Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа
Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76
Констатирующее измерение застенчивости по методике «Какой Я» показало наличие высокой самооценки у одного испытуемого - 11,1% от общего числа, среднего уровня самооценки у 3 испытуемых - 33,3% от общего числа, низкой самооценки у пятерых испытуемых - 55,6% испытуемых. Высокий уровень застенчивости был обнаружен у пяти испытуемых - 55,6%, средний уровень стеснительности у трех испытуемых - 33,3%, отсутствие стеснительности было отмечено у одного испытуемого -11,1%.
Отразим процентные показатели условного распределения детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями самооценки в круговой диаграмме (рисунок 1).
Рисунок 1. Условное распределение детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями самооценки
Результаты первичной диагностики индивидуальных особенностей эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности с помощью цветового теста (М. Люшер) представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты первичной диагностики с помощью цветового теста (М. Люшер)
№ |
Имя ребенка |
Полученный бал |
Уровень самооценки |
1 |
Оля Т. |
0 |
Низкий |
2 |
Вика Л. |
0 |
Низкий |
3 |
Катя Р. |
0,5 |
Средний |
4 |
Ксюша М. |
0,5 |
Средний |
5 |
Никита О. |
0 |
Низкий |
6 |
Олег Т. |
0 |
Низкий |
7 |
Саша Б. |
0 |
Низкий |
8 |
Миша К. |
1 |
Высокий |
9 |
Лена П. |
0 |
Низкий |
Низкая (негативная) – наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.
Средняя – наблюдается тревога, стресс невысокой степени.
Высокая (позитивная) – отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
Как видно из результатов, представленных в таблице 2, наибольшее количество испытуемых показали низкую степень эмоционального состояния – 66,7%, шестеро детей. Наименьшее количество детей обнаружили высокую степень эмоционального состояния – 11,1%, один ребенок. Средняя степень эмоционального состояния была выявлена у 22,2% испытуемых, двое детей.
Отразим процентные показатели условного распределения детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями тревожности и агрессивности в круговой диаграмме (рисунок 2).
Рисунок 2. Условное распределение детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями тревожности и агрессивности
Результаты первичной диагностики особенностей эмоциональной сферы, тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич) представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты первичной диагностики с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич)
№ |
Имя ребенка |
Полученный бал |
Уровень степени эмоционального состояния |
1 |
Оля Т. |
0,5 |
Средний |
2 |
Вика Л. |
0 |
Низкий |
3 |
Катя Р. |
0,5 |
Средний |
4 |
Ксюша М. |
1 |
Высокий |
5 |
Никита О. |
0 |
Низкий |
6 |
Олег Т. |
0 |
Низкий |
7 |
Саша Б. |
0,5 |
Средний |
8 |
Миша К. |
1 |
Высокий |
9 |
Лена П. |
0 |
Низкий |
Низкий (негативный)– отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.
Средний – нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш. В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.
Высокий (позитивный) – нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.
Как видно из результатов, представленных в таблице 3, наибольшее количество испытуемых показали низкую степень эмоционального состояния – 44,4%, четверо детей. Наименьшее количество детей обнаружили высокую степень эмоционального состояния – 22,2%, двое детей. Средняя степень эмоционального состояния была выявлена у 33,3% , трое испытуемых.
Отразим процентные показатели условного распределения детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями эмоционального состояния, негативных эмоциональных проявлениях в круговой диаграмме (рисунок 3).
Рисунок 3. Условное распределение детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями степени эмоционального состояния
Таким образом, результаты качественного анализа диагностического обследования детей с задержкой психического развития экспериментальной группы показали, что уровень развития эмоционально-волевой сферы находится на достаточно низком уровне. У дошкольников выявлены проявления страхов, агрессии, низкой самооценки, неуверенности в себе, отсутствие инициативности, таким образом, выявлены факторы проявления застенчивости.
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии
Следующим шагом нашей работы являлось проведение формирующего этапа эксперимента (февраль-апрель 2014 гг.).
В формирующем этапе эксперимента приняли участие 24 человека: 9 детей в возрасıте от 5 до 7 лет. , 9 родителей, воспитывающих детей с ЗПР, 5 педагогов, в том числе - методист канистерапевт, и волонтер-вожатый (кинолог), и собака-терапевт. Исследование проводиıлось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 ,,Аленушка,, комбинированного вида.
Основная цель формирующего этапа эксперимента состояла в разработке и реализовали программы канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР – «Пушистый помощник» - приложение 2. Занятия проводились педагогом психологом и кинологом со специально обученной собакой-терапевтом. Программа занятий составляется и корректируется с участием канистерапевта: для каждого ребенка создаётся индивидуальная программа, учитывается его возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат. Для работы с детьми был выбран трех годовалый пес, породы Аляскинский маламут, по кличке «Узор», собака и хозяин прошли специальное обучение, затем тестирование, так как к работе допускаются не все собаки, а только спокойные, неагрессивные, со стабильной психикой, идеальным характером и высоким интеллектом.
Основные задачи формирующего этапа эксперимента:
1.Определить основные
направления коррекционной
2. Разработать психолого-
преодолению застенчивости дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
3. Составить перспективное планирование коррекционной работы по преодолению застенчивости дошкольников с ЗПР с использованием канистерапии.
4. Апробировать педагогическую программу «Пушистый помощник»
преодолению застенчивости дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
в условиях экспериментальной группы на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 ,,Аленушка,, комбинированного вида.
Пояснительная записка
Программа канистерапии состоит из нескольких этапов.
Изначально, устанавливается контакт и доброжелательные отношения в группе детей между собой, идет работа над установкой взаимоотношений с животным, далее показывают, что животное ему доверяет, готово общаться и с радостью исполнять все желания. Ясно, что убедить в этом детей может только хорошо дрессированный пес.
Наконец, заключительный этап знакомства сводится уже к тактильному контакту (то есть осязательному). Ребенок гладит собаку, гуляет с ней, расчесывает и т.д. Таким образом у детей повышается уровень эмоционального развития, снижается уровень тревожности, страхов, застенчивости.
Когда дети ,,дрессируют,, собаку, выполняют упражнения с собакой, они учатся четко, громко (что не свойственно стеснительным детям) произносить слова, во время таких групповых занятий много двигаются, что особенно важно. Каждое занятие начинается со знакомства с животным, устанавливается эмоциональный контакт. Ребенок должен понять, что собака – добрый друг, привыкнуть к нему. Получив представление о возможностях своего нового четвероногого друга, ребенок переходит от дистанционного к тактильному контакту с собакой – изучает части тела. Затем начинаются подвижные игры с животным - это и ходьба, и бег, игры с мячом, воздушным шаром, и много других игр. Далее канистерапевт переходит к развитию навыков социализации и коммуникации. Этот эффект создается благодаря тому, что ребенок играет с животным как с мягкой игрушкой, он может расчесать его или надеть на него платок (занятие 8 «Зоопарикмахер»).
Таким образом, ребенок понимает, что животному нравится ласка, и оно не любит агрессии. Дети с ЗПР приобретают такие положительные качества, как забота, внимание, взаимопонимание, сострадание, спокойствие и хорошее настроение.
Правильная и чёткая подача команд стимулирует развитие речи, настраивает эмоциональный фон ребенка, уверенность в себе. При этом голосовые приказы дублируются жестами. Видя, как животное слушается его, у ребёнка, помимо положительных эмоций, вырабатывается уверенность в собственных силах, повышается уровень самооценки, способностях строить отношения, общаться. Дети проявляют стремление общаться с собакой, улыбаются ей. Немаловажным является и психоэмоциональный фактор - ребёнок не воспринимает общение с собакой как очередной курс лечения (конечно если родители об этом не скажут). Он просто получает удовольствие, радуется общению. И собака тоже искренне радуется - ей неважно, какая у ребёнка внешность и физические или психические особенности, ее приводит в восторг сам факт существования маленького человечка и возможность находиться рядом. Тяга и любовь собаки к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой.
Календарно-тематическое планирование по преодолению застенчивости детей с ЗПР посредством канистерапии
Месяц |
Неделя |
Тема/содержание занятия |
Цель занятия |
Февраль |
1 |
Игра «Что я люблю?» |
Знакомство детей друг с другом, установление доверительных отношений, психологическое раскрепощение, совершенствование навыков общения |
2 |
Упражнение «Волшебный стул» |
Знакомство детей с собакой, преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности | |
3 |
Упражнение «Незнайка», упражнение «Разыгрывание ситуаций» |
Преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности | |
4 |
Упражнение «Замри» |
Снижение уровня застенчивости, формирование позитивного эмоционального фона ребенка, «встраивание» в систему полноценных межличностных отношений | |
Март |
1 |
Упражнение "Зайки и слоники" |
Преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности |
2 |
Упражнение - рисунок «я в будущем», упражнение «Назови свои сильные стороны» |
Закрепление нового опыта(Закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к другим людям, к самому себе; новых форм общения) | |
3 |
Упражнение «Закончи предложение» |
Формирование позитивного эмоционального фона ребенка, преодоление застенчивости, повышение уровня самооценки | |
4 |
Игра «Зоопарикмахер», «Королевский марш льва». |
Повышение уровня самооценки, снижение тревожности, застенчивости, формирование позитивного эмоционального фона ребенка, «встраивание» в систему полноценных межличностных отношений | |
Апрель |
1 |
Игра «Я по профессии буду кинолог…». |
снижение тревожности, застенчивости, страхов, формирование позитивного эмоционального фона ребенка, «встраивание» в систему полноценных межличностных отношений, отношений с животным |
2 |
Работа с родителями (в виде лекции). |
Дать родителям психолого-педагогические рекомендации по преодолению застенчивости у ребенка; формирование адекватной установки на восприятие изменения ребенка |