Преемственность в экономическом воспитании старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация

Описание работы

Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146

Файлы: 1 файл

диссертация САИДЫ 20.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

В условиях дошкольного  воспитания и начальной школы  компонент реализуется в трех направлениях: в процессе воспитания и обучения, во внеурочной деятельности и в значительной степени в семье. Наиболее продуктивные методы воспитания:

пример взрослых (педагогов, родителей), убеждение;

организация деятельности и формирование опыта общественного  поведения;

творческие  экономические конкурсы, деловые  игры и т.д. 
Поведенческий компонент обеспечивает формирование опыта нравственно-ценностного поведения путем применения детьми экономических знаний, умений и навыков на практике. Это позволяет наполнить мотивы общественно значимой деятельности и поведения качественно новыми интересами и потребностями, обеспечивает согласование личных и общественных интересов.

Реализация  деятельностного компонента осуществляется в экономической деятельности на занятиях (уроках) - игры, игровые ситуации, в доступной возрасту деятельности в школе и дома (уборка групповой комнаты, класса, уход за цветами), во внеклассной работе (экономические конкурсы, викторины).

Мы считаем, что в качестве педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию преемственности  в  экономическом воспитании  старших дошкольников  и младших школьников, должны выступать следующие условия:

включение краеведческого материала в содержание учебных  курсов;

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

взаимодействие  дошкольного учреждения, школы, семьи  и социальной среды.

Предложенная  нами модель преемственности в экономическом воспитании позволяет определить последовательность и содержание основных этапов процесса экономического воспитания, разработать педагогические основы данного процесса, что позволит достичь цели для успешной социализации детей в современных условиях.

Отметим, что  формировать экономические знания необходимо, начиная со старшего дошкольного  возраста, поскольку основным новообразованием детей этого возраста, согласно утвердившимся  положениям педагогов и психологов, является  отвлечённое словесно-логическое мышление, благодаря которому они способны осваивать научные понятия и оперировать ими, что и является предпосылкой изучения элементарных экономических знаний детьми этого возраста.

В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

По данным психологов,  старший дошкольный и младший  школьный возраст является периодом наиболее интенсивного освоения социальной среды. У детей закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение норм морали и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, наблюдается процесс гражданского становления личности. По этим причинам учёные, исследующие проблему экономического воспитания детей, считают целесообразным начинать его как можно раньше.

Содержание  и методы учения как в старших  группах детского сада так и  в  начальных классах обладают значительными возможностями для решения задач экономического воспитания, что позволяет осуществлять последнее как посредством введения в курс специального предмета «экономика», так и через интеграцию экономических знаний с другими  занятиями и  учебными предметами  в дошкольном учреждении и начальной школы.

Для  старших  дошкольников и учащихся начальной  школы, с учетом возрастных особенностей, цели воспитания могут быть сформулированы следующим образом:

- формирование  предпосылок экономической грамотности  (они состоят в получении начальных представлений о наиболее употребляемых экономических понятиях; знакомстве с хозяйственной жизнью страны, простейшими правилами ведения домашнего хозяйства, правах и обязанностях собственника; представлении о различных профессиях; умении организовать свои хозяйственные дела и обязанности);

  • развитие начал экономического мышления и творчества;
  • формирование взглядов на труд как на источник всякого блага, важнейшую человеческую ценность, понимания того, что основной источник дохода - труд, воспитание бережного отношения к средствам и результатам труда; подготовка к профессиональному самоопределению школьников;
  • воспитание у детей таких качеств как бережливость, экономность, расчётливость и других положительных экономически значимых качеств;
  • воспитание <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman CYR', 'Arial'; font-size: 14pt; text-decoration: none;

Информация о работе Преемственность в экономическом воспитании старшего дошкольного и младшего школьного возраста