Преемственность в экономическом воспитании старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация

Описание работы

Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146

Файлы: 1 файл

диссертация САИДЫ 20.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

Хотелось бы отметить, что вопросы осуществления  преемственности в экономическом  воспитании при переходе ребенка  из дошкольного учреждения в школу, остаются недостаточно освещенными.

 Между тем,  вариативность и разнообразие  воспитательных систем, организаций  и технологий с учетом специфики  образовательных учреждений, их  традиций, тенденций и перспектив  развития актуализируют проблему  преемственности, как в аспекте теоретической разработки, так и практической реализации.  В философии преемственность характеризуется связью между старым и новым в процессе развития, тем, что предшествующее развитие сохраняется, служит основой совершенствования, дальнейшего движения вперед на более высокую ступень. В педагогической литературе под преемственностью понимается целостный процесс последовательного формирования личности []. «Всякий новый шаг в развитии непосредственно определяется предшествующим шагом, всем тем, что уже сложилось и возникло в развитии на предшествующей стадии» - говорил Л.С. Выготский [ ].   

 По мнению  профессора В.Я. Лыковой, преемственность  в воспитательной работе  школы  – целостный процесс, обеспечивающий  полноценное личностное развитие  ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Проанализировав различные точки зрения, под преемственностью в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста мы понимаем целостный педагогический процесс формирования экономической воспитанности, представляющий собой присвоение экономических знаний  способствующих успешной адаптации на последующих ступенях системы образования [].

На основании  анализа литературы раскрывающей различные  подходы к преемственности, преемственность  в экономическом воспитании мы рассматриваем, как целостный педагогический процесс, представляющей собой присвоение экономических знаний и нравственно-ценностных ориентиров, способствующий эффективной адаптации детей на последующих ступенях системы образования и успешной социализации в современном обществе.

Преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

Знание основных функций преемственности позволяет  осуществлять экономическоевоспитание эволюционным путём, когда на основе достигнутого уровня осуществляется связь и создаются предпосылки достижения более высокого уровня экономической воспитанности детей. 

 

 

 

 

 

1.2.Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Существенные  социально-экономические изменения  в нашей стране в конце прошлого века изменили доминирующие ценности общества. Отечественный исследователь В.Б. Орлов пишет: «Знаком настоящего времени становится новоприобретение (или подчас реставрация?) ценностей, и одна из таковых - деятельность, основанная на уважении личности, материальном интересе, предприимчивости, неприкосновенности чужой собственности, развитии правового поля... речь идет о финансово-экономической самостоятельности, предполагающей свободу планирования работы, коммерческий риск и стремление получить выгоду, всю полноту ответственности перед законом каждого гражданина и его защищенность от диктата бюрократии и уголовщины. Следовательно, перед российской системой образования стоит задача формирования людей, способных цивилизованно «обустроить отечество» (95, с.59).

     Необходимость экономического воспитания подрастающего поколения отмечали еще в XIX веке русские ученые-педагоги. Так, например, К.Д. Ушинский считал одной из задач педагогики подготовку молодежи к включению в хозяйственную жизнь общества [141].

В 20-х годах XX века в отечественной педагогике эта тема приобрела самостоятельное значение. СТ. Шацкий предлагал при обучении детей касаться экономических вопросов их жизни, планировать их участие в совместной деятельности со взрослыми [160]. В педагогических трудах А.С. Макаренко большое внимание уделено воспитанию сознательного хозяина. Для этого воспитанники должны понимать суть производственного процесса и его экономическую целесообразность, способы эффективного труда [77].

Наиболее  продуктивными в плане психологических  и педагогических исследований проблем экономического воспитания были 60-80-е годы XX столетия. В работах А.К. Бешенкова, И.И. Зарецкой [16], Л.Ю.Гордина [35], [36] особое внимание уделялось процессу трудовой подготовки и формированию таких личностных качеств, как коллективизм, честность, ответственность.

Во второй половине 80-х  годов, когда в экономику СССР стали внедряться новые методы хозяйствования, в несколько иной плоскости начали рассматриваться вопросы трудового воспитания. Как указывает исследователь процесса формирования психологической готовности личности к материальному самообеспечению Д.А. Китова, «... трудовое воспитание вне экономического контекста, образуемого потребностью личности в материальном самообеспечении, бессмысленно, бесцельно» [61; с.55].

 И.А. Сасова, начавшая  в 1982 г. первой в России теоретически разрабатывать и экспериментально проверять методы экономического образования и воспитания школьников, пишет: «Социально-экономическое образование и воспитание детей и учащейся молодежи в широком смысле предполагает включение выпускников в социально-экономические отношения, свойственные современному производству, воспитание у них потребности руководствоваться в своей деятельности не только личными, но и общественными интересами, повышать эффективность производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Это также воспитание образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества, хозяйского отношения ко всем видам собственности» [117; с. 166].

Ведущие отечественные  исследователи проблем педагогики и педагогической психологии А.А. Реан, Н.В. Бордовская характеризуют экономическое воспитание как систему мер, «... направленных на развитие мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает формирование не только деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопления знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения» [109; с. 312].

Исследователь-экономист  В.В. Прокин так определяет понятие экономического воспитания: «Экономическое воспитание - это процесс формирования экономической личности воспитанника или, что тоже самое, экономических качеств и свойств человеческой личности. К ним относятся экономические способности, потребности, ценности, интересы, целевые установки и планы жизнедеятельности, мотивы, критерии оценки, экономическое сознание, экономическая нравственность, нормы, стандарты и привычки экономического поведения, экономические чувства» [103; с. 85.].

Вопросы экономического образования и воспитания школьников актуализировались в нашей стране в начале 90-х годов. К настоящему времени различными авторами подготовлены программы, учебные пособия, методические рекомендации для начальной школы по экономическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста (Б.А. Райзберг, С.Л. Чернер, И.А. Сасова, Е.Н. Землянская, О.В. Меньшикова и др.). Их анализ позволяет сделать вывод о том, что экономическая подготовка должна осуществляться, начиная с первых школьных дней, и изучение экономики в начальной школе возможно как в учебном процессе, так и в процессе дополнительного образования.

Понятие «экономическое образование» иногда отождествляют с понятием «экономическое воспитание». Л.Н. Пономарёв, В.Д. Попов, В.П. Чичканов (165) подчёркивают, что такое отождествление неправомерно, так как не учитывает главное - экономическое образование формирует экономическую научную идеологию (систематизированные экономические взгляды, деловые качества), а экономическое воспитание - психологию (убеждения, мотивы поведения, установки, ценностные ориентации, личностные качества).

Следует заметить, что экономическое образование  и экономическое воспитание тесно взаимосвязаны. Экономическое образование всегда выполняет функции воспитательные, а экономическое воспитание - функции познания   экономической   жизни.   Но   задачи   экономического   воспитания обширнее и многограннее. И если главной задачей экономического образования исследователи считают вооружение ученика экономическими знаниями, то задача экономического воспитания - формирование у ученика экономически значимых качеств, экономических убеждений и навыков, потребностей и стремлений.

Экономическое воспитание в широком смысле - это  организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания посредством экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности. Экономическое воспитание способствует обеспечению условий для воспроизводства индивидом социального опыта, экономических ценностей и типичных норм экономического поведения. Оно формирует убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентиры личности (93).

В процессе экономического воспитания экономические знания превращаются в убеждения и реализуются в поступках и поведении. Главной движущей силой превращения экономических знаний в убеждения и поступки выступают экономические потребности и интересы личности, на формирование которых влияет уровень экономической культуры общества, который, в свою очередь, зависит от общественных отношений.

С другой стороны, экономическое воспитание призвано стимулировать спрос на знания, развивать умение применять экономические знания в процессе созидательной деятельности.

Формирование  у школьников экономических качеств  личности рассматривались в работах Р.Г. Амосовой, С.Ф. Гагариной, Л.А. Гапоненко, А.П. Граба, Т.Я. Долгой, Г.А. Зверевой, Р.А. Жумакановой. Если раньше первостепенное значение придавалось формированию в первую очередь бережливости, трудолюбия, то теперь ряд экономических качеств личности, формируемых в школьном возрасте, расширился. В него вошли следующие качества: организованность, ответственность, последовательность, целеустремлённость, планомерность, исполнительность, самокритичность, терпимость к критике, активность. При этом понятие «экономические качества» определяется как «те, которые обеспечивают накопление знаний, выработку умений и образование побудительных мотивов, стремления достигать в повседневной практической деятельности наибольших результатов в интересах общества при наименьших затратах». (8, с.34).

Исследуя принципы воспитания и основные направления воспитательной работы в общеобразовательной школе, СМ. Годник и Е.А. Дегтярёв акцентировали внимание на качественную сторону подготовки школьников к жизни в обществе путём внесения соответствующих корректив в систему подготовки к производительному труду и экономического воспитания. В работах этих учёных прослеживается необходимость формирования элементарных хозяйственно-экономических представлений у выпускников общеобразовательных школ.

Во всех перечисленных  работах указывается на необходимость формирования у учащихся таких качеств, как бережливость, экономность, расчётливость, деловитость. А.Ф. Аменд, объясняя этот факт, пишет: «Экономность, бережливость, расчётливость, деловитость являются экономическими, потому что они непосредственно включены в экономическую деятельность и служат её объективно необходимым элементом, формой реализации требований экономических законов и отношений общества. Вместе с тем они служат моральными, нравственными качествами» (8, с. 35).

Рассматривая  педагогическую сущность экономического воспитания в общеобразовательной школе как овладение учащимися экономическими знаниями, умениями, навыками, А.Ф. Аменд определяет результаты экономического воспитания школьников. Однако, как указывает А.Ф. Аменд, система экономического воспитания требует постоянного учёта возрастающей потребности общества в экономически грамотных гражданах. Наука и практика воспитания из года в год обогащается новыми явлениями и понятиями, которые влекут за собой, во-первых, изменение экономических условий, во-вторых, возрастание требований к воспитанию молодёжи, в-третьих, изменение контингента детей изменяет задачи формирования всесторонне развитых и воспитанных людей (8).

Н.П. Рябининой разработана  модель экономической готовности личности (191); рассмотрен вопрос об усвоении учащимися средней школы всей совокупности закономерностей и принципов общественно-экономической жизни общества, готовности и способности разумного отбора, восприятия, внутренней переработки и дальнейшего использования вновь получаемых   экономических   знаний,   умении   анализировать,   обоснованно принимать решения, формировании разумных потребностей, рациональной организации своего труда, а также о воспитании мотивов экономической деятельности, формировании ценностных экономических интересов, усилении нравственной стороны экономического воспитания.

Б.П. Шемякин (242) рассмотрел вопросы теории и методики экономического воспитания школьников, уделил внимание формированию у учащихся младших классов таких качеств, как бережливость, экономность. Экономическому воспитанию младших школьников Б.П. Шемякин отводит роль начального звена в формировании экономических представлений, знаний, акцентируя внимание на нравственной стороне экономического воспитания младших школьников (формирование нравственных качеств личности).

Информация о работе Преемственность в экономическом воспитании старшего дошкольного и младшего школьного возраста