Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа
Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры
К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры
Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия
Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Линии
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Типы животных
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Агрессивность
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности
Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название
Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).
Оценивалось расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.
Выполнение задания оценивалось в баллах.
1 – Нарисовал вымышленное
животное. Животное расположено
в центре листа, животное среднего
размера, характер линий ровный,
нажим на карандаш средней
силы, ребёнок составил полный
рассказ, в котором не наблюдалось
наличие скрытых страхов и
негативных эмоциональных
0.5 – Нарисовал вымышленное
животное, но потребовалась помощь
экспериментатора. Животное маленького
размера расположено внизу
0 – Отказался от выполнения
задания, или не смог нарисовать
несуществующее животное даже
с помощью педагога. Проявил агрессивный
настрой по отношения к
Приложение 2
Программа канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития
«Пушистый помощник»
Занятие 1
Цель занятия: знакомство детей друг с другом, установление доверительных отношений, психологическое раскрепощение, совершенствование навыков общения.
Задачи занятия: формирование позитивного отношения детей друг к другу, умения взаимодействовать, сотрудничать в группе.
Продолжительность занятия 20-30 минут.
Содержание занятия: игра «Что я люблю?».
Описание игры: дети
сидят на стульчиках, поставленных
в круг. Первый участник называет
свое имя и говорит, что он
любит (делать или есть – это
не важно). Например: «Я Ваня, я
сначала люблю играть в прятки»
Занятие 2
Цель занятия: знакомство детей с собакой, преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности.
Задачи занятия: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Продолжительность занятия: 30-40 минут.
Содержание занятия: Упражнение «Волшебный стул».
Предварительно взрослый должен
узнать "историю" имени каждого ребенка
— его происхождение, что оно означает.
Кроме этого надо изготовить корону и
"Волшебный стул" — он должен быть
обязательно высоким. Взрослый проводит
небольшую вступительную беседу о происхождении
имен, а затем говорит, что будет рассказывать
об именах всех детей группы. Тот, про чье
имя рассказывают, становится королем.
На протяжении всего рассказа об его имени
он сидит на троне в короне. Когда закончится
рассказ про всех детей, в аудиторию для
знакомства вводится животное и педагог
продолжает рассказ про породу и кличку
собаки.
В конце игры детям предлагается придумать
разные варианты его имени (нежные, ласкательные),
совместно придумать разные варианты
клички собаки.
Занятие 3
Цель занятия: преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности.
Содержание занятия: Упражнение «Незнайка», упражнение «Разыгрывание ситуаций».
Продолжительность: 30-40 минут.
Задачи упражнения «Незнайка»: игра способствует развитию выразительности жестов. Застенчивый ребенок может более легко вступить в контакт, используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказать свою мысль.
Каждый ребенок Незнайка. Ведущий (взрослый) задает вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками.
Выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты.