Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация
Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146
Важным этапом
в становлении системы
Рассмотрим наиболее важные для нашего исследования наработки в области развития экономического и предпринимательского мышления у молодёжи. Имеется несколько концептуальных подходов к проблеме экономической подготовки учащихся.
И.А. Сасовой, И.И. Зарецкой, В.К. Розовым и др. разработана концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе.
Цель концепции - создать принципиально новую модель социально-экономического образования в общеобразовательной школе, способствовать глубокой перестройке системы экономического образования, изменению целевых установок в содержании экономического всеобуча, ведущей идеей которого становится обращение к человеку, подготовка каждого учащегося к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях (103).
Цель социально-экономического образования и воспитания конкретизируется в задачах, которые сформулированы следующим образом:
способностей к
развитие потребности в самопознании, саморазвитии и адекватной самооценке своей готовности к различным видам экономической деятельности.
Сущность экономического воспитания, как и воспитания в целом, состоит, согласно А.В. Непомнящему, во внешнеуправляемом воздействии, направленном на выработку в воспитуемом социально значимых качеств. В связи с проблемами экономического воспитания особенно важно подчеркнуть опасность превращения ребенка в «социального робота», действующего по замкнутому кругу «производство - потребление». Способом, предотвращающим эту опасность, является организация сгармонизированной работы управляющих подсистем: «субъектность», «наследственность», «среда» [32], [89].
Экономическое воспитание присуще всем участникам современного рыночного процесса, вне зависимости от их возраста, пола, места жительства и пр. Все дело в том, насколько оно эффективно и полезно. Складывается новое представление о современном экономически воспитанном человеке, по определению который:
- владеет основами экономической теории для того, чтобы освоить экономические принципы (как «руководство к действию») и научиться принимать грамотные решения;
- имеет четкое
представление об окружающем
мире, экономических реалиях
- выстраивает
стратегию своего
- осваивает
основные модели
- обладает современным экономическим мышлением;
- совершенствует
навыки самостоятельного
- владеет экономическим языком, что позволяет ясно излагает свои мысли;
- обладает навыками делового общения, устной и письменной коммуникации;
- владеет основными
элементами экономической
- уважает свою и чужую собственность, свой и чужой труд, гордится своими экономическими достижениями;
- активно участвует в продуктивной деятельности, создает потребительские ценности, необходимые людям;
- в жизни
руководствуется нормами и
Приведенный перечень
необходимых признаков
До сих пор суть экономического воспитания многими педагогами сводилась лишь к формированию привычки экономить электроэнергию, воду, хлеб и прочее, то есть к воспитанию бережливости. Это, безусловно, важно и необходимо осуществлять, но этим направлением не исчерпывается вся система экономического воспитания, которое подменяется просвещением по поводу, например, рационального отношения к своему и чужому времени, деньгам и т.д., то есть сводится к нравоучениям, словесному воздействию, что в современных условиях малоэффективно.
В действительности, экономическое воспитание есть способ и средство, которыми человек делает экономический мир "своим", понятным, комфортным для проживания, но для этого требуется затрата интеллектуальных сил, направленных на формирование способности к совершению эффективных экономических поступков, ориентированных не только на процесс, а на конкретный экономический результат. В этом случает экономическое воспитание, обеспечивает перевод желаний, основанных на знании, в осмысленную и полезную деятельность.
Экономическое
воспитание, с одной стороны, представляет
собой самостоятельный тип
Экономическое воспитание - необходимый элемент общего воспитания школьника. Однако это особый тип воспитания, обусловленный, в первую очередь, процессами адаптации и социализации молодого человека в условиях изменения физических и духовных основ жизни, пересмотра норм, ценностей, правил «экономического общежития», а также естественным стремлением к самостоятельности, предприимчивости, самореализации.
Сегодня, современные школьники зачастую не могут противостоять негативным явлениям рыночной среды, вследствие чего в решении данной задачи на общеобразовательных учреждениях лежит особая роль и в школах стали активно внедряться предметы экономического содержания.
Однако, как показала практика, обеспечение детей экономическими знаниями не позволяет учащимся обладать достаточным уровнем экономической воспитанности, исходя из того, что экономические знания носят теоретический характер и оторваны от реальной действительности.
Говоря о роли среды как фактора экономического воспитания, надо исходить из анализа ситуации характеризующейся переходом к рыночной экономике, которая вырастает из новой практики в процессе накопления опыта, и что самое главное в этом процессе необходимо учитывать исторические традиции экономического поведения жителей России и особенности социума.
Анализ научных трудов, программно-методических документов для дошкольных учреждений, таких как: Курак Е.А. и др. «Экономическое воспитание дошкольников. Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий», Смоленцевой А.А. «Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников»; передовой практики воспитания: Орлова И.Ю. «Экономическое воспитание дошкольников с использованием элементов ТРИЗ»; Сасова И.А. «Экономическое воспитание детей в семье», показывает: с детьми дошкольного возраста в этом направлении система целенаправленной работы пока не сложилась. За рубежом уделяют более пристальное внимание подготовке подрастающего поколения к жизни, труду, к умению зарабатывать свои деньги и иметь свое дело.
Специальные экономические
программы ставят своей целью
формировать с детских лет экон
В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вообще, об отсутствии их ему сообщалось фразой «…не куплю, нет денег», его редко посвящали в то, как решаются денежные проблемы. Он также знал, что ему хочется иметь ту или иную игрушку или лакомство и что его желание почти всегда удовлетворялось, но не знал, за счет чего это осуществилось. Он знал, что достаток в семье обеспечивается старшими, но не догадывался, что и он может помочь своей семье стать богаче. Он многое знал, но и о многом не догадывался - не было в этом необходимости.
В настоящее время возникли новые ценности, а прежние утратились, по иному воспринимается жизнедеятельность общества. Дошкольник приходит в сегодняшнюю жизнь, в такую какой она существует, равноправным членом, которому предстоит ее совершенствовать. Ему проще, над ним не тяготеют прежние знания, но ему и сложнее – он еще не знает, как в этой жизни реализовать себя, но он и очень счастливый потому, что ему предстоит еще так много познать…Независимо от того, занимается дошкольное учреждение экономическим воспитанием или нет, наш маленький согражданин черпает некоторую информацию из окружающего мира, но она остается лишь информацией, а задача воспитателя и родителей сделать ее инструментом для использования.
Не всегда оправдано, но за экономическое воспитание дошкольников сейчас принимаются многие, допуская, видимо, что это очень просто. Ведь нельзя не согласиться с тем, что, как и любая другая отрасль знаний, экономика требует определенной подготовки, чтобы правильно интерпретировать экономические категории и понятия, а затем им обучать своих учеников.[32]
Нередко экономика подменяется:
- арифметикой (например, Маша пошла в магазин и купила хлеб за 7 рублей, конфет на 3 рубля. Сколько денег потратила Маша? Здесь бы следовало обратить внимание на то, что Маша покупая хлеб и конфеты думала о том, какой продукт нужно купить, чтобы он был выгоден и по цене, и по качеству);
- ботаникой ( например, эксперимент с выращиванием овощей на дачном участке и с тем, какой урожай получается в зависимости от качества ухода за растениями и какой доход от этого может получить семья);
- в какой-то степени, географией («Красная шапочка спрашивает «Каким видом транспорта можно добраться до моей бабушки?» Можно, конечно и этот маршрут определить, но при этом показать, что следует выбрать более экономичный, скажем, по стоимости или по затратам времени, или по качеству дороги, поскольку тогда меньше изнашивается обувь и т.п.).
Нередко трактовка терминов, категорий, понятий экономических ошибочна. Скажем, под бюджетом понимается лишь доходная часть его, в то время, когда бюджет это свод доходов и расходов.
Иногда обозначается понятие, например «реклама» и не поясняется ее значение как положительное, так и отрицательное, согласимся с этой двойственностью, и еще с тем, что реклама это механизм воздействия на экономические процессы, но никак не экономическая категория и вовсе не экономический показатель, и говорить о ней, видимо результативнее, в ракурсе ее влияния на экономический результат.[32]
Экономика – это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распорядиться, при этом отсутствие одного их них делает недееспособным второй. Только в единстве, считает Валицкая А.П.
Сложность осуществления экономического воспитания, в недостаточной экономической грамотности педагогов, а родителей, в большинстве своем, и в педагогике, и в экономике, а тем более в сочетании этих наук.
Облегчение в осуществлении экономического воспитания содержит тот фон, который присутствует сегодня.
Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт. Поэтому задача педагога не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т.е. воспитать экономиста.[4]
Исходя из вышесказанного, Богданов [3] предлагает включить в программу экономического воспитания дошкольников такие ключевые темы:
1.Моя страна и моя семья.
2.Доходы семьи
3.Расходы семьи.
4.Текущий и перспективный
5.Семейные сбережения и их использование.
В итоге, как считает Богданов, дошкольник должен
знать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях;
уметь: соизмерять свои потребности и возможности; осознавать, что деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке; почувствовать причастность своей семьи к развитию и укреплению государства и неразрывную между ними связь; усвоить, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд; что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным , их увеличить; что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи; что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, но дорогостоящих вещей; и т.п.