно» [61; с.55].
И.А. Сасова, начавшая
в 1982 г. первой в России
Ведущие отечественные
исследователи проблем
Исследователь-экономист В.В. Прокин так определяет понятие экономического воспитания: «Экономическое воспитание - это процесс формирования экономической личности воспитанника или, что тоже самое, экономических качеств и свойств человеческой личности. К ним относятся экономические способности, потребности, ценности, интересы, целевые установки и планы жизнедеятельности, мотивы, критерии оценки, экономическое сознание, экономическая нравственность, нормы, стандарты и привычки экономического поведения, экономические чувства» [103; с. 85.].
Вопросы экономического образования и воспитания школьников актуализировались в нашей стране в начале 90-х годов. К настоящему времени различными авторами подготовлены программы, учебные пособия, методические рекомендации для начальной школы по экономическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста (Б.А. Райзберг, С.Л. Чернер, И.А. Сасова, Е.Н. Землянская, О.В. Меньшикова и др.). Их анализ позволяет сделать вывод о том, что экономическая подготовка должна осуществляться, начиная с первых школьных дней, и изучение экономики в начальной школе возможно как в учебном процессе, так и в процессе дополнительного образования.
Понятие «экономическое образование» иногда отождествляют с понятием «экономическое воспитание». Л.Н. Пономарёв, В.Д. Попов, В.П. Чичканов (165) подчёркивают, что такое отождествление неправомерно, так как не учитывает главное - экономическое образование формирует экономическую научную идеологию (систематизированные экономические взгляды, деловые качества), а экономическое воспитание - психологию (убеждения, мотивы поведения, установки, ценностные ориентации, личностные качества).
Следует заметить, что экономическое образование и экономическое воспитание тесно взаимосвязаны. Экономическое образование всегда выполняет функции воспитательные, а экономическое воспитание - функции познания экономической жизни. Но задачи экономического воспитания обширнее и многограннее. И если главной задачей экономического образования исследователи считают вооружение ученика экономическими знаниями, то задача экономического воспитания - формирование у ученика экономически значимых качеств, экономических убеждений и навыков, потребностей и стремлений.
Экономическое воспитание в широком смысле - это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания посредством экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности. Экономическое воспитание способствует обеспечению условий для воспроизводства индивидом социального опыта, экономических ценностей и типичных норм экономического поведения. Оно формирует убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентиры личности (93).
В процессе экономического воспитания экономические знания превращаются в убеждения и реализуются в поступках и поведении. Главной движущей силой превращения экономических знаний в убеждения и поступки выступают экономические потребности и интересы личности, на формирование которых влияет уровень экономической культуры общества, который, в свою очередь, зависит от общественных отношений.
С другой стороны, экономическое воспитание призвано стимулировать спрос на знания, развивать умение применять экономические знания в процессе созидательной деятельности.
Формирование у школьников экономических качеств личности рассматривались в работах Р.Г. Амосовой, С.Ф. Гагариной, Л.А. Гапоненко, А.П. Граба, Т.Я. Долгой, Г.А. Зверевой, Р.А. Жумакановой. Если раньше первостепенное значение придавалось формированию в первую очередь бережливости, трудолюбия, то теперь ряд экономических качеств личности, формируемых в школьном возрасте, расширился. В него вошли следующие качества: организованность, ответственность, последовательность, целеустремлённость, планомерность, исполнительность, самокритичность, терпимость к критике, активность. При этом понятие «экономические качества» определяется как «те, которые обеспечивают накопление знаний, выработку умений и образование побудительных мотивов, стремления достигать в повседневной практической деятельности наибольших результатов в интересах общества при наименьших затратах». (8, с.34).
Исследуя принципы воспитания и основные направления воспитательной работы в общеобразовательной школе, СМ. Годник и Е.А. Дегтярёв акцентировали внимание на качественную сторону подготовки школьников к жизни в обществе путём внесения соответствующих корректив в систему подготовки к производительному труду и экономического воспитания. В работах этих учёных прослеживается необходимость формирования элементарных хозяйственно-экономических представлений у выпускников общеобразовательных школ.
Во всех перечисленных работах указывается на необходимость формирования у учащихся таких качеств, как бережливость, экономность, расчётливость, деловитость. А.Ф. Аменд, объясняя этот факт, пишет: «Экономность, бережливость, расчётливость, деловитость являются экономическими, потому что они непосредственно включены в экономическую деятельность и служат её объективно необходимым элементом, формой реализации требований экономических законов и отношений общества. Вместе с тем они служат моральными, нравственными качествами» (8, с. 35).
Рассматривая педагогическую сущность экономического воспитания в общеобразовательной школе как овладение учащимися экономическими знаниями, умениями, навыками, А.Ф. Аменд определяет результаты экономического воспитания школьников. Однако, как указывает А.Ф. Аменд, система экономического воспитания требует постоянного учёта возрастающей потребности общества в экономически грамотных гражданах. Наука и практика воспитания из года в год обогащается новыми явлениями и понятиями, которые влекут за собой, во-первых, изменение экономических условий, во-вторых, возрастание требований к воспитанию молодёжи, в-третьих, изменение контингента детей изменяет задачи формирования всесторонне развитых и воспитанных людей (8).
Н.П. Рябининой разработана модель экономической готовности личности (191); рассмотрен вопрос об усвоении учащимися средней школы всей совокупности закономерностей и принципов общественно-экономической жизни общества, готовности и способности разумного отбора, восприятия, внутренней переработки и дальнейшего использования вновь получаемых экономических знаний, умении анализировать, обоснованно принимать решения, формировании разумных потребностей, рациональной организации своего труда, а также о воспитании мотивов экономической деятельности, формировании ценностных экономических интересов, усилении нравственной стороны экономического воспитания.
Б.П. Шемякин (242) рассмотрел вопросы теории и методики экономического воспитания школьников, уделил внимание формированию у учащихся младших классов таких качеств, как бережливость, экономность. Экономическому воспитанию младших школьников Б.П. Шемякин отводит роль начального звена в формировании экономических представлений, знаний, акцентируя внимание на нравственной стороне экономического воспитания младших школьников (формирование нравственных качеств личности).