Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР

Содержание работы

ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии.docx

— 230.90 Кб (Скачать файл)

 

Констатирующее измерение застенчивости по методике «Какой Я» показало наличие высокой самооценки у одного испытуемого - 11,1% от общего числа, среднего уровня самооценки у 3 испытуемых - 33,3% от общего числа, низкой самооценки у пятерых испытуемых - 55,6% испытуемых. Высокий уровень застенчивости был обнаружен у пяти  испытуемых - 55,6%, средний уровень стеснительности у трех испытуемых - 33,3%, отсутствие стеснительности было отмечено у одного испытуемого -11,1%.

Отразим процентные показатели условного распределения детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями самооценки в круговой диаграмме (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Условное распределение детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями самооценки

Результаты первичной диагностики индивидуальных особенностей эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности с помощью цветового теста (М. Люшер) представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Результаты первичной диагностики с помощью цветового теста (М. Люшер)

Имя ребенка

Полученный бал

Уровень самооценки

1

Оля Т.

0

Низкий

2

Вика Л.

0

Низкий

3

Катя Р.

0,5

Средний

4

Ксюша М.

0,5

Средний

5

Никита О.

0

Низкий

6

Олег Т.

0

Низкий

7

Саша Б.

0

Низкий

8

Миша К.

1

Высокий

9

Лена П.

0

Низкий


 

Низкая (негативная) – наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.

Средняя – наблюдается тревога, стресс невысокой степени.

Высокая (позитивная) – отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.

Как видно из результатов, представленных в таблице 2, наибольшее количество испытуемых показали низкую степень эмоционального состояния – 66,7%, шестеро детей. Наименьшее количество детей обнаружили высокую степень эмоционального состояния – 11,1%, один ребенок. Средняя степень эмоционального состояния была выявлена у 22,2% испытуемых, двое детей.

Отразим процентные показатели условного распределения детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями тревожности и агрессивности в круговой диаграмме (рисунок 2).

Рисунок 2. Условное распределение детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями тревожности и агрессивности

 

Результаты первичной диагностики особенностей эмоциональной сферы, тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич) представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты первичной диагностики с помощью методики «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич)

Имя ребенка

Полученный бал

Уровень степени эмоционального состояния

1

Оля Т.

0,5

Средний

2

Вика Л.

0

Низкий

3

Катя Р.

0,5

Средний

4

Ксюша М.

1

Высокий

5

Никита О.

0

Низкий

6

Олег Т.

0

Низкий

7

Саша Б.

0,5

Средний

8

Миша К.

1

Высокий

9

Лена П.

0

Низкий


 

Низкий (негативный)– отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.

Средний – нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш. В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.

Высокий (позитивный) – нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.

Как видно из результатов, представленных в таблице 3, наибольшее количество испытуемых показали низкую степень эмоционального состояния – 44,4%, четверо детей. Наименьшее количество детей обнаружили высокую степень эмоционального состояния – 22,2%, двое детей. Средняя степень эмоционального состояния была выявлена у 33,3% , трое испытуемых.

Отразим процентные показатели условного распределения детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями эмоционального состояния, негативных эмоциональных проявлениях в круговой диаграмме (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Условное распределение детей экспериментальной группы в соответствии с выявленными уровнями степени эмоционального состояния

Таким образом, результаты качественного анализа диагностического обследования детей с задержкой психического развития экспериментальной группы показали, что уровень развития эмоционально-волевой сферы находится на достаточно низком уровне. У дошкольников выявлены проявления страхов, агрессии, низкой самооценки, неуверенности в себе, отсутствие инициативности, таким образом, выявлены факторы проявления застенчивости.

 

2.2. Психологическая работа по  преодолению застенчивости у  дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии

 

Следующим шагом нашей работы являлось проведение формирующего этапа эксперимента (февраль-апрель 2014 гг.).

В формирующем этапе эксперимента приняли участие 24 человека: 9 детей в возрасıте от 5 до 7 лет. , 9 родителей, воспитывающих детей с ЗПР, 5 педагогов, в том числе - методист канистерапевт,  и волонтер-вожатый (кинолог), и собака-терапевт. Исследование проводиıлось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 ,,Аленушка,, комбинированного вида.

Основная цель формирующего этапа эксперимента состояла в разработке и реализовали программы канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР – «Пушистый помощник» - приложение 2. Занятия проводились педагогом психологом и кинологом  со специально обученной собакой-терапевтом. Программа занятий составляется и корректируется с участием канистерапевта: для каждого ребенка создаётся индивидуальная программа, учитывается его возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат. Для работы с детьми был выбран трех годовалый пес, породы Аляскинский маламут, по кличке «Узор», собака и хозяин прошли специальное обучение, затем тестирование, так как к работе допускаются не все собаки, а только спокойные, неагрессивные, со стабильной психикой, идеальным характером и высоким интеллектом.

 

Основные задачи формирующего этапа эксперимента:

1.Определить основные  направления коррекционной работы  по преодолению застенчивости  детей с ЗПР посредством канистерапии.

2. Разработать психолого-педагогическую  программу по

преодолению застенчивости дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.

           3. Составить перспективное планирование коррекционной работы по преодолению застенчивости дошкольников с ЗПР с использованием канистерапии.

4. Апробировать педагогическую  программу «Пушистый помощник»

преодолению застенчивости дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.

в условиях экспериментальной группы на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 ,,Аленушка,, комбинированного вида.

 

Пояснительная записка

Программа канистерапии состоит из нескольких этапов.

Изначально, устанавливается контакт и доброжелательные отношения в группе детей между собой, идет работа над установкой взаимоотношений с животным, далее  показывают, что животное ему доверяет, готово общаться и с радостью исполнять все желания. Ясно, что убедить в этом детей может только хорошо дрессированный пес.

Наконец, заключительный этап знакомства сводится уже к тактильному контакту (то есть осязательному). Ребенок гладит собаку, гуляет с ней, расчесывает и т.д. Таким образом у детей повышается уровень эмоционального развития, снижается уровень тревожности, страхов, застенчивости.

Когда дети ,,дрессируют,, собаку, выполняют упражнения с собакой, они учатся четко, громко (что не свойственно стеснительным детям) произносить слова, во время таких групповых занятий много двигаются, что особенно важно. Каждое занятие начинается со знакомства с животным,  устанавливается  эмоциональный  контакт. Ребенок должен понять, что собака  – добрый друг, привыкнуть к нему. Получив  представление  о  возможностях  своего  нового  четвероногого  друга,  ребенок  переходит от дистанционного к тактильному контакту с собакой – изучает части тела. Затем  начинаются  подвижные  игры  с  животным - это  и  ходьба,  и  бег,  игры  с  мячом,  воздушным  шаром, и много других игр. Далее  канистерапевт  переходит  к  развитию  навыков  социализации  и  коммуникации.  Этот  эффект  создается  благодаря  тому,  что  ребенок  играет  с  животным  как  с  мягкой игрушкой, он может расчесать его  или надеть на него платок (занятие 8 «Зоопарикмахер»).

Таким образом,  ребенок понимает, что животному нравится ласка, и оно не любит агрессии. Дети с  ЗПР приобретают такие положительные  качества,  как  забота,  внимание,  взаимопонимание,  сострадание,  спокойствие и хорошее настроение.

 Правильная и чёткая  подача команд стимулирует развитие речи, настраивает эмоциональный фон ребенка, уверенность в себе. При этом голосовые приказы дублируются жестами. Видя, как животное слушается его, у ребёнка, помимо положительных эмоций, вырабатывается уверенность в собственных силах, повышается уровень самооценки, способностях строить отношения, общаться. Дети проявляют стремление общаться с собакой, улыбаются ей. Немаловажным является и психоэмоциональный фактор - ребёнок не воспринимает общение с собакой как очередной курс лечения (конечно если родители об этом не скажут). Он просто получает удовольствие, радуется общению. И собака тоже искренне радуется - ей неважно, какая у ребёнка внешность и физические или психические особенности, ее приводит в восторг сам факт существования маленького человечка и возможность находиться рядом. Тяга и любовь собаки к человеку независима от политических и религиозных убеждений последнего, от перемен в его социальном положении, а порой даже от отношения к ней самой.

                                                                                                                   Таблица 4

Календарно-тематическое планирование по преодолению застенчивости детей с ЗПР посредством канистерапии

 

 

Месяц

 

Неделя

 

Тема/содержание занятия

 

Цель занятия

Февраль

1

Игра «Что я люблю?»

Знакомство детей друг с другом, установление доверительных отношений, психологическое раскрепощение, совершенствование навыков общения

2

Упражнение «Волшебный стул»

Знакомство детей с собакой, преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности

3

Упражнение «Незнайка», упражнение  «Разыгрывание ситуаций»

Преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности

4

Упражнение «Замри»

Снижение уровня застенчивости, формирование позитивного эмоционального фона ребенка, «встраивание» в систему полноценных межличностных отношений

Март

1

Упражнение "Зайки и слоники"

Преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности

2

Упражнение - рисунок «я в будущем», упражнение «Назови свои сильные стороны»

Закрепление нового опыта(Закрепление новых форм переживаний, чувств по отношению к другим людям, к самому себе; новых форм общения)

3

Упражнение «Закончи предложение»

Формирование позитивного эмоционального фона ребенка, преодоление застенчивости, повышение уровня самооценки

4

Игра «Зоопарикмахер», «Королевский марш льва».

Повышение уровня самооценки, снижение тревожности, застенчивости, формирование позитивного эмоционального фона ребенка, «встраивание» в систему полноценных межличностных отношений

Апрель

1

Игра «Я по профессии буду кинолог…».

снижение тревожности, застенчивости, страхов, формирование позитивного эмоционального фона ребенка,  «встраивание» в систему полноценных межличностных отношений,  отношений с животным

2

Работа с родителями (в виде лекции).

Дать родителям психолого-педагогические рекомендации по преодолению застенчивости у ребенка; формирование адекватной установки на восприятие изменения ребенка

Информация о работе Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии