Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР

Содержание работы

ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии.docx

— 230.90 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, для проведения формирующего этапа эксперимента нами была разработана психолого-педагогическая программа «Пушистый помощник» по преодолению застенчивости детей дошкольного возраста с ЗПР. Применение программы в коррекционной работе показало, что использование канистерапии способствует повышению уровня эмоционального состояния детей, способствует повышению уровня самооценки и уверенности в себе, а также способствует снижению уровня агрессии и страхов, что очень важно при нашей проблеме.

 

2.3. Анализ результатов эффективности  канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития

 

На третьем этапе была проведена повторная диагностика особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, индивидуальных особенностей их эмоционального развития, наличие застенчивости, тревожности и агрессивности, негативных эмоциональных проявлений, скрытых страхов.

Результаты повторной диагностики самооценки и застенчивости у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей их эмоционального развития с помощью методики  «Какой Я» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты повторной диагностики с помощью методики

 «Какой Я» Т.Ю.Романовой

Имя ребенка

Полученный бал

Уровень самооценки

1

Оля Т.

5

Средний

2

Вика Л.

6

Средний

3

Катя Р.

8

Высокий

4

Ксюша М.

10

Высокий

5

Никита О.

2

Низкий

6

Олег Т.

6

Средний

7

Саша Б.

4

Средний

8

Миша К.

9

Высокий

9

Лена П.

2

Низкий


 

Как видно из результатов, представленных в таблице 5, наибольшее количество испытуемых показали средний уровень самооценки– 44,4%, четверо детей. Наименьшее количество детей обнаружили низкий уровень – 22,2%, двое детей. Высокий уровень самооценки был выявлен у 33,3% , трех испытуемых.

Результаты повторной диагностики индивидуальных особенностей эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности с помощью цветового теста (М. Люшер) представлены в таблице 6.

 

 

 

Таблица 6

Результаты повторной диагностики с помощью цветового теста (М. Люшер)

Имя ребенка

Полученный бал

Уровень самооценки

1

Оля Т.

0

Низкий

2

Вика Л.

0

Низкий

3

Катя Р.

0,5

Средний

4

Ксюша М.

1

Высокий

5

Никита О.

0,5

Средний 

6

Олег Т.

0

Низкий

7

Саша Б.

0,5

Средний

8

Миша К.

1

Высокий

9

Лена П.

0,5

Средний


 

Низкая (негативная)– отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.

Средняя – наблюдается тревога, стресс невысокой степени.

Высокая (позитивная)– наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.

Как видно из результатов, представленных в таблице 5, наибольшее количество испытуемых показали среднюю степень эмоционального состояния – 44,4%, четверо детей. Наименьшее количество детей обнаружили высокую степень эмоционального состояния – 22,2%, двое детей Низкая степень эмоционального состояния была выявлена у 33,3% , трех испытуемых.

Результаты повторной диагностики особенностей эмоциональной сферы, тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич) представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты повторной диагностики с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич)

Имя ребенка

Полученный бал

Уровень степени эмоционального состояния

1

Оля Т.

0,5

Средний

2

Вика Л.

0,5

Средний

3

Катя Р.

1

Высокий

4

Ксюша М.

1

Высокий

5

Никита О.

0

Низкий

6

Олег Т.

0,5

Средний

7

Саша Б.

0,5

Средний

8

Миша К.

1

Высокий

9

Лена П.

0

Низкий


 

Низкая (негативная)– отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.

Средняя – нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш. В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.

Высокая (позитивная) – нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.

Как видно из результатов, представленных в таблице 6, наибольшее количество испытуемых показали среднюю степень эмоционального состояния – 44,4%, четверо испытуемых. Наименьшее количество детей обнаружили низкую степень эмоционального состояния – 22,2%, двое детей. Высокая степень эмоционального состояния была выявлена у 33,3% , трех испытуемых.

Результаты, полученные до и после проведения программы по преодолению застенчивости посредством канистерапии «Пушистый помощник» можно представить в виде гистограммы.

Рисунок 4. Результаты диагностики с помощью методики «Какой Я» Т.Ю.Романовой полученные до и после проведения составленной программы канистерапии

Как видно из результатов, представленных на рисунке 4, уровень самооценки детей изменился. В частности, на 22,3% уменьшилось количество детей с низким уровнем: 55,6% до проведения занятий канистерапии против 33,3% после проведения коррекционных занятий. На 11,1% увеличилось количество детей со средним уровнем самооценки: 33,3% до проведения канистерапии против 44,4% после проведения коррекционных занятий. Кроме того, на 11,1% увеличилось количество детей с высоким уровнем самооценки: 11,1% до проведения программы канистерапии против 22,2% после проведения коррекционных занятий.

 

Рисунок 5. Результаты диагностики с помощью цветового теста (М. Люшер), полученные до и после проведения программы канистерапии

 

Как видно из результатов, представленных на рисунке 5, уровень тревожности и агрессивности детей изменился. В частности, на 44,5% уменьшилось количество детей с низкой степенью эмоционального состояния: 66,7% до проведения программы канистерапии против 22,2% после проведения коррекционных занятий. На 22,2% увеличилось количество детей со средней степенью эмоционального состояния: 22,2% до проведения программы канистерапии против 44,4% после проведения коррекционных занятий. Кроме того, на 22,2% увеличилось количество детей с высокой степенью эмоционального состояния: 11,1% до проведения программы канистерапии против 33,3% после проведения коррекционных занятий.

 

Рисунок 6. Результаты диагностики с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич), полученные до и после канистерапии

 

Как видно из результатов, представленных на рисунке 6, уровень тревожности и страха детей изменился. В частности, на 22,2% уменьшилось количество детей с низкой степенью эмоционального состояния: 44,4% до проведения программы канистерапии против 22,2% после проведения коррекционных занятий. На 11,1% увеличилось количество детей со средней степенью эмоционального состояния: 33,3% до проведения программы канистерапии против 44,4% после проведения коррекционных занятий. Кроме того, на 11,1% увеличилось количество детей с высокой степенью эмоционального состояния: 22,2% до проведения программы канистерапии против 33,3% после проведения коррекционных занятий.

Далее нами был осуществлен сравнительный анализ результатов диагностики эмоциональной сферы дошкольников до и после проведения коррекционных занятий посредством канистерапии по программе «Пушистый помощник».

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Существуют значимые различия в эмоциональной сфере дошкольников до и после проведения коррекционных занятий посредством канистерапии:
  2. У дошкольников после проведения коррекционных занятий посредством канистерапии уровень самооценки значимо выше, чем до проведения коррекционных занятий посредством канистерапии.
  3. У дошкольников после проведения коррекционных занятий посредством канистерапии уровень тревожности и агрессивности ниже, чем до проведения коррекционных занятий посредством канистерапии. Это позволяет сделать вывод о том, что коррекционные занятия с животным снимают у ребенка ощущение напряженности, беспокойства, раздраженности и, как следствие, ведут к снижению тревожности и агрессивности.

Это позволяет сделать вывод о том, что коррекционные занятия с животным создают у ребенка ощущение безопасности, успокоения, комфорта и, как следствие, ведут к снижению тревожности и страха, застенчивости.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что канистерапия является эффективным средством преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития.

  
Выводы по II главе

 

  1. В формирующем этапе эксперимента приняли участие 24 человека: 9 детей в возрасıте от 5 до 7 лет. , 9 родителей, воспитывающих детей с ЗПР, 5 педагогов, в том числе - методист канистерапевт,  и волонтер-вожатый (кинолог), и собака-терапевт. Исследование проводиıлось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 ,,Аленушка,, комбинированного вида.

Согласно протоколу городской психолого-медико-педагогической комиссии у детей логопедическое заключение – задержка психического развития (ЗПР).

  1. На констатирующем этапе эксперимента для более полного изучения эмоционально-волевой сферы дошкольников использовались методики:  методика «Какой Я» Т.Ю.Романовой; цветовой тест (М. Люшер); методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич).
  2. Результаты качественного анализа диагностического обследования у детей старшей экспериментальной группы показали, что уровень развития эмоционально-волевой сферы находится на достаточно низком уровне. У дошкольников выявлены проявления страхов, агрессии, низкой самооценки, неуверенности в себе, отсутствие инициативности, таким образом, выявлены факторы проявления застенчивости.
  3. Мы разработали и апробировали психолого-педагогическую программу «Пушистый помощник» по преодолению застенчивости детей дошкольного возраста с ЗПР.

Информация о работе Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии