Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР

Содержание работы

ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии.docx

— 230.90 Кб (Скачать файл)

Во время обращения к животному, например, с вопросом «кто стащил косточку, или тапок?», животное по команде кинолога (команды даются жестами, которые не должны быть заметны детям) закрывает нос лапами, показывая смущение, либо сидит не проявляя эмоций, как бы ,,не понимая,, , что происходит.

После игры определяется лучший Незнайка.

Задачи упражнения «Разыгрывание ситуаций»: отработка определенных навыков поведения, это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.

Предлагается проиграть следующие сценки:

- два незнакомых ребенка  вышли погулять во двор, там, кроме  них, никого нет;

- два незнакомых ребенка  встречаются у качелей, оба хотят  покачаться;

- двое друзей гуляли  во дворе – видят другого  ребенка, незнакомого, который громко  плачет.

При затруднении выстраивания сценки, в игру включается кинолог с собакой и педагог, совместно находится выход из сложившейся ситуации.

После игры обсуждаем,  что понравилось, что нет, кому что удалось.

 

Занятие 4

Цель занятия: снижение застенчивости, формирование позитивного эмоционального фона ребенка, «встраивание» в систему полноценных межличностных отношений.

Содержание занятия: Упражнение «Замри»

Продолжительность занятия: 20 – 30 минут.

Задачи упражнения: упражнение используется в качестве разминки, преодоление скованности движений.

Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игроки должны замереть на месте в той позе, в которой их застала тишина.

Кинолог по команде управляет собакой (подача жестом команды ,,лежать,,), которая активно участвует в игре.

В конце занятия делимся своими впечатлениями.

 

Занятие 5

Цель занятия: преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности.

Задачи занятия: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Продолжительность занятия: 10-20 минут.

 Содержание занятия: упражнение "Зайки и слоники".

Ход игры: "Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и т.д. Дети изображают зайчика, собака аналогично детям, по команде кинолога «кто боится?, покажи зайчика…» выполняет упражнение.   "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся, зовут с собой собаку, спрятаться с ними и т.д. "А что делают зайки, если видят волка?... " Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. Собака  под контролем кинолога выполняет упражнение важно шагая по комнате, с высоко поднятой головой. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

В конце занятия делимся впечатлениями, психолог благодарит всех за работу.

Домашнее задание: Детям необходимо нарисовать рисунок «Я в будущем». Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем.

 

Занятие 6

Цель занятия: закрепление нового опыта. (Закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к другим людям, к самому себе; новых форм общения).

Содержания занятия: упражнение - рисунок «я в будущем», упражнение «Назови свои сильные стороны».

Продолжительность занятия: 30-40 минут.

Цель: закрепление навыков эффективного общения, также упражнение позволяет проследить установку ребенка на дальнейшую жизнь, развивитие умения думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Дома давалось задание: нарисовать себя в будущем. Каждый по очереди, показывая свой рисунок, должен рассказать о нем и ответить на интересующие других вопросы. Обсуждая рисунок, спросите, как он (она) будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, каким будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с одноклассниками, с друзьями.

О мечтах собаки рассказывает педагог – какие он (,,Узор,,) хочет отношения с детьми, хозяином ,,дружить, любить, чаще играть…,, , как хочется завоевывать первые места на выставках и т.п.

Упражнение «Назови свои сильные стороны».

Цель: упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказывать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умоляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, «ну», «вот», «если» и т.п. В конце обсуждаем, что понравилось и возможные трудности.

 

Занятие 7

Цель занятия: формирование позитивного эмоционального фона ребенка, преодоление застенчивости, повышение уровня самооценки.

Задачи занятия: повышение уверенности в себе, в свои силы.

Продолжительность занятия: 30-40 минут.

Содержание занятия: упражнение «Закончи предложение».

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

 

Занятие 8

Цель занятия: творческое самовыражение, повышение уровня самооценки, снижение тревожности, застенчивости, формирование позитивного эмоционального фона ребенка, «встраивание» в систему полноценных межличностных отношений.

Продолжительность занятия: 30-40 минут.

Содержание занятия: игра «Зоопарикмахер», «Королевский марш льва».

Задачи занятия:  первая часть упражнения дает детям работать в команде, устанавливает тактильную связь с животным, вторая часть дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться.

В первой игре «Зоопарикмахер», дети расчесывают собаку, придавая ей образ льва.

Далее звучит активная музыка. Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту), лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень), громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты).

Затем звучит спокойная тихая музыка. «Львы засыпают».

В конце занятия делимся впечатлениями от совместной работы. Дети встают в круг и по очереди говорят, чему они научились, что они нового узнали и т.п. Затем все хором говорим: «я молодец, я уверен в себе!!! Всем спасибо за работу».

 

Занятие 9

Цель занятия: снижение тревожности, застенчивости, страхов, формирование позитивного эмоционального фона ребенка,  «встраивание» в систему полноценных межличностных отношений,  отношений с животным.

Задачи занятия: получение социального опыта и опыта самостоятельной работы, участия в равноправном доброжелательном общении, постановки перед собой задач и их решения, преодоления физических и психологических препятствий.

Продолжительность  занятия:  35-40 минут.

Содержание занятия: игра «Я по профессии буду кинолог…».

Ход занятия: дети по четверостишию рассказывают, выданное заранее стихотворение (стихотворение Тима Собакина «Будущая профессия» из 11 номера журнала«Мурзилка» 1989 года)

Минералы ищет геолог.

Языки изучает филолог.

Раскопки ведет археолог.

Это понятно, но

Кто же такой кинолог —

Тот, кто смотрит кино?

Я кинологом стать хочу —

Кинология мне по плечу!

Но папа сказал:

— А ну-ка откроем словарь…

Итак: «Кинология —

это наука,

Изучающая собак».

Решено:

Буду кинологом —

От собак не оттащите

волоком!

Нравятся очень

Бульдоги мне

И другие четвероногие!..

— Вы кто: Археолог?

Филолог? Геолог?

Спросят меня и услышат

в ответ:

Я по профессии просто

кинолог……

Другими словами, собаковед!

Далее педагог предлагает детям представить себя в роли кинолога, для этого был подобран комплекс команд, которые собака выполняет под руководством ребенка: «… ко мне, сидеть, лежать, рядом, ползти, голос…»

В конце занятия делимся впечатлениями. 

 

Занятие 10

Цель занятия:  дать родителям психолого-педагогические рекомендации по преодолению застенчивости у ребенка; формирование адекватной установки на восприятие изменения ребенка.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Содержание: работа с родителями (в виде лекции).

Для начала определим, что же это такое, застенчивость?    Застенчивость - комплекс ощущений, растерянности, стыда, страха препятствующий нормальному общению.  

  Общая характеристика застенчивых детей:

Застенчивым детям не свойственны самоуверенность и агрессивность.

Застенчивым детям кажется, что все смотрят на них критически или смотрели бы так, если бы их заметили. Поэтому они обычно стараются не быть на виду.

Застенчивые дети очень робки, а их самовосприятие обычно достаточно негативно.

Они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств.

Чувствительны к реальной или подразумевающейся критике, болезненно относятся даже к подшучиванию.

Застенчивые дети часто принижают свои качества, часто недовольны собой.

В обществе застенчивые дети часто избегают контакта с другими.

Постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других.

Часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя.

Застенчивость мешает детям ясно мыслить и эффективно общаться с другими.

Застенчивые дети часто чувствуют неадекватность собственного поведения и испытывают постоянную тревогу по поводу своих действий.

Как правило, у застенчивых детей занижен уровень самооценки.

Не замечают свои положительные качества и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д.

Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей будет преследовать их всю жизнь. И наконец, появится боль социального отторжения. К счастью, мы можем помочь детям чувствовать себя увереннее в группе, привив им навыки общения.

Пять советов, как помочь детям преодолеть застенчивость:

Воспользуйтесь следующими пятью советами, чтобы помочь ребенку стать уверенным в социальной среде.

 
1. Поощряйте контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: "Посмотри на меня", "Посмотри мне в глаза" или "Я хочу увидеть твои глаза". В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику. Если ребенку неловко это делать, посоветуйте ему смотреть на переносицу беседующего с ним человека. После некоторой тренировки ему этот прием больше не понадобится, и он будет увереннее смотреть в глаза собеседнику.

 
2. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами. Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу. 
3. Отрабатывайте поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться. 
4. Тренировка навыков общения с младшими детьми. Филипп Зимбардо, известный специалист по застенчивости и соавтор книги The Shy Child ("Застенчивый ребенок"), рекомендует сводить застенчивых детей старшего возраста с младшими - братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или ребенком ваших друзей - для непродолжительных игр. Работа приходящей няней - великолепная возможность для застенчивых подростков не только заработать деньги, но и попрактиковаться в социальных навыках: начать разговор, посмотреть в глаза - в том, что ребенок стесняется делать со своими ровесниками.

 
5. Создавайте условия для игр в паре. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре - лучшее средство развития социальной уверенности. В этом случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу. Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму; присутствие братьев и сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в перечень игр.

 
План поэтапного изменения поведения ребенка.

Начните с того, что подумайте о своем собственном темпераменте. Считаете ли вы себя застенчивым? А считали так, когда росли? Называли вас застенчивым? Были ли ваши братья, сестры, родственники или родители застенчивыми? Называли кого-нибудь из них застенчивыми? Есть ли какие-либо определенные ситуации, в которых вы чувствуете себя неловко? Что помогает вам чувствовать себя увереннее в групповых мероприятиях? 
Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка.  
1. Проанализируйте свои родительские ожидания. Соответствуют ли способности, сильные стороны и настроение ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Ниже приводятся несколько моделей поведения родителей, которые следует серьезно рассмотреть. Может быть, вам следует что-то изменить в своем поведении? 
- Заставляли вы ребенка исполнять что-либо публично? 
- Не слишком ли вы беспокоитесь, если ребенок не выполнил какое-то задание? 
- Имеете ли вы обыкновение делать что-нибудь за своего ребенка? 
- Говорите ли вы обычно от имени своего ребенка и улаживаете ли за него конфликты? 
-Отговариваете ребенка испытать что-то новое? 
- Заставляете ребенка делать вещи, которые могут быть важными для вас, но не для него? 
- Сравниваете поступки и личность ребенка с поступками его братьев или сестер? 
2. Подумайте о своем поведении. Как вы обычно реагируете на застенчивость ребенка? Что вы отвечаете, если кто-либо говорит вам о застенчивости вашего ребенка, особенно в его присутствии? Есть ли в вашем поведении что-то, что можно было бы изменить и этим помочь ребенку почувствовать больше уверенности в себе? Составьте план изменений и придерживайтесь его.

Информация о работе Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии