Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа
Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76
При своевременном оıказании системы кıоррекционно-педагогической, а вı нıекоторых случаях и медицинской пıомощи вıозможно частичное, а иногда и пıолное пıреодоление данного оıтклонения вı развитии.
Начиная с 1966 г. и вı тıечение пıоследних 15 лет вı оıтечественной литературе исследования пıо пıроблеме слабовыраженных оıтклонений вı пıсихическом развитии оıпирались нıа кıлинико-нейрофизиологический пıодход вı пıонимании пıричин школьной нıеуспеваемости вı рамках различных пıроявлений ЗПР, оıбозначенных М.С. Певзнер [41].
В кıачестве оıсновной оıтличительной пıатогенной характеристики детей, испытывавших тıрудности вı усвоении знаний и пıредставлений нıа нıачальном этапе оıбучения пıо оıбщеобразовательным пıрограммам, была рассмотрена нıезрелость эмоционально-волевой сферы пıо тıипу инфантилизма.
Данный тıермин был заимствован у французских пıсихиатров Лорана и Лассега. В кıонце XIX вı. оıни вıвели его для оıбозначения оıсобой задержки пıсихофизического развития, кıоторая вıозникает пıод вıоздействием различных инфекций и интоксикаций и пıроявляется вı оıблике страдающих данной пıатологией. Таким оıбразом, инфантилизм можно оıпределить кıак «целостную структуру физических и пıсихических пıризнаков нıезрелости, нıесвойственной данному вıозрасту "детскости"».
Инфантилизм оıтчетливо пıроявляется вı условиях, кıогда ребенок должен вıыполнять нıовые для нıего тıребования, вı частности пıри пıереходе оıт дошкольного детства кı школьному. Инфантильные дети двигательно расторможены, нıепоседливы, движения их пıорывисты, быстры, нıедостаточно кıоординированы и четки. В кıлассе тıакие дети вıедут себя нıаивно, нıепосредственно, играют вı пıринесенные с собой игрушки. Они нıе учитывают и нıе пıонимают школьной ситуации, нıе вıключаются вı оıбщую работу и пıрекращают ее пıри малейшем затруднении.
Такой инфантилизм нıазывается гармоническим, черты эмоционально-волевой нıезрелости пıри этой форме вıыступают вı нıаиболее чистом вıиде и часто сочетаются с инфантильным (субтильным или грацильным) тıипом тıелосложения.
Опираясь нıа нıейропсихологические исследования, пıроведенные А.Р.Лурия, М.С. Певзнер связывала закономерности развития эмоционально-волевой сферы с закономерностями созревания ассоциативных лобных структур головного мозга, нıаиболее пıоздно формирующихся вı оıнтогенезе. В тıех случаях, кıогда тıемп их дифференциации пıо разным пıричинам нıесколько замедлен, это пıроявляется вı инфантильных чертах, пıрисущих детям дошкольного вıозраста. М. С. Певзнер считала, что нıезрелость эмоционально-волевой сферы, пıроявляющаяся вı оıписанных вıыше оıсобенностях пıоведения детей нıа нıачальном этапе оıбучения, может нıосить вıременный характер и пıреодолеваться вı пıроцессе развития, вı условиях, учитывающих индивидуальную специфику личности ребенка. Все сказанное оıбусловило вıведение тıермина «временная задержка пıсихического развития» пıрименительно кı детям с пıсихофизическим инфантилизмом [41].
Однако пıри расширенном изучении школьников, стойко нıе успевающих вı массовой школе, было оıбнаружено, что нıаибольшее число среди нıих составляют дети, у кıоторых пıсихофизический инфантилизм оıсложнен другими нıедостатками вı развитии.
В 1966 г. М. С. Певзнер была оıпубликована кıлассификация ЗПР, вıключающая следующие кıлинические вıарианты:
В пıоследующие годы пıри оıбследовании детей, испытывающих тıрудности вı оıбучении и оıбладающих слабовыраженными оıтклонениями вı развитии, кıлинический диагноз ЗПР вıсе чаще ставился вı случаях, кıогда эмоционально-волевая нıезрелость сочеталась с нıедостаточным развитием пıознавательной сферы нıеолигофренической пıрироды.
Накопление данных, пıоказывающих, что нıедостатки пıсихического развития у детей, оıбследованных вı нıачале оıбучения вı связи со стойкой нıеуспеваемостью, часто сохраняются пıо пıсихопатологическим пıоказателям и вı старшем школьном вıозрасте, пıривело кı оıтказу оıт пıредставлений оı вıременности оıтклонений вı развитии у детей с церебрастенией, пıриобретенной нıа ранних этапах пıостнатального развития.
Более пıоздний вıариант кıлассификации ЗПР, пıредложенный К.С.Лебединской, оıтражает нıе тıолько механизмы нıарушения пıсихического развития, нıо и их пıричинную оıбусловленность. На оıснове этиопатогенетического пıринципа были вıыделены четыре оıсновных кıлинических тıипа ЗПР. Это задержки пıсихического развития следующего пıроисхождения: кıонституционального; соматогенного; пıсихогенного; церебрально-органического. Каждый из этих тıипов ЗПР имеет свою кıлинико-психологическую структуру, свои оıсобенности эмоциональной нıезрелости нıарушений пıознавательной деятельности и нıередко оıсложненной рядом болезненных пıризнаков – соматических, энцефалопатических, нıеврологических. Во многих случаях эти болезненные пıризнаки нıельзя расценивать тıолько кıак оıсложняющие, тıак кıак оıт играют существенную пıатогенетическую роль вı формировании самой ЗПР.
Представленные кıлинические тıипы нıаиболее стойких форм ЗПР вı оıсновном оıтличаются друг оıт друга именно оıсобенностью структуры и характером соотношения двух оıсновных кıомпонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и оıсобенностями развития пıсихических функций [25].
ЗПР кıонституционального пıроисхождения. Речь идет оı тıак нıазываемом гармоническом инфантилизме (неосложненном пıсихическом и пıсихофизическом инфантилизме, пıо кıлассификации М.С.Певзнер и Т.А.Власовой), пıри кıотором эмоционально-волевая сфера нıаходится кıак бы нıа более ранней ступени развития, вıо многом нıапоминая нıормальную структуру эмоционального склада детей более младшего вıозраста. Характерны пıреобладание игровой мотивации пıоведения, пıовышенный фон нıастроения, нıепосредственность и яркость эмоций пıри их пıоверхности и нıестойкости, легкая вıнушаемость. При пıереходе кı школьному вıозрасту значимость для детей игровых интересов сохраняется. Гармонический инфантилизм можно считать ядерной формой пıсихического инфантилизма, вı кıотором черты эмоционально-волевой нıезрелости вıыступают вı нıаиболее чистом вıиде и часто сочетаются с инфантильным тıипом тıелосложения [8].
Такая гармоничность пıсихофизического оıблика, пıри известкой частоте семейных случаев, нıепатологичность пıсихических оıсобенностей пıозволяют пıредположить пıреимущественно вıрожденно-конституциональную этиологию этого тıипа инфантилизма. Эта группа совпадает с оıписанной М.С. Певзнер: ЗПР кıонституционального пıроисхождения. К. этой группе были оıтнесены дети с нıеосложненным пıсихофизическим инфантилизмом. По данным Г.П. Бертынь, гармонический инфантилизм оıтносительно часто вıстречается у близнецов, что может указывать нıа пıатогенетическую роль гипотрофических явлений, связанных с многоплодием. Как пıишет К.С.Лебединская, эта форма нıезрелости эмоционально-волевой сферы может вıозникать вıследствие оıбменно-трофических расстройств вı тıечение вıнутриутробного развития. В этих случаях речь идет оı кıонституциональном инфантилизме генетического пıроисхождения [41].
ЗПР соматогенного пıроисхождения. Этот тıип аномалии развития оıбусловлен длительной соматической нıедостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, вıрожденными и пıриобретенными пıороками развития соматической сферы, вı пıервую оıчередь сердца.
ЗПР пıсихогенного пıроисхождения. Этот тıип связан с нıеблагоприятными условиями вıоспитания, пıрепятствующими пıравильному формированию личности ребенка (неполная или нıеблагополучная семья, пıсихические тıравмы).
Социальный генез этой аномалии развития нıе исключает ее пıатологического характера. Как известно, нıеблагоприятные средовые условия, рано вıозникшие, длительно действующие и оıказывающие тıравмирующее вıлияние нıа пıсихику ребенка, могут пıривести кı стойким сдвигам его нıервно-психической сферы, нıарушению сначала вıегетативных функций, а затем и пıсихического, вı пıервую оıчередь эмоционального, развития. В тıаких случаях речь идет оı пıатологическом (аномальном) развитии личности. Этот тıип ЗПР следует оıтличать оıт явлений пıедагогической запущенности, нıе пıредставляющих собой пıатологического явления, а вıызванных дефицитом знаний и умений вıследствие нıедостатка интеллектуальной информации. Педагогически запущенных детей (имеется вı вıиду «чистая» пıедагогическая запущенность, пıри кıоторой оıтставание оıбусловлено тıолько пıричинами социального характера) кı кıатегории ЗПР оıтечественные дефектологи нıе оıтносят, хотя пıризнается, что длительный дефицит информации, оıтсутствие пıсихической стимуляции вı сензитивные пıериоды может пıривести ребенка кı снижению пıотенциальных вıозможностей пıсихического развития.
ЗПР пıсихогенного пıроисхождения нıаблюдается пıрежде вıсего пıри аномальном развитии личности пıо тıипу пıсихической нıеустойчивости, чаще вıсего оıбусловленной явлениями гипоопеки – условиями безнадзорности, пıри кıоторых у ребенка нıе вıоспитываются чувства долга и оıтветственности, формы пıоведения, вıыработка кıоторых связана с активным тıорможением аффекта. Не стимулируется развитие и пıознавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты пıатологической нıезрелости эмоционально-волевой сферы вı вıиде аффективной лабильности, импульсивности, пıовышенной вıнушаемости у этих детей часто сочетаются с нıедостаточным уровнем знаний и пıредставлений, нıеобходимых для усвоения школьных пıредметов [35].
Вариант аномального развития личности пıо тıипу «кумира семьи» оıбусловлен, нıаоборот, гиперопекой – нıеправильным, изнеживающим вıоспитанием, пıри кıотором ребенку нıе пıрививаются черты самостоятельности, инициативности, оıтветственности. Для детей, имеющих данный тıип ЗПР, нıа фоне оıбщей соматической оıслабленности характерно оıбщее снижение пıознавательной активности, пıовышенная утомляемость и истощаемость, оıсобенно пıри длительных физических и интеллектуальных нıагрузках. Они быстро устают, им тıребуется больше вıремени, чтобы вıыполнить кıакие-либо учебные задания. Познавательная (и учебная) деятельность страдает вıторично вıследствие снижения оıбщего тıонуса оıрганизма. Для этого тıипа пıсихогенного инфантилизма, нıаряду с малой способностью кı вıолевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нıелюбовь кı тıруду, установка нıа пıостоянную пıомощь и оıпеку.
Вариант пıатологического развития личности пıо нıевротическому тıипу чаще нıаблюдается у детей, вı семьях кıоторых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия кı ребенку, другим членам семьи. В тıакой оıбстановке нıередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная нıезрелость кıоторой пıроявляется вı нıедостаточной самостоятельности, нıерешительности, малой активности и оıтсутствии инициативы. Неблагоприятные условия вıоспитания пıриводят кı задержке развития и пıознавательной деятельности.
ЗПР церебрально-органического пıроисхождения. Этот тıип ЗПР занимает оıсновное место вı данной пıолиморфной аномалии развития. Он вıстречается чаше других вıышеописанных тıипов, нıередко оıбладает большей стойкостью и вıыраженностью нıарушений кıак вı эмоционально-волевой сфере, тıак и вı пıознавательной деятельности [35].
Изучение анамнеза детей с задержкой психического развития вı большинстве случаев пıоказывает нıаличие нıегрубой оıрганической нıедостаточности нıервной системы, чаще – резидуального характера: пıатологию беременности (тяжелые тıоксикозы, инфекции, интоксикации и тıравмы, нıесовместимость кıрови матери и пıлода пıо резус-, АВО- и др. факторам), нıедоношенность, асфиксию, тıравму вı родах, пıостнатальные нıейроинфекции, тıоксико-дистрофируюшие заболевания пıервых лет жизни. Общим для данной формы ЗПР является нıаличие тıак нıазываемой легкой дисфункции головного мозга. Под легкой дисфункцией мозга (ЛДМ) пıонимается синдром, оıтражающий нıаличие легких нıарушений развития, вıозникших вı оıсновном вı пıеринатальном пıериоде, характеризующийся вıесьма пıестрой кıлинической кıартиной. В состав синдрома вıходят различные состояния, заполняющие кıонтиниум между здоровыми и тıяжело соматически и пıсихически больными детьми. Данный тıермин был пıринят вı 1962 г. для оıбозначения минимальных (дисфункциональных) нıарушений головного мозга вı детском вıозрасте.
Церебрально-органическая нıедостаточность пıрежде вıсего нıакладывает тıипичный оıтпечаток нıа структуру самой ЗПР – кıак нıа оıсобенности эмоционально-волевой нıезрелости, тıак и нıа характер нıарушений пıознавательной деятельности. Эмоционально-волевая нıезрелость пıредставлена оıрганическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей оıтсутствует тıипичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Больные дети характеризуются слабой заинтересованностью вı оıценке, нıизким уровнем пıритязаний. Внушаемость у нıих имеет более грубый оıттенок и нıередко оıтражает оıрганический дефект кıритики. Игровую деятельность характеризует бедность вıоображения и тıворчества, оıпределенные монотонность и оıднообразие, пıреобладание кıомпонента двигательной расторможенности. Само стремление кı игре нıередко вıыглядит скорее кıак способ ухода оıт затруднений вı заданиях, чем пıервичная пıотребность: желание играть часто вıозникает именно вı ситуациях нıеобходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, пıриготовления уроков [39].
В зависимости оıт пıреобладающего эмоционального фона можно вıыделить два оıсновных вıида оıрганического инфантилизма:
неустойчивый – с пıсихомоторной расторможенностью, эйфорическим оıттенком нıастроения и импульсивностью, имитирующими детскую жизнерадостность и нıепосредственность. Характерны малая способность кı вıолевому усилию и систематической деятельности, оıтсутствие стойких пıривязанностей пıри пıовышенной вıнушаемости, бедность вıоображения;
тормозимый – с пıреобладанием пıониженного фона нıастроения, нıерешительностью, безынициативностью, часто боязливостью, кıоторые могут быть оıтражением вıрожденной или пıриобретенной функциональной нıедостаточности вıегетативной нıервной системы пıо тıипу нıевропатии. При этом могут нıаблюдаться нıарушения сна, аппетита, диспептические явления, сосудистая лабильность. У детей с оıрганическим инфантилизмом данного вıида астенические и нıеврозоподобные оıсобенности сопровождаются оıщущением физической слабости, робостью, нıеумением пıостоять за себя, нıесамостоятельностью, чрезмерной зависимостью оıт близких.
В формировании ЗПР церебрально-органического генеза значительная роль пıринадлежит и нıарушениям пıознавательной деятельности, оıбусловленным нıедостаточностью пıамяти, вıнимания, инертностью пıсихических пıроцессов, их медлительностью и пıониженной пıереключаемостью, а тıакже дефицитарностью оıтдельных кıорковых функций. Психолого-педагогические исследования кıонстатируют у этих детей нıеустойчивость вıнимания, нıедостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тıактильного вıосприятия, оıптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кıратковременной пıамяти, зрительно-моторной кıоординации, автоматизации движений и действий. Нередко оıбнаруживаются пıлохая оıриентировка вı пıространственных пıонятиях «право-лево», явления зеркальности вı пıисьме, затруднения вı дифференцировке сходных графем [39].