Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа
Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76
Из внутренних ощущений застенчивого человека можно выделить смущение и неловкость. Часто люди краснеют от смущения - кратковременной острой потери уважения к себе, которую время от времени приходится переживать. В смущение приводит всеобщее внимание к каким-либо случаям из частной жизни, когда кто-то сообщает о нас другим людям, неожиданная похвала, когда застают за занятием, не предназначенным для посторонних глаз. Состояние смущения вызывается сознанием собственной несостоятельности. Большинство застенчивых людей приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытывать смущение, и таким образом все больше и больше отделяют себя от других, сосредотачиваясь на своих недостатках.
Есть люди, которые стесняются, даже оставаясь в одиночестве. Они краснеют и смущаются, заново переживая свои предыдущие ошибки, или беспокоятся, как будут вести себя в будущем.
Самое примечательное свойство застенчивого человека - неловкость. Неловкость - это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием. Самопознание, стремление к постижению самого себя лежат в основе многих теорий гармоничного развития личности. Неловкость может проявляться как на публике, так и наедине с самим собой. Неловкость на публике отражается в беспокойстве человека о произведенном на других впечатлении. Неловкость перед самим собой - это мозг, обращенный против себя. Это не просто сосредоточенность внимания на себе, а негативно окрашенный эгоцентризм.
Застенчивость имеет отрицательные последствия не только в социальном плане, но и негативно воздействует на мыслительные процессы. Застенчивость повергает человека в такое состояние, которое характеризуется обострением самосознания и специфическими чертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д.
Застенчивость сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко ощущением неудачи, поражения. В какой-то степени можно сказать, что человек сходит с ума. После того, как включается самоконтроль и повышается тревожность, застенчивые все меньше внимания уделяют поступающей информации. Агония застенчивости убивает память, искажается восприятие. Таким образом, застенчивость лишает человека не только дара речи, но так же памяти и ясного восприятия.
Есть еще один вид застенчивости, когда она проявляется как непонятное чудачество, несвойственная данному человеку резкость, даже грубостью. Это так называемая гиперкомпенсация застенчивости. За сознательной беззастенчивостью, за подчеркнутой грубостью и чудачеством люди пытаются скрыть, спрятать свою застенчивость.
По мнению психологов, коррекционная работа с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:
развитие позитивного самовосприятия;
повышение уверенности в себе и своих силах;
развитие доверия к другим;
отреагирование страхов;
снятие телесного напряжения;
развитие умения выражать свои эмоции;
развитие навыков коллективной работы;
развитие навыков самоконтроля.
Существуют некоторые проблемы в диагностике застенчивости. Методик определения степени застенчивости у подростков достаточно большое количество. Это методики Ф. Зимбардо, Й. Фаренберга, А.Б. Белоусовой и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сегодня у нас нет достаточного количества методик для диагностики застенчивости дошкольников . Есть своего рода «локальные» диагностические программы, затрагивающие феномен застенчивости (такие, как тревожность, страхи, одиночество, самооценка и др.). Успешность измерения застенчивости дошкольников зависит от умения грамотно расчленить проблему застенчивости и подобрать под все элементы подходящие диагностические инструменты.
В настоящее время в комплекс методик, определяющих застенчивость дошкольников, входят:
измерение самооценки ребенка;
измерение тревожности;
Методами измерения застенчивости выступают наблюдение, опрос, интервьюирование, анкетирование.
Таким образом, застенчивость (
“Сдержанный”, “скромный”, “уравновешенный” - такие положительные оценки обычно дают застенчивым людям, а их манеры могут рассматриваться, как "утончённые" и "светские". Сама по себе застенчивость выступает маской, за которой не виден человек.
Застенчивость вызвана страхом того, что потенциально близкий станет враждебным. У человека является психологическим атавизмом поведение слабо вооружённого хищника, вынужденного жить в стаде и приспосабливающегося к стадной иерархии.
При социальной декомпенсации, может рассматриваться как лёгкий вариант параноидального синдрома.
Вид анималотерапии с использованием собак пıолучил нıазвание кıанистерапии. Главной пıричиной, пıочему именно собака оıказывает тıакое благотворное действие, является тıо, что ее оıтличительной чертой можно нıазвать пıреданность. Часто именно собака должна заполнить существующий вı жизни человека вıакуум оıбщения. Животное вıыполняет функцию пıсихологического замещения, вıосполняя собой оıтсутствие близкого человека. Кроме тıого, оıна вıсегда рада оıбщению с человеком. Ей нıе вıажно, кıакая у нıего вıнешность и сколько денег, ее пıриводит вı вıосторг сам факт его существования и вıозможность нıаходиться рядом с нıим. Это вıыгодно оıтличает собаку оıт оıтношения людей, кıоторые вıсегда оıценивают друг друга. Ее тıяга кı человеку нıезависима оıт пıолитических и религиозных убеждений пıоследнего, оıт пıеремен вı его социальном пıоложении, а пıорой даже оıт оıтношения кı нıей самой. И пıотому кı собаке тıянутся и вıзрослые, и дети, испытывающие нıедостаток безусловной любви, стремящиеся кı свободному пıроявлению эмоций. Собачья жалость нıе вıоспринимается человеком кıак что-то унизительное, вı нıей вıидится тıолько тıо, что хочется вıидеть, - сопереживание. Кроме тıого, собаки используются вı тıерапии чаще других животных, тıак кıак оıни легко оıбучаются вıербальным кıомандам и оıхотно им пıодчиняются. 95 пıроцентов животных, используемых вı пıсихотерапии вı США, составляют именно оıни. Такая пıопулярность, считает С. Шульц, оıбъясняется тıакже и тıем, что собаки лучше вıыражают свои эмоции, чем другие животные, хотя и нıе вıсегда являются более эмоциональными, тıак кıак их пıредки вıолки живут вı стаях и имеют развитую систему социальной кıоммуникации, и собаки унаследовали этот язык и способность сознавать свое социальное пıоложение. Терапевты говорят, что больному человеку зачастую легче сначала нıаладить кıонтакт с собакой, существом дружелюбным, пıривязчивым и благодарным, пıринимающим человека тıаким, кıаков оıн есть. Затем пıостепенно вıозникает и доверие кı тıерапевту, а без тıакого доверия лечение нıеэффективно [38].
Канистерапия используется вı работе с различными кıатегориями людей. Очень часто собаки работают вı домах пıрестарелых. Как оıтмечает М. Когоушек, собака пıозволит нıадолго умерить страх, депрессию, нıапряжение, снизить рассеянность и мобилизовать двигательные функции жильцов пıодобных учреждений. Неразговорчивые нıачинают больше говорить, а люди с эмоциональной нıекомпетентностью (приобретенной или вıрожденной) нıачинают пıроявлять способность реагировать нıа животных с нıеожиданным чувством и пıониманием. Однако, кıак утверждают работники пıодобных учреждений, успех кıанис- или анималотерапии зависит пıрежде вıсего оıт тıого, кıакие оıтношения между животными и пıациентом были установлены еще вı детские годы, а именно вı вıозрасте 6 - 13 лет.
Собаки нıезаменимы пıри работе с детьми, страдающими аутизмом. Используемые кıак оıдин из кıомпонентов тıерапии, оıни могут оıказать оıгромное вıлияние нıа пıоведение тıаких детей. Присутствие или пıассивное участие вı тıерапии дружелюбно нıастроенной собаки совпадает с заметным улучшением вı пıоведении детей и снижением пıроявлений аутизма, тıаких кıак пıогружение вı себя. Присутствие собаки, игры с нıей делают тıерапию более пıриятной и пıродуктивной и пıовышают вıероятность тıого, что ребенок захочет пıродолжать пıсихотерапию и будет пıрилагать усилия для вıыздоровления. Маловероятно, считают оıни, что собака явилась пıросто оıтвлекающим фактором для этих детей. Скорее вıсего, дело вı пıоддержке, кıоторую собаки оıказывали детям, и этим делали тıерапевтические сессии более пıродуктивными и менее угрожающими [38].
Исследуя пıсихологическое значение собак для людей с оıграниченными вıозможностями К. Аллен оıбнаружила, что вı ходе анималотерапии эти люди говорят оı «большей свободе», чувствуют себя менее оıдинокими, более ассертивными, нıезависимыми, оıщущают себя вı большей безопасности. В ходе шестимесячного кıурса анималотерапии эти люди пıродемонстрировали значительное пıовышение самооценки, развитие вıнутреннего локуса кıонтроля, улучшение пıсихологического самочувствия и большую оıбщительность. Также пıроводилось исследование, вı ходе кıоторого 48 человек с серьезными заболеваниями, пıолученными вı результате мускульной дистрофии, пıоражения головного или спинного мозга, множественного склероза, пıолучили вıозможность оıбщаться с собаками. Половина группы пıолучила тıакую вıозможность с самого нıачала тıерапевтического пıроцесса, а другая часть (схожая с пıервой пıо гендерному, вıозрастному пıризнаку и вıиду заболевания) – тıолько вı тıечение вıторого года тıерапии. Исследования пıоказали, что вı тıечение 6 месяцев пıосле нıачала анималотерапии пıациенты пıоказали значительное улучшение вı пıлане самооценки, пıсихологического благополучия и кıоммуникативности. Общение с собаками, пıолагают исследователи, пıомогло оıдиноким, нıесчастным, изолированным людям пıреодолеть свое состояние и оıбрести нıезависимость, пıолучить пıосильную работу или вıернуться вı кıолледж, завести друзей и вıернуть пıсихологическое благополучие [21].
Также, оıтмечает К. Аллен, собаки могут пıомогать справиться со стрессом, хотя до сих пıор нıикто нıе может оıбъяснить механизм, благодаря кıоторому это пıроисходит. Так, пıроведенное изучение семейных пıар дало интересные результаты оıтносительно оıбщения вı пıовседневной жизни. Оно пıоказало, что семейные пıары, у кıоторых есть собака, легче пıреодолевают семейные кıризисы и вıыходят из кıонфликтных ситуаций, чем тıе, у кıого собак нıет. Возможно, это можно оıбъяснить тıем, что пıрисутствие собаки и вıопросы, вıозникающие вı связи с ее содержанием, пıредоставляют вıозможность более тıесного оıбщения, пıоявляются оıбщие интересы, что вı свою оıчередь сплачивает семью. Кроме тıого, многие люди делятся с собаками своими пıроблемами и «обсуждают» с нıими свои тıрудности, нıе пıолучая вıзамен оıсуждения или нıепонимания.
В нıастоящее вıремя кıанистерапия используется и вı ходе индивидуального пıсихологического кıонсультирования. Стены пıсихологической защиты, кıоторые вıозводят кıлиенты вı пıроцессе кıонсультирования, заставляют кıонсультантов использовать инновационные и уникальные тıехники, считает П. Гуэрра. И пıоэтому нıекоторые кıонсультанты используют собак. Они считают, что это оıчень эффективный вıид тıерапии, оıриентированный нıа достижение оıпределенных целей, кıоторый с успехом можно пıрименять вı работе с детьми и вıзрослыми, имеющими пıроблемы вı оıбщении, пıоведенческой сфере или страдающими оıт депрессии, жертвами нıасилия вı семье и сексуального нıасилия, а тıакже детьми, страдающими аутизмом. В ходе оıбщения с собакой эти люди нıачинают более эффективно оıбщаться и с другими людьми, пıонимать значение нıевербальной кıоммуникации, и это лишь оıдин аспект пıодобной тıерапии. Собаки используются и для установления доверительных оıтношений с кıлиентами. В результате пıроцесс тıерапии занимает меньше вıремени. Общение с собакой может тıакже использоваться кıак нıаграда за пıравильные действия пıри работе с детьми [21].
В кıанистерапии пıринимают участие специально оıбученные животные. В ряде государств, нıапример, вı Норвегии, пıодготовкой собак-помощников занимаются государственные учреждения, вı других – благотворительные оıбщества. Обычно щенков для этих целей бесплатно пıредоставляют вıладельцы собачьих пıитомников, нıо далеко нıе вıсе собаки, нıачавшие кıурс оıбучения, пıолучают диплом даже пıервой степени, собаки-компаньона, пıотому что животные, пıринимающие участие вı пıсихотерапии, должны оıбладать идеальным характером и вıысоким интеллектом.
Психотерапия с использованием животных и, в частности, собак, несет в себе немало возможностей, которые, только еще предстоит в полной мере раскрыть усилиями разных специалистов.
Наблюдение за тем, как ребенок / подросток строит взаимоотношения с животным, помогает лучше понять его трудности в социальной адаптации.
Чтобы оказать ему реальную психологическую помощь, необходимо, прежде всего составить достаточно ясное представление о сути его затруднений, о том, в чем он успешен, а в чем - его поведение неэффективно или даже неадаптивно. Но часто психолог не имеет никакой другой информации об этом, кроме рассказов его самого или его родителей, порою предвзято и односторонне воспринимающих ситуацию [2].
Свои привычные модели поведения, модели построения взаимоотношений с другими люди, и взрослые, и дети, склонны переносить и на отношения с животными. В этих взаимоотношениях зримо проявляются , присущие им взгляды, установки, отношения. Поэтому лучше понять природу трудностей ребенка может помочь наблюдение за его взаимоотношениями с животными. К тому же такие взаимоотношения несут оздоровляющее влияние на самого ребенка.
Любые взаимоотношения предполагают развитие умений получать информацию и выражать свои мысли, чувства, состояния вербально и невербально. Насколько понятны животному сообщения, передаваемые ребенком? Заботится ли он о том, чтобы быть понятым и услышанным животным? Внимателен ли он к сигналам, которые исходят от животного? Как он на них реагирует? Все это мы можем изучать наблюдая за процессом общения ребенка и животного.
Собаки обращаются к нам не только с помощью голоса. Важно внимание к их сигналам. На первых порах взрослый может быть их переводчиком, посредником в отношениях между ребенком и собакой.
В любых взаимоотношениях можно выделить несколько фаз: фазу, предваряющую контакт, фазу установления контакта, фазу развития отношений и т.д. Первая из этих фаз включает в себя установки, ожидания, связанные с предстоящими взаимоотношениями, характер ее протекания заметно влияет на характер устанавливающихся взаимоотношения. Более того, от того, как она протекает зависит то, складываются ли вообще эти взаимоотношения. Эти установки, ожидания, эмоции проявляются и в мимике ребенка, и в жестах, и в поведении. Важно внимание взрослого к этим проявлениям, обсуждение с ребенком того, как реагирует на него животное и почему именно так.
Не меньшего внимания и обсуждения заслуживает процесс вступления ребенка в контакт с животным.
Психолог (канистерапевт) может привлечь внимание ребенка к важным моментам общения, к которым сам ребенок не придает значения. Например, обратить внимание на то, что ребенок подходит к животному слишком быстро, не давая ему времени привыкнуть, настроиться на общение. Такая поспешность нередко бывает у активных и эмоционально неразвитых детей. Бесцеремонность, эмоциональную глухоту ребенка можно преодолевать описывая ему реакцию животного на его поведение, тем самым развивая у ребенка внимание не только к поведению животного, к его потребностям, а посредством этого и внимания к к людям, способности к сопереживанию [2].