Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа
Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76
Программа включала комплекс занятий и упражнений по преодолению застенчивости, повышению уровня самооценки и предполагала коррекционную работу педагога-психолога, методиста-канистерапевта и родителей.
Специфика коррекционной работы заключается в применении канистерапии как средства преодоления застенчивости у детей с ЗПР дошкольного возраста.
Сравнительный количественный анализ показал эффективность коррекционной работы по психолого-педагогической программе «Пушистый помощник», что подтверждается наличием положительной динамики формирования эмоционального состояния детей.
Заключение
В рамках нашей работы было проведено исследование, в котором приняли участие 24 человека: 9 детей с задержкой психического развития в возрасıте от 5 до 7 лет, 9 родителей, воспитывающих детей с ЗПР, 5 педагогов, в том числе - методист канистерапевт, и волонтер-вожатый (кинолог), и собака-терапевт. Исследование проводиıлось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 ,,Аленушка,, комбинированного вида.
В соответствии с поставленными целью и задачами исследования была проведена диагностика особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей их эмоционального развития, продиагностирован уровень самооценки, наличие тревожности и агрессивности, негативных эмоциональных проявлений, скрытых страхов.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Существуют значимые различия в эмоциональной сфере дошкольников до и после проведения коррекционных занятий посредством канистерапии:
Сравнительный количественный анализ показал эффективность коррекционной работы по психолого-педагогической программе «Пушистый помощник», что подтверждается наличием положительной динамики формирования эмоционального состояния детей.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что канистерапия является эффективным средством преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР.
Список использованной литературы
Приложение 1
Методика «Какой Я?», Т.Ю.Романовой
Предназначена для определения самооценки ребенка 6—7 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Протокол методики «Какой я»
№ п/п |
Оцениваемые качества личности |
Оценки по вербальной шкале | |||
да |
нет |
иногда |
не знаю | ||
1 |
Хороший |
||||
2 |
Добрый |
||||
3 |
Умный |
||||
4 |
Аккуратный |
||||
5 |
Послушный |
||||
6 |
Внимательный |
||||
7 |
Вежливый |
||||
8 |
Застенчивый |
||||
9 |
Трудолюбивый |
||||
10 |
Честный |
Выводы об уровне развития самооценки: |
8-10 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
1-3 балла — низкий
Согласно возрастной
норме, самооценка дошкольника
Цветовой тест (М. Люшер).
Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
Метод проведения
теста: Ребёнку предлагается выбрать
из предложенного ряда
Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии
конфликта в оптимальном
Дополнительные цвета:
5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8)
серый. Символизируют негативные
тенденции: тревожность, стресс, переживание
страха, огорчения. Значение этих
цветов (как и основных) в наибольшей
степени определяется их
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние,
второй — действительное.
Выполнение теста
было оценено в баллах при
соотнесении обоих выборов
1 – Основные цвета
занимают первые 5 позиций. Отсутствует
личностный конфликт и
0.5 – Основные цвета
занимают преимущественно
0 – Основные цвета
занимают преимущественно
Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич)
Цель: Выявить особенности
эмоциональной сферы, наличие тревожности,
негативных эмоциональных
Метод проведения
теста: Детям предлагалось на
чистом листе бумаги простым
карандашом средней мягкости
нарисовать животное, которого нет
в природе. Детям даётся инструкция,
что нельзя рисовать животное,
которое они видели в
Обработка и интерпритация:
Положение рисунка на листе
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.
Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры
(голова или замещающая ее деталь)
Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).
Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.
Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).