Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация
Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146
В условиях дошкольного воспитания и начальной школы компонент реализуется в трех направлениях: в процессе воспитания и обучения, во внеурочной деятельности и в значительной степени в семье. Наиболее продуктивные методы воспитания:
пример взрослых (педагогов, родителей), убеждение;
организация деятельности и формирование опыта общественного поведения;
творческие
экономические конкурсы, деловые
игры и т.д.
Поведенческий компонент обеспечивает формирование
опыта нравственно-ценностного поведения
путем применения детьми экономических
знаний, умений и навыков на практике.
Это позволяет наполнить мотивы общественно
значимой деятельности и поведения качественно
новыми интересами и потребностями, обеспечивает
согласование личных и общественных интересов.
Реализация деятельностного компонента осуществляется в экономической деятельности на занятиях (уроках) - игры, игровые ситуации, в доступной возрасту деятельности в школе и дома (уборка групповой комнаты, класса, уход за цветами), во внеклассной работе (экономические конкурсы, викторины).
Мы считаем, что в качестве педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников, должны выступать следующие условия:
включение краеведческого материала в содержание учебных курсов;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
взаимодействие дошкольного учреждения, школы, семьи и социальной среды.
Предложенная
нами модель преемственности в экономическо
Отметим, что
формировать экономические
В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, он по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
По данным психологов, старший дошкольный и младший школьный возраст является периодом наиболее интенсивного освоения социальной среды. У детей закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение норм морали и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, наблюдается процесс гражданского становления личности. По этим причинам учёные, исследующие проблему экономического воспитания детей, считают целесообразным начинать его как можно раньше.
Содержание и методы учения как в старших группах детского сада так и в начальных классах обладают значительными возможностями для решения задач экономического воспитания, что позволяет осуществлять последнее как посредством введения в курс специального предмета «экономика», так и через интеграцию экономических знаний с другими занятиями и учебными предметами в дошкольном учреждении и начальной школы.
Для старших дошкольников и учащихся начальной школы, с учетом возрастных особенностей, цели воспитания могут быть сформулированы следующим образом:
- формирование
предпосылок экономической