Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:42, диссертация
Актуальность проблемы. Начавшиеся в последнее десятилетие прошлого века процессы перестройки нашего общества открыли перед гражданами возможности новых социально-экономических, политических и межличностных отношений. Это потребовало максимального напряжения сил для адаптации к этим отношениям и освоения, прежде всего, специфики экономических норм, ценностей, понятий. Современное общество предъявляет определенные требования к формированию предприимчивого человека, становлению предпосылок экономической культуры уже с дошкольного возраста. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости детей к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………..13
1.1 Сущность и функции преемственности в экономическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………27.
1.2 Психолого-педагогические аспекты экономического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………….
1.3 Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе экономического воспитания ……………51
ВЫВОДЫ по 1 главе……………………………………………………65
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………………………………………68
2.1 Модель преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…………………………………………………………………………68.
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего эксперимента…………………………………………………………………..77
2.3 Методика реализации преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников……………………………94.
2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………133
ВЫВОДЫ по 2 главе……………………………………………………140.
Заключение………………………………………………………………142
Литература……………………………………………………………146
Опытно-экспериментальной базой исследования явились муниципальные общеобразовательные учреждения г. Махачкалы: прогимназии № 68, 71., МДОУ № 41 и школа "Перспектива" В опытно-экспериментальную работу были вовлечены старшие дошкольники и младшие школьники 1-2 классов.
Этапы исследования.
Первый этап (2006-2007) - изучение проблемы исследования на основе анализа педагогической, философской и психологической литературы; определение цели, задач, объекта, предмета и гипотезы диссертационного исследования; разработка программы опытно-экспериментальной работы.
Второй этап (2007--2010) - проведение констатирующего и формирующего эксперимента; апробирование методики преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий ее эффективного осуществления.
Третий этап (2010-2011) - анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, подведение итогов исследования и оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
-выявлены и
научно обоснованы
.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении и расширении понятия «преемственность в экономическом воспитании»; в выделении основных специфических функций преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников; в научном обосновании педагогических условий, способствующих эффективному осуществлению преемственности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в разработке организационно-методического обеспечения педагогического процесса экономического воспитания старших дошкольников и младших школьников на основе преемственности, включающего программы по экономике («Экономика -жизнь и игра» для дошкольников и «Экономическая азбука» для учащихся 1-2 классов ); в определении содержания, форм, методов и средств экономического воспитания детей; в определении критериев экономической воспитанности старших дошкольников и младших школьников 1-2-х классов. Результаты исследования могут быть использованы в организации воспитательной работы в детском саду и в начальном звене школы, в консультационной работе с родителями, в практике повышения квалификации педагогических кадров.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологическими основами исследования, использованием комплекса методов, адекватных его предмету и задачам; количественным и качественным анализом полученных результатов; внедрением разработанных материалов в практику работы общеобразовательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Преемственность в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников - это целостный педагогический процесс , представляющий собой присвоение экономических знаний и нравственно-ценностных ориентаций, способствующий эффективной адаптации детей на начальных и последующих ступенях системы образования и успешной социализации в современном обществе.
2. Модель преемственности в экономическом воспитании старших дошкольников и младших школьников, включает цели, задачи, содержание, формы и методы , которые обеспечивают формирование предпосылок экономической культуры и способствуют гармонизации нравственных и прагматических качеств личности с целью успешной адаптации в социуме.
3. Основными
педагогическими условиями
Апробация
и внедрение результатов
Основные положения исследования нашли отражение в научных статьях, докладах и тезисах. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедр общей и теоретической педагогики, ДГПУ, на научно-практических конференциях.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИЧЕСКО
1.1. Проблема преемственности в философии, психологии и педагогике
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Правильное понимание процессов преемственности имеет особое значение для анализа закономерностей развития того или иного процесса.
В различных
энциклопедических источниках
Более конкретным к отражению специфики нашего исследования является следующее определение: «Преемственность - связь между различными этапами или ступенями развития, как бытия, так и познания, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, т.е. при переходе из одного состояния в другое. Связывая настоящее с прошлым и будущим, преемственность, тем самым, обусловливает устойчивость целого» [154]. Суть данных определений сводится к тому, что преемственность - это философская категория для обозначения универсальных, закономерных и относительно устойчивых связей между предшествующими и последующими состояниями, структурами, ступенями саморазвивающихся систем материальной и духовной реальности.
Общим для них является то, что преемственность рассматривается в контексте такого сложного феномена, как развитие, которое раскрывается через сопоставление с понятием «движение». Всякое развитие является движением, но не всякое движение является развитием. Развитие необратимо и содержит качественные изменения, что особенно ценно для нашего исследования, так как дает основание предположить, что правильно организованный процесс экономического воспитания с позиции преемственности развивает экономические знания, умения, способности экономически целесообразно мыслить и действовать.
Философское понятие преемственности - одна из категорий закона отрицания отрицания, который, в свою очередь, раскрывает механизмы процесса развития. Данный закон выражает «... как бы траекторию относительно завершенного развития, то есть пройденный путь» [56].
Первым теоретический
анализ сущности закона отрицания отрицания,
основанный на диалектической концепции
развития, предложил Г. Гегель. В
его философской системе
В современной философской литературе преемственность - это философская категория, важнейшее проявление закона отрицания отрицания, условие любого процесса развития. С этих позиций рассматривают преемственность Э.А. Баллер, В.А. Глядков, Г.Г. Гранатов, В.В. Гринин, Г.Н. Исаенко, Б.М. Кедров, A.M. Минасян [3, 11,22,67,92,138 и др.].
A.M. Минасян раскрывает
преемственность как «
Для педагогической науки преемственность означает целостность педагогической системы на уровне целей, задач, планируемых результатов, содержания и педагогических технологий. Достигнутые существенные результаты одного уровня сохраняются и развиваются на качественно новых уровнях, что обеспечивает непрерывность развития. При этом подчеркивается, что «развитие обеспечивается непрерывной преемственностью» [22]. Из этого следует вывод о том, что нарушение преемственности, например в воспитании, негативно отражается на процессе развития детей. Утрата учеником тех или иных качеств (знаний, умений, навыков), их слабое развитие и несформированность делают детей потенциальными неудачниками. В аспекте нашего исследования важно, что преемственность, являясь философской категорией, в педагогике приобретает особую значимость: она обеспечивает устойчивость и стабильность всей учебно-воспитательной системы и отдельных ее звеньев, придает процессу воспитания поступательный, перспективный характер. Одновременно с моментом заимствования положительных достижений предыдущего этапа развития она позволяет вносить новые положения, которых еще не было в практике, органично включать их в сформированную систему взглядов и убеждений человека [23].
Анализ философских источников раскрывает общую природу преемственности. Однако педагогическая преемственность имеет свои особенности в связи со специфичными целями, задачами процесса воспитания, свойствами объектов и субъектов педагогического процесса.
Педагогический энциклопедический словарь дает следующее определение: «Преемственность в обучении - установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения». Далее указывается, что преемственность свойственна учебным планам отечественной общеобразовательной школы, расположению материала учебного предмета, выбору способов деятельности по овладению этим содержанием. Преемственность должна охватывать не только отдельные предметы, но и отношения между ними. Выделена проблема осуществления преемственности между отдельными ступенями школьного образования, особенно между начальной и средней школой. Одним из условий преемственности в обучении и преодолении разрыва между разными ступенями образования названо соответствие метода обучения возрастным возможностям детей [67].
В «Российской педагогической энциклопедии уточняется: «Понятие преемственности характеризует также требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся на каждом этапе обучения, формам, методам и приемам объяснения нового учебного материала и ко всей последующей работе по его усвоению» [165].
В истории педагогической науки идея преемственности обучения, как опоры последующих знаний на предыдущие, закрепления предыдущих последующими, установления причинных связей между явлениями, взаимоотношения знаний по месту, времени нашли отражение в трудах русских и зарубежных педагогов: В. Вахтерова, А.Дистерверга, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского.
Я.А. Коменский представлял процесс обучения, как постепенное развитие разнообразных знаний из единого общего корня. Каждое новое знание он рассматривал, как своеобразное органическое наращивание к уже имевшемуся в сознании учащихся фонду знаний. Он писал: «Природа находится в постоянном движении вперёд, никогда не останавливается, никогда не берётся за новое, бросая начатое, но продолжает прежде начатое, расширяет его и доводит до конца». Великий учёный, подчёркивал необходимость, создания стройной системы преемственно связанных между собой ступеней воспитания и обучения начиная с дошкольного возраста: «Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим… Научные занятия всей жизни должны быть так распределены, чтобы составлять одну энциклопедию, в которой всё должно вытекать из общего корня и стоять на своём месте» [103,с.421].