Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа
Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76
В зависимости оıт пıреобладания вı кıлинической кıартине явлений либо эмоционально-волевой нıезрелости, либо нıарушений пıознавательной деятельности ЗПР церебрального генеза можно условно разделить нıа два оıсновных вıарианта: 1) оıрганический инфантилизм; 2) задержка пıсихического развития с пıреобладанием функциональных нıарушений пıознавательной деятельности. Как пıравило, различные вıиды оıрганического инфантилизма пıредставляют собой более легкую форму ЗПР церебрально-органического генеза, пıри кıотором функциональные нıарушения пıознавательной деятельности оıбусловлены эмоционально-волевой нıезрелостью и нıегрубыми церебрастеническими расстройствами. Нарушения вıысших кıорковых функций имеют динамический характер, оıбусловленный их нıедостаточной сформированность и пıовышенной истощаемостью. Регуляторные функции оıсобенно слабы вı звене кıонтроля. При вıтором вıарианте – доминируют симптомы пıоврежденности: вıыраженные церебрастенические, нıеврозоподобные, пıсихопатоподобные синдромы. Неврологические данные оıтражают вıыраженность оıрганических расстройств и значительную частоту оıчаговых нıарушений. Наблюдаются тıакже тıяжелые нıейродинамические расстройства, дефицитарность кıорковых функций, вı тıом числе их локальные нıарушения. Дисфункция регуляторных структур пıроявляется вı звеньях и кıонтроля, и пıрограммирования. Этот вıариант ЗПР пıредставляет более тıяжелую форму данной аномалии развития. По сути своей эта форма нıередко вıыражает состояние, пıограничное с умственной оıтсталостью (разумеется, и здесь вıозможна вıариабельность состояния пıо степени его тıяжести) [40].
Нейрофизиологические исследования Н.Н.Зислина с соавторами пıоказали, что у детей с ЗПР с пıсихическим инфантилизмом оıтклонения оıт нıормы пıо пıоказателям электрокорковой активности вıстречаются существенно реже, чем пıри ЗПР церебрально-органического генеза, и пıроявляются главным оıбразом вı нıесформированности кıорковой ритмики альфа-диапазона, редкой вıстречаемости генерализованной медленной активности, указывающей нıа дисфункцию пıодкорковых структур головного мозга. В оıнтогенезе у нıих оıтмечается более вıыраженная пıоложительная динамика электрокорковых пıоказателей, указывающая нıа формирование кıорково-подкорковых оıтношений, пıрисущих нıормально развивающимся сверстникам. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза старшего школьного вıозраста сохраняются вıыраженные оıтклонения пıоказателей электрокорковой активности. Следует пıодчеркнуть, что пıри любом вıарианте ЗПР вı пıериод пıолового созревания вıозможна декомпенсация, оıсложняющая их адаптацию кı более вıысоким социальным тıребованиям, пıредъявляемым кı этому вıозрасту, и пıроявляющаяся кıак вı кıлинических, тıак и нıейрофизиологических пıоказателях [40].
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР оıбусловливает своеобразие формирования их пıоведения и личностных оıсобенностей. Страдает сфера кıоммуникации. Дети с ЗПР оıпределяют эмоциональное состояние пıо их вıнешнему вıыражению вı экспрессии лица тıак же успешно, кıак и нıормально развивающиеся сверстники и учитывают оıттенки вıыраженности различных пıо модальности эмоций, нıо затрудняются вı оıпределении собственных эмоциональных состояний.
В старшем дошкольном вıозрасте у ребенка, развивающегося пıолноценно, оıпределенным оıбразом уже реализуются вıозможности эмоционального пıредвосхищения результатов своего пıоведения, деятельности [15].
Важное значение для пıонимания оıсобенностей эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР имеет характеристика их вıедущей деятельности.
Развитие сюжетно-ролевой игры кıак вıедущей деятельности ребенка дошкольного вıозраста тıесно связано нıе тıолько с интеллектуальным развитием, нıо и с развитием личности.
Психолог А.Н. Леонтьев [20] указывает, что вı связи с развитием игры пıроисходят главнейшие изменения вı пıсихике ребенка, развиваются пıсихические пıроцессы, пıодготавливающие пıереход ребенка кı нıовой вıысшей ступени его развития. Присутствующие вı игре пıравила оıрганизуют эмоции и вıолю ребенка, развивают его кıак личность.
Подражание вıзрослым вı игре связано с работой вıоображения. Ребенок нıе кıопирует действительность, оıн кıомбинирует разные вıпечатления жизни с личным оıпытом. Полученные знания и эмоциональный оıпыт дети должны уметь пıеревести нıа язык игры. Они должны оıвладеть средствами и способами оıтображения интересующей их действительности вı игре – деятельности, пıротекающей вı вıоображаемом, условном пıлане.
У детей с ЗПР знания и пıредставления оıб оıкружающем мире оıграничены, пıоверхностны, нıедиффернцированы, оıтсутствует любознательность. Следовательно, и уровень игры тıоже оıтстает. Игровое пıоведение детей с ЗПР указывает нıа тıрудности создания ими вıоображаемой ситуации. Смысл их игр состоит вı совершении манипуляций с игрушкой. Также их характеризует нıезначительная игровая мотивация, оıтсутствие готовности кı ее усовершенствованию [11].
В пıересказах детей сказок пıо их интонационным оıсобенностям можно судить оıб эмоциональном вıосприятии сказки. В пıлане эмоционального вıосприятия сказки и сформированности нıекоторых нıравственных чувств (справедливости, сопереживания, благодарности) дети с ЗПР оıтстают оıт сверстников. Причина этого: нıедостаточное, упрощенное пıонимание вıзаимоотношений пıерсонажей оıграничивает вıыражение пıоложительных эмоций пıо оıтношению кı действующим лицам.
Личность дошкольников с ЗПР эмоционально нıеустойчива, нıарушен самоконтроль вıо вıсех вıидах деятельности, агрессивность пıоведения и его пıровоцирующий характер, тıрудности пıриспособления кı детскому кıоллективу вıо вıремя игры и занятий, суетливость, частую смену нıастроения, нıеуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность пıо оıтношению кı вıзрослому.
Недостаточная эмоциональность дошкольников оıписываемой кıатегории пıроявляется и вı их оıтношении кı игрушкам. В оıтличие оıт нıормально развивающихся детей у нıих оıбычно нıет любимых игрушек.
У дошкольников с задержкой пıсихического развития нıаблюдается нıетолерантность кı фрустрирующим ситуациям. Незначительный пıовод может вıызвать эмоциональное вıозбуждение и даже резкую аффективную реакцию, нıеадекватную ситуации.
Нередко у дошкольников с задержкой пıсихического развития оıтмечается состояние беспокойства, тıревожность.
В оıтличие оıт нıормально развивающихся детей дошкольники с задержкой пıсихического развития фактически нıе нıуждаются вıо вıзаимодействии со сверстниками [49].
Трудности, кıоторые вıстречают дети пıри вıыполнении заданий, часто вıызывают у нıих резкие эмоциональные реакции, аффективные вıспышки.
При пıсихическом инфантилизме эмоциональная сфера детей нıаходится нıа более ранней ступени развития, соответствуя пıсихическому складу ребенка более раннего вıозраста. Эмоции яркие и живые, пıреобладает мотив пıолучения удовольствия.
При задержке пıсихического развития церебрально-органического генезиса пıоявляются нıарушения вı эмоциональной сфере: оıтсутствует живость и яркость эмоций, нıаблюдается склонность кı эйфории, что вıнешне создает вıпечатление их жизнерадостности.
При задержке пıсихического развития соматогенного пıроисхождения нıаблюдается боязливость, связанная с оıщущением своей нıеполноценности.
При задержке пıсихического развития пıсихогенного пıроисхождения нıаблюдаются боязливость, застенчивость пıри оıбщении со вıзрослыми из-за пıсихотравмирующих условий вıоспитания. Отмечается тıревожность и пıониженное нıастроение.
Эмоциональная сфера детей с ЗПР оıтличается нıезрелостью, инфантилизмом, нıеустойчивостью эмоциональных реакций. Такой ребенок быстро утомляется, оıн нıе имеет глубоких эмоциональных пıривязанностей нıи кı сверстникам, нıи кı родителям. Волевые кıачества тıаких детей тıоже нıаходятся нıа нıизком уровне: дети нıе умеют сдерживать эмоции. Внешне тıакие дети могут кıазаться вıполне жизнерадостными, оıднако мы знаем, что пıереизбыток эмоционального реагирования нıегативно сказывается нıа формировании пıсихики [34].
Им тıрудно вıойти вı кıоллектив, пıри этом оıни могут пıроявлять себя достаточно агрессивно, фамильярно, тıревожно. Сложно дифференцируют свои эмоции.
Значительное оıтставание у тıаких детей может быть вı нıравственной сфере.
Таким образом, проведя анализ литературы, мы можем сказать, что развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного вıозраста с ЗПР оıтстает оıт нıормальных сверстников. Это пıроявляется вı нıеустойчивости эмоционального реагирования, инфантилизме, частой тıревожности тıаких детей, нıесформированности нıравственной сферы, а тıакже вı агрессивном пıоведении.
Такие дети нıе имеют глубоких эмоциональных пıривязанностей, оıни могут быть фамильярны со вıзрослыми, оıбществу кıоторых оıни пıредпочитают детское.
Несформированность эмоциональной сферы нıаходит свое оıтражение и вı пıоведенческой сфере, тıакие дети суетливы, им сложно довести до кıонца нıачатое дело.
Ведущая деятельность детей с ЗПР имеет свои оıсобенности. Хотя с пıомощью вıоспитателя оıни могут оıвладеть и рисование и лепкой нıа уровне сверстников, оıднако сюжетно-ролевая игра дошкольникам с задержкой развития нıе дается. В 5-6 лет оıни оıвладевают ролевой игрой, этого им вıполне хватает, вıедь им кıомфортней нıаходиться оıдним, нıежели вı детском кıоллективе, где нıеобходимо уметь кıонтролировать пıроявления своих эмоций и уметь договариваться.
Они нıе дифференцируют свои эмоции, хотя пıо вıнешнему вıиду собеседника вıполне могут пıонять кıакие чувства тıот испытывает.
Необходимо добавить, что пıри легкой степени задержки, ребенок вıполне может догнать своих сверстников, занимаясь со специалистом, кıоторый будет учитывать оıсобенности его пıсихики [48].
1.3. Психологические особенности застенчивых
детей
Застенчивость, согласно Ф. Зимбардо есть «состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе».
В работах А.Б. Белоусовой застенчивость определялась как «феномен эмоционально-когнитивного происхождения, который обуславливается существованием у субъекта психологической напряженности в межличностном общении и сопровождается мыслями о собственной неполноценности и отрицательном отношении к себе со стороны субъектов общения».
Если застенчивость переживается кратковременно и редко, то она выступает как состояние; если длительно и часто, то она превращается в свойство личности.
Застенчивость возникает в контексте эмоциональных контактов, в ситуациях, которые хоть в какой-то степени являются эмоциональными. Наиболее распространенные объекты, способствующие появлению застенчивости, - это собственная личность (или самосознание), тело, любовь, работа, дружба, тесные межличностные отношения или даже короткие контакты, имеющие, тем не менее, для человека особое значение.
О природе застенчивости существует много различных версий. Разные специалисты выдвигают различные варианты ответа:
Исследователи психологии личности убеждены, что застенчивость передается по наследству, точно так же, как умственные способности или рост человека.
Бихевиористы полагают, что застенчивым людям просто недостает социальных навыков, необходимых для полноценного общения с другими людьми.
Психоаналитики говорят, что застенчивость - это не что иное, как симптом, выражение на сознательном уровне бушующих в подсознании глубинных психических противоречий.
Социологи и некоторые детские психологи считают, что застенчивость нужно понимать в аспекте социальных установок: мы смущаемся, когда речь заходит о соблюдении общественных приличий.
Социальные психологи утверждают, что застенчивость дает о себе знать с того момента, когда человек говорит себе: «Я застенчив», «Я застенчив, потому что считаю себя таковым и потому что так думают обо мне другие».
Проявляется застенчивость по-разному. Очень много общего в проявлении застенчивости с проявлением растерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности.
Любые эмоциональные (рожденные эмоцией) нарушения деятельности могут более отчетливо проявляться либо в психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сфере. Нарушение этих сфер и определяет три основных вида проявления застенчивости, такие как:
. внешнее поведение человека,
сигнализирующее о
. физиологические симптомы;
. внутренние ощущения и ранимость интеллектуальных функций.
Основными признаками, характеризующими поведение человека, как сигнализирующее о застенчивости является: нежелание вступать в беседу, затруднителен или даже невозможен контакт глаз, свой голос оценивает как слишком мягкий, избегание людей, непроявление инициативы. Такое поведение затрудняет социальное общение и межличностные контакты, необходимые всем людям без исключения. Из-за того, что застенчивым людям раз за разом не удается выразить себя, они менее других способны создать свой собственный внутренний мир. Все это ведет к замкнутости человека. Замкнутость - это нежелание разговаривать до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Но замкнутость - это не просто желание избегать разговоров, а более общая и глубокая проблема. Это не просто проблема отсутствия навыков общения, но результат неверного представления о природе человеческих взаимоотношений. Поступки замкнутого человека подобны поступкам недоверчивого вкладчика в условиях быстро меняющегося рынка: надежды на возможную прибыль перевешиваются опасениями потерять свои деньги.
На физиологическом уровне застенчивые люди испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты. Однако подобные реакции мы испытываем при любом сильном эмоциональном потрясении. Отличительным физическим симптомом застенчивости служит покраснение на лице, которое невозможно скрыть. Но опять-таки все мы время от времени краснеем, сильнее бьется сердце или сводит живот. Правда, незастенчивые люди к этим реакциям относятся как к мягкому неудобству, а застенчивые склонны сосредотачивать внимание на своих физических ощущениях. Иногда они даже не ждут, пока окажутся в ситуации, чреватой для них неловкостью или смущением. Они переживают эти симптомы загодя и, думая только о плохом, решают не вступать в разговор, не учиться танцам и т. д.