Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация
Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146
осознать свою значимость для семьи
и общества; ответственность за свои
поступки, которые могут положительно
или отрицательно сказаться на экономическом
положении семьи и его самого.[
Экономическое воспитание, как считает Струнилина Н.А., имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего, на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.[30]
Результаты экономического воспитания, по мнению Корнак Е.А.,будут проявляться в осознанном отношении детей к труду собственному, родителей и вообще к любому труду; в их поведении при решении вопросов эффективности расходования всех ресурсов: денежных, одежды и обуви, электроэнергии и воды, пищи и отходов, времени и здоровью, своему и всех членов семьи, воспитателей, имущества детского сада; в способности к правильному выбору ситуации, связанной с экономической деятельностью; в выработке чувства хозяина наравне со старшими членами семьи, а также ответственного отношения к своему детскому саду, к товарищам; в стремлении к повышению доходов семьи. [15]
Рассмотрение экономического воспитания в контексте преемственности между дошкольной и школьной ступенями предполагает выявления сущности понятий «экономические знания», «экономическая деятельность», «экономическое сознание», «экономическое мышление», «экономические отношения», «убеждения, как ценностный компонент экономического воспитания», «экономическая деятельность».
Экономические знания – новая и особая область знаний молодежи, столь необходимых для развития экономического мышления, экономической культуры детей. Они составляют основу экономического воспитания и одно из важнейших условий комфортного жизнеобеспечения в будущем.
Требования к системе экономических знаний не могут быть так консервативны (в хорошем понимании), как, скажем, требования к системе гуманитарного образования вообще (к которому по традиции относят экономическое образование), именно в силу специфики и изменчивости экономических процессов, фактов, экономических проблем, которые составляют предмет изучения. В современных условиях экономические знания играют самостоятельную и существенную роль. Представляя ценность для других (иначе, как они могут быть обнаружены?), экономические знания становятся особым товаром и поэтому могут быть направлены в ту область деятельности, где способны обеспечить наибольший выигрыш и принести большую выгоду их владельцу[].
Экономические знания способны стать действенными помощниками в повседневной жизни, уберечь от неверных поступков и решений, связанных с оголтелой рекламой, обещаниями правительства, политических партий и т.д. Все дело в том, как ими распоряжаться. Экономические знания не гарантируют правильных и адекватных механизмов поведения людей в экономической системе, но, тем не менее, они обладают определенными положительными свойствами []:
· способствуют осмысленной переработке поступающей из разных источников информации, усвоению и накоплению знаний из смежных с экономикой областей (теории бизнеса и предпринимательства, маркетинга, менеджмента, социологии, психологии);
· стимулируют выбор адекватных моделей поведения в жизни;
· позволяют адаптироваться к новым условиям жизни, активно участвовать и влиять на экономическую ситуацию в стране (через голосование, референдумы и т.д.);
· предоставляют большой кругозор и свободу действий в повседневной жизни);
· обладают большой конкурентоспособностью в современных рыночных условиях;
· являются основой функциональной грамотности в освоении будущих профессий.
Для правильной
организации экономических
Как отражение творческой деятельности человека в экономической жизни, выступает сознание. Сознание, является важным элементом познавательного компонента преемственности в экономическом воспитании. Экономическое сознание - это совокупность знаний, идей, чувств, настроений, других компонентов, которые отражают экономические процессы, и явления и формируют отношение к ним[43].
Экономическое сознание – следствие познания, непосредственного отражения учащимися экономических отношений и выражения ими своего отношения к различным явлениям экономической жизни семьи, школы, общества в конкретный период. Проследить изменения экономического сознания возможно только в процессе экономической деятельности. Любая активная деятельность, в том числе и экономическая, способствует экономическому мышлению[43].
Экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Экономическое мышление основано не на познании действия и использовании социально-экономических законов, а на экономической практике, поэтому оно наполнено иным социально-экономическим содержанием. Экономическое мышление вовлекает в оборот не все экономические знания, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике[43].
У детей обязательно должны быть заложены основы экономического мышления, так как экономические взгляды школьников ещё не вполне сложились. В процессе экономического воспитания важным этапом является формирование на базе экономических знаний нравственных убеждений, которые в дальнейшем находят отражения в мотивах личности и реализуются в её практической деятельности. Согласно М.А. Селезнёву, «всякое убеждение представляет собой органическое единство понимания, оценки, эмоции и волеустремления», «тот факт, что убеждение является органическим сплавом знания, оценки, эмоции и волеустремления, подтверждается их исключительно тесной взаимосвязью и взаимовлиянием » [43].
Убеждения является, важным элементом ценностного компонента преемственности экономического воспитания. Убеждения выражают субъективно-объективное чувственно окрашенное отношение людей к действительности, построения на основе знаний. Убеждения составляют жизненную, идейную, мотивационную сторону сознания людей и являются силой к деятельности и жизнетворчеству[].
Основу экономической жизни общества составляют экономические отношения, которые возникают в результате деятельности людей, направленной на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ. По нашему мнению, обязательным компонентом системы преемственности в экономическом воспитании является деятельностный компонент, в основе которого лежит экономическая деятельность.
Экономическая деятельность детей - это сознательное применение на практике сформированных экономических знаний, умений и навыков, проявление экономически значимых качеств личности».
Успех экономической деятельности субъекта зависит от полученных экономических знаний, умений и навыков, но при этом сама экономическая деятельность является «условием и средством» экономического воспитания, т. е. экономическая деятельность является фактором, «исходным моментом» (А. С. Прутченков) экономического воспитания.
Экономическая деятельность учащихся, как правило, не связана с их будущей профессией, а ее мотивация и реализуемые посредством этой деятельности потребности имеют мало общего с мотивами выбора будущей профессии. Вместе с тем, через вырабатываемые в поведенческих актах нормы, стереотипы, моральные принципы, представления о допустимом и недопустимом во взаимодействии с партнерами, коллегами, в отношении к работе осуществляется вхождение молодых людей в экономическую жизнь ().
Через деятельность реализуется социальное, осознанное поведение человека. В социальном смысле содержание понятия «поведение» составляют действия человека по отношению к другим людям, предметному миру и обществу. Прежде всего поведение - это форма связи, взаимодействия организма с окружающими условиями. Источником поведения являются потребности. Поведение в этом случае выступает в его классической форме как исполнительное звено этого взаимодействия, внешне наблюдаемая двигательная активность живых существ. Это - общая форма связи со средой животных и человека.
Специфика поведения человека определяется тем, что своеобразна сама среда его жизнедеятельности. Это социальная среда. И человек в этом взаимодействии выступает, как личность, представляющая собой явление социальное. Экономическая деятельность школьников имеет специфику, обусловленную возрастными возможностями: они принимают посильное участие в трудовых делах семьи, школы, имеют трудовые обязанности в школе и дома, проявляют себя в качестве потребителей.
Для нашего
исследования представляет
Главную цель преемственности в экономическом воспитании можно определить как создание благоприятных условий для формирования экономически ценностных знаний, убеждений, поведения на последующих ступенях школы, а в целом- формирования экономической культуры личности для её дальнейшей успешной социализации в современном обществе[].
Названные компоненты преемственности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушение преемственности в реализации любого из них сказывается в целом на результатах процесса экономического воспитания. В экономическом воспитании детей главное – формирование системы ценностных ориентаций и воспитание общественно ценной мотивации деятельности, так как именно в этом возрасте наиболее успешно происходит формирование мотивов труда на общую пользу как доминирующее побуждение. Это даёт основание утверждать, что на каждом возрастном этапе один из компонентов преемственности является наиболее выраженным. Так, в младшем школьном возрасте, это познавательный компонент преемственности, который обеспечивает устойчивый интерес к учению. Последовательное усвоение знаний, умений, определяет познавательный компонент, это, в свою очередь, становится необходимой основой формирования социально-нравственных качеств, привычек, умений, которые характеризуют проявления трудолюбия, ответственности и дисциплинированности в деятельности[43].
Основными функциями
преемственности в
- адаптационная;
- интегративная;
- ценностная;
- социализирующая;
Адаптационная функция- направлена на обеспечение приоритета адаптационных процессов на начальном этапе обучения и способствует последовательному переходу детей из дошкольного учреждения в школу, из младшего звена школы в среднее, от воспитателей к учителям, от одних учителей к другим [57].
Интегративная функция- Через интегративную функцию преемственности осуществляется взаимосвязь экономической культуры с другими компонентами общей культуры личности благодаря интеграции экономических знаний со знаниями из других областей науки и формированию на их основе системы ценностных ориентаций в целостной культуре личности [57].
Ценностная функция- способствует превращению совокупности знаний в убеждения через деятельность, а также нравственно-ценностному компоненту самоопределению личности. Ценностная функция отражает качественное состояние воспитания школьников и заключается в формировании системы ценностных ориентиров и нравственных норм отношений при взаимодействии учащихся с другими людьми и отношение к себе.
Социализирующая функция - заключается в сохранении и передаче экономического опыта от предыдущих поколений к последующим поколениям. Эта функция, обеспечивает двустороннюю взаимосвязь личности и социума, планомерное развитие, превращает опыт, накопленный в прошлом в сегодняшнюю практическую деятельность. Социализирующая функция раскрывается через реализацию основных компонентов преемственности в экономическом воспитании, в реальном опыте поведения и практической деятельности и выражается в социальной активности личности.
Учитывая, что основным методом экономического воспитания старших дошкольников и младших школьников в нашем исследовании является метод моделирования, то рассмотрим его подробнее.
Философский
энциклопедический словарь
По мнению М. Вартофского, «модели - это высоко специализированные части нашего технического оснащения, специфические функции которых состоят в созидании будущего». При этом под моделью он понимает не просто сущность (внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений), а скорее способ действия, который представляет сущность. В этом смысле модель - это и воплощение целей, и в то же время инструмент осуществления этих целей (20, с. 124).