Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа
Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76
Таким образом, для проведения формирующего этапа эксперимента нами была разработана психолого-педагогическая программа «Пушистый помощник» по преодолению застенчивости детей дошкольного возраста с ЗПР. Применение программы в коррекционной работе показало, что использование канистерапии способствует повышению уровня эмоционального состояния детей, способствует повышению уровня самооценки и уверенности в себе, а также способствует снижению уровня агрессии и страхов, что очень важно при нашей проблеме.
2.3. Анализ результатов
На третьем этапе была проведена повторная диагностика особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, индивидуальных особенностей их эмоционального развития, наличие застенчивости, тревожности и агрессивности, негативных эмоциональных проявлений, скрытых страхов.
Результаты повторной диагностики самооценки и застенчивости у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей их эмоционального развития с помощью методики «Какой Я» представлены в таблице 5.
Таблица 5
Результаты повторной диагностики с помощью методики
«Какой Я» Т.Ю.Романовой
№ |
Имя ребенка |
Полученный бал |
Уровень самооценки |
1 |
Оля Т. |
5 |
Средний |
2 |
Вика Л. |
6 |
Средний |
3 |
Катя Р. |
8 |
Высокий |
4 |
Ксюша М. |
10 |
Высокий |
5 |
Никита О. |
2 |
Низкий |
6 |
Олег Т. |
6 |
Средний |
7 |
Саша Б. |
4 |
Средний |
8 |
Миша К. |
9 |
Высокий |
9 |
Лена П. |
2 |
Низкий |
Как видно из результатов, представленных в таблице 5, наибольшее количество испытуемых показали средний уровень самооценки– 44,4%, четверо детей. Наименьшее количество детей обнаружили низкий уровень – 22,2%, двое детей. Высокий уровень самооценки был выявлен у 33,3% , трех испытуемых.
Результаты повторной диагностики индивидуальных особенностей эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности с помощью цветового теста (М. Люшер) представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты повторной диагностики с помощью цветового теста (М. Люшер)
№ |
Имя ребенка |
Полученный бал |
Уровень самооценки |
1 |
Оля Т. |
0 |
Низкий |
2 |
Вика Л. |
0 |
Низкий |
3 |
Катя Р. |
0,5 |
Средний |
4 |
Ксюша М. |
1 |
Высокий |
5 |
Никита О. |
0,5 |
Средний |
6 |
Олег Т. |
0 |
Низкий |
7 |
Саша Б. |
0,5 |
Средний |
8 |
Миша К. |
1 |
Высокий |
9 |
Лена П. |
0,5 |
Средний |
Низкая (негативная)– отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
Средняя – наблюдается тревога, стресс невысокой степени.
Высокая (позитивная)– наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.
Как видно из результатов, представленных в таблице 5, наибольшее количество испытуемых показали среднюю степень эмоционального состояния – 44,4%, четверо детей. Наименьшее количество детей обнаружили высокую степень эмоционального состояния – 22,2%, двое детей Низкая степень эмоционального состояния была выявлена у 33,3% , трех испытуемых.
Результаты повторной диагностики особенностей эмоциональной сферы, тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич) представлены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты повторной диагностики с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич)
№ |
Имя ребенка |
Полученный бал |
Уровень степени эмоционального состояния |
1 |
Оля Т. |
0,5 |
Средний |
2 |
Вика Л. |
0,5 |
Средний |
3 |
Катя Р. |
1 |
Высокий |
4 |
Ксюша М. |
1 |
Высокий |
5 |
Никита О. |
0 |
Низкий |
6 |
Олег Т. |
0,5 |
Средний |
7 |
Саша Б. |
0,5 |
Средний |
8 |
Миша К. |
1 |
Высокий |
9 |
Лена П. |
0 |
Низкий |
Низкая (негативная)– отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.
Средняя – нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш. В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.
Высокая (позитивная) – нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.
Как видно из результатов, представленных в таблице 6, наибольшее количество испытуемых показали среднюю степень эмоционального состояния – 44,4%, четверо испытуемых. Наименьшее количество детей обнаружили низкую степень эмоционального состояния – 22,2%, двое детей. Высокая степень эмоционального состояния была выявлена у 33,3% , трех испытуемых.
Результаты, полученные до и после проведения программы по преодолению застенчивости посредством канистерапии «Пушистый помощник» можно представить в виде гистограммы.
Рисунок 4. Результаты диагностики с помощью методики «Какой Я» Т.Ю.Романовой полученные до и после проведения составленной программы канистерапии
Как видно из результатов, представленных на рисунке 4, уровень самооценки детей изменился. В частности, на 22,3% уменьшилось количество детей с низким уровнем: 55,6% до проведения занятий канистерапии против 33,3% после проведения коррекционных занятий. На 11,1% увеличилось количество детей со средним уровнем самооценки: 33,3% до проведения канистерапии против 44,4% после проведения коррекционных занятий. Кроме того, на 11,1% увеличилось количество детей с высоким уровнем самооценки: 11,1% до проведения программы канистерапии против 22,2% после проведения коррекционных занятий.
Рисунок 5. Результаты диагностики с помощью цветового теста (М. Люшер), полученные до и после проведения программы канистерапии
Как видно из результатов, представленных на рисунке 5, уровень тревожности и агрессивности детей изменился. В частности, на 44,5% уменьшилось количество детей с низкой степенью эмоционального состояния: 66,7% до проведения программы канистерапии против 22,2% после проведения коррекционных занятий. На 22,2% увеличилось количество детей со средней степенью эмоционального состояния: 22,2% до проведения программы канистерапии против 44,4% после проведения коррекционных занятий. Кроме того, на 22,2% увеличилось количество детей с высокой степенью эмоционального состояния: 11,1% до проведения программы канистерапии против 33,3% после проведения коррекционных занятий.
Рисунок 6. Результаты диагностики с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич), полученные до и после канистерапии
Как видно из результатов, представленных на рисунке 6, уровень тревожности и страха детей изменился. В частности, на 22,2% уменьшилось количество детей с низкой степенью эмоционального состояния: 44,4% до проведения программы канистерапии против 22,2% после проведения коррекционных занятий. На 11,1% увеличилось количество детей со средней степенью эмоционального состояния: 33,3% до проведения программы канистерапии против 44,4% после проведения коррекционных занятий. Кроме того, на 11,1% увеличилось количество детей с высокой степенью эмоционального состояния: 22,2% до проведения программы канистерапии против 33,3% после проведения коррекционных занятий.
Далее нами был осуществлен сравнительный анализ результатов диагностики эмоциональной сферы дошкольников до и после проведения коррекционных занятий посредством канистерапии по программе «Пушистый помощник».
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Это позволяет сделать вывод о том, что коррекционные занятия с животным создают у ребенка ощущение безопасности, успокоения, комфорта и, как следствие, ведут к снижению тревожности и страха, застенчивости.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что канистерапия является эффективным средством преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития.
Выводы
по II главе
Согласно протоколу
городской психолого-медико-