Преемственность в экономическом воспитании старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация

Описание работы

Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146

Файлы: 1 файл

диссертация САИДЫ 20.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

В педагогических исследованиях метод моделирования  является одним из направлений внедрения формальных методов и используется как на этапе апробации научной гипотезы, так и на этапе внедрения результатов исследования. Выделяют следующие цели конструирования моделей: для получения средства изучения и совершенствования реальности; апробации или демонстрации новой системы, идеи или метода; получения средства прогнозирования; для анализа исследуемых процессов; для внедрения в практику образования новых достижений педагогической науки, инноваций.

В педагогических исследованиях метод моделирования является одним из направлений внедрения формальных методов и используется как на этапе апробации научной гипотезы, так и на этапе внедрения результатов исследования.

В нашем исследовании построение модели осуществляется в  целях разработки организационно-педагогических условий преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, так как моделирование помогает систематизировать знания об изучаемом процессе, подсказывает пути их целостного описания, намечает связи между компонентами.

Анализ литературы по интересующей нас проблеме показал, что вопрос о моделировании преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного не получил должного освещения. Однако актуальность данной проблемы в современных условиях не вызывает сомнений.

При составлении модели мы опирались на работы В.Г. Афанасьева,

Т.В. Боровиковой, A.M. Волкова, В.В. Краевского, Ю.А. Кустова, B.C. Леднева, А.В. Сиволапова, В.А. Штоффа и др. (17, 38, 47, 106, 114, 115, 175, 206).

Нами был  определен ряд задач, решение  которых должно быть отражено в построенной модели процесса преемственности:

  • изучить возможности осуществления преемственности в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста;
  • выявить наиболее эффективные формы, методы и средства осуществления преемственности в экономическом воспитании школьников;
  • разработать и внедрить предложенную модель преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников;
  • определить критерии и показатели эффективности реализации модели.

Преемственность в экономическом детей дошкольного и младшего школьного возраста мы исследуем с позиции системного подхода, который предусматривает познание закономерностей и взаимообусловленности исследуемого процесса, обеспечивающих его целостность. В понимании системы мы разделяем точку зрения В.Г. Афанасьева, который определяет целостную систему как «совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегрированные, системные) качества, не присущие ее образующим» (17).

Ю.А. Кустов, проведя анализ работ философов по проблеме системного исследования (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Б.С. Украинцев, Э.Г. Юдин и др.), сделал вывод, что система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями (114, с. 33).

Г.М. Добров выделяет определенный набор признаков, которые  отличают систему от любой иной совокупности элементов: «Система - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов; она обладает определенной структурой, допускающей вычленение иерархии элементов; взаимодействуя со средой, она может рассматриваться как элемент высшей по отношению к ней, более широкой системы; структура данной системы такова, что ее элементы обладают по отношению к ней свойствами подсистем» (74).

Н.Е. Щуркова, изучая системный (целостный) подход к воспитанию, предполагает, что процесс воспитания конструируется как система, порождаемая осознанной целью воспитания. Именно предполагаемый результат в своей природной субстанции требует системы и задает структуру соответствующей системы (210).

Таким образом, под системой понимают взаимосвязанное  единство отдельных частей, образующее новое (по сравнению с каждой из частей и их совокупностью) качество, которому присущи свои специфические свойства. Применение системного подхода открывает возможность систематического, организованного и упорядоченного рассмотрения структуры: элементов целого, его внутренних и внешних связей, а также процесса, явления в развитии.

Использование системного подхода к осуществлению преемственности в в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста предполагает четкую постановку проблемы, определение средств ее решения, а также способствует улучшению организации нашего исследования, помогает глубже проникнуть в суть исследуемой проблемы.

Применив системный  подход к разработке данной проблемы, мы выяснили, что системообразующим фактором воспитания основ экономико-потребительской культуры является деятельность, это делает процесс целостным.

Таким образом, для осуществления системного подхода  при реализации преемственности  в экономическом воспитании у детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо учитывать характерные особенности ведущей деятельности дошкольников и младших школьников.

. Деятельностный  подход - один из основных в изучении и организации педагогического процесса, так как «... указывает на единственно возможный путь формирования личности - на активную деятельность самого ребенка» (210, с. 16).

Деятельностный  подход отражен в трудах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Своеобразие  данного подхода состоит в  том, что он позволяет:

1) исследовать проблему преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста в закономерном единстве всех основных компонентов деятельности (целей, мотивов, действий, операций, анализа достигнутых результатов);

  1. раскрыть цели, средства и результаты деятельности  воспитателя и дошкольника, учителя и учащегося, их взаимодействие;
  2. рассмотреть экономическое воспитание  детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как процесс, направленный на овладение способами действия.

Учитывая вышесказанное, необходимо применять деятельностный подход при осуществлении преемственности в экономическом воспитании  детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Данный подход обязывает рассматривать любую деятельность  как совместную продуктивную деятельность педагога и ребенка на основе сотрудничества. Деятельностный подход позволяет смоделировать изучаемый процесс, перейти от стратегии описания и эмпирической констатации результатов деятельности к стратегии конструирования методики воспитания и обучения.

Таким образом, знание основных функций преемственности позволяет осуществлять экономическое воспитание эволюционным путем, когда на основе достигнутого уровня осуществляется связь и создаются предпосылки достижения более высокого уровня экономической воспитанности детей.

 

 

1.3 Возрастные  особенности детей старшего дошкольного  и младшего школьного возраста  в процессе воспитания культуры  потребления

Экономическое воспитание в его традиционном понимании  как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам  и младшим школьникам в силу возрастных особенностей их психического развития. А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь» (Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. М.: Изд. центр «Академия», 2002. С. 91).

Знание возрастных особенностей детей дошкольного  и младшего школьного  возраста, их учёт в воспитании предполагает выработку и реализацию комплекса воспитательных воздействий наиболее полно отвечающих потребностям и возможностям развития детей определённого возраста. Воздействий, основанных на знании психологических особенностей данной возрастной группы,  изменения содержания, способов и форм взаимодействия с людьми; динамики отношений в семье, в коллективе; появления новых потребностей, интересов и способов их реализации и своеобразия влияния социальной среды.

 Основным назначением,  изучения возрастных особенностей  мы считаем, является создание условий для эффективного решения стоящих на каждом возрастном этапе перед человеком задач, от которых зависит его личностное развитие, - основное назначение изучения возрастных особенностей. Важность этого заключается в том, что задача, не решённая в определённом возрасте, может проявиться  через длительный период и вызвать нежелательные изменения в развитии, трудно поддающиеся педагогической коррекции.

В.А. Крутецкий, говоря о необходимости  учёта возрастных психологических  особенностей детей в учебно-воспитательной работе, отмечает, что она означает «применение такого рода форм, методов и средств, которые соответствовали бы особенностям, запросам и возможностям данного возраста».  Далее автор раскрывает задачу обучения и воспитания - «формировать и развивать у ребёнка, школьника те психические особенности, свойства и качества, которые, с одной стороны, характеризуют высокий уровень развития на данном возрастном этапе и, с другой- подготавливают закономерный переход к следующей возрастной стадии, более высокому уровню психического развития»[].

Экономическое воспитание дошкольников и младших школьников должно носить планомерный, целенаправленный характер, имеет четкую логику и структуру, оно должно обеспечивать вооружение детей знанием сущности экономической ответственности как этической категории, форм ее проявления, способствовать формированию положительного отношения к данной нравственной  экономической норме.

По данным психологов, на границе дошкольного и школьного  возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни - миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя. Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания мы рассматриваем как дополнение к содержанию программ для дошкольников, как особую технологию.

 Цель экономического воспитания - раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения.[25]

 В настоящее время  в связи с переходом России  к рынку значительно повышаются  требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с 5-6 -летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.

   В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально- правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю» (Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности.

Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический  опыт детей ограничен, поэтому задачей  родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек. Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков. «Бесконечные наставления, назидания напоминают дождь, падающий на почву, в которую не брошены зерна» (Белкин А.С. Основы возрастной педаго­гики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000).

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении  и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим (см. там же).

Информация о работе Преемственность в экономическом воспитании старшего дошкольного и младшего школьного возраста