Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа
Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР
ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76
Робкому, застенчивому ребенку особенно важно помочь освоиться в ситуации, понять состояние животного, его настрой: «Посмотри: ей тоже немного боязно подходить к незнакомому человеку!» или «Собака доброжелательно настроена по отношению к тебе: ты ей нравишься. Видишь, она виляет хвостом, смотрит на тебя выжидающе, просит, чтобы ты ее погладил». Таким детям присущи страхи, о которых важно с ним говорить и посредством этого преодолевать («страх боится света»). Тревога порождается недостатком информации, ограниченным, часто негативным опытом взаимоотношений. Ее преодоление требует расширения опыта взаимоотношений, его обогащения позитивным опытом.
Важно отслеживать изменения во взаимоотношениях ребенка с животным и связывать их с изменением его позиции и поведения. Посредством развития взаимоотношений с животным ребенок учится не только заботиться об удовлетворении собственных интересов и потребностей, но и учитывать интересы и потребности собеседника (будь то собака или человек), проявлять заботу о нем.
Детям, особенно тем, у кого наблюдаются разного рода девиации, бывает трудно объяснить необходимость режима, упорядоченности жизни. Рассказывая о том, как ухаживать за собакой, легче донести до подростка важность режима, как для человека, так и для животного. Уход за собаками - это дополнительное средство упорядочивания жизни ребенка, формирование ответственности не только за себя, но и за зависимое от него существо [46].
Общение с животными
позволяет моделировать
Перед началом занятий канистерапевт знакомится с историей развития ребенка, развитием его навыков и умений на данный момент, какие цели ставит перед канистерапией лечащий врач, и/или родители ребенка. Данная информация собирается без ребенка - повторение при ребенке его диагнозов, оценок, не приводит к положительному результату.
На основании собранных данных канистерапевт разрабатывает программу занятий для данного ребенка. Программа уточняется после знакомства с ребенком и по результатам наблюдений первых занятий.
На первых занятиях ребенок знакомится с собакой, если есть фобия собаки, идет работа с этой фобией. Устанавливается контакт и сотрудничество ребенка с канистерапевтом. Задаются правила работы.
В ходе работы могут применяться такие упражнения, как ходьба с собакой, преодоление препятствий с собакой (хождение змейкой, повороты, барьеры, тоннели и проч.). Управление собакой с помощью речи или жестовой речи. Поглаживание собаки. Расчесывание собаки. Управление движением собаки с помощью поводка. А также разнообразные другие упражнения, способствующие развитию тех или иных навыков ребенка (используется и сюжетные игры, и подвижные игры, и академические упражнения).
Длительность занятий от 10 до 30 минут. Бывают ситуации, когда занятия нужно закончить раньше - при быстрой утомляемости ребенка, когда формируется сотрудничество с ребенком, и важно поймать позитивное поведение ребенка и закончить именно на нем, чтобы его закрепить.
Очень желательно участие родителей в реабилитационном процессе. Необходимо, чтобы родители формулировали цели развития ребенка на определенный период (месяц), и по этим целям канистерапевт выстраивает упражнения для детей на занятиях с собакой. Также по этим целям родители занимаются с ребенком с помощью других специалистов, с помощью других терапий. В конце месяца подводятся итоги достижения поставленных целей, и ставятся новые [46].
Занятия проводятся со специально обученными собаками-терапевтами, которые хорошо подготовлены, но могут отвлечься или испугаться, что может стать источником травмы. Чтобы этого избежать, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности:
Работа методиста-канистерапевта является работой ответственной, с людьми, требующими реабилитации , детьми имеющими отклонения в развитии . В связи с этим канистерапевту должно быть присуще:
- дружественное и рациональное отношение к реабилитируемым;
- профессиональные знания;
- добросовестность;
- ответственность;
- честность;
- тактичность;
- личная культура [46].
Таким образом, канистерапи́я метод лечения и реабилитации в нетрадиционной медицине с использованием специально отобранных и обученных собак, разновидность пет-терапии.
Канистерапия
часто используется как психотерапевтическая мето
Выводы по I главе
Таким образом, рассмотрев в первой главе теоретические аспекты таких вопросов, как психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы, ЗПР как специфическая категория, классификация ЗПР, психологические особенности застенчивых детей, канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с ЗПР, мы пришли к следующим выводам:
В конце XX века специальная психология и педагогика располагают рядом исследовании, посвященных изучению психологических особенностей детей с ЗПР: памяти, речи, мышления ,игровой деятельности, учебной деятельности , эмоционально-волевой сферы, личности. И все же на сегодняшний день психолого-педагогический аспект многих проблем задержки психического развития дошкольников продолжает оставаться мало разработанным.
Особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития изучались недостаточно. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Однако мы не можем сказать, что эта научная область обладает меньшей важностью, чем вышеперечисленные. Эмоциональная сфера формируется не сама по себе, она затрагивает волевую сферу, а вместе с ней когнитивную и личностную. Эмоционально незрелого ребенка сложно научить игровым действиям со сверстниками, его сложно усадить за парту и быть активным на протяжении всего урока.
Причиной задержки психического развития является не тотальное недоразвитие мозговых структур, а лишь их более позднее созревание. Таким образом, мы можем сказать, что все психические функции у таких детей находятся в рабочем состоянии, их особенность - несоответствие возрасту - задержка. В большинстве случаев такие дети с помощью правильно выстроенной коррекционной работы могут догнать своих сверстников.
Канистерапия способствует активизации эмоционально-волевой сферы психики детей с задержкой психического развития, застенчивых детей с ЗПР. При занятиях с собакой необходима постоянная концентрация внимания, потребность запоминать и планировать свои действия, необходимо проявление инициативы в работе с животным. При кормлении животного, уходе за ним активизируются психологические процессы. Происходит развитие слухо-моторной координации. Для полноценной жизни в современном обществе ребенку нужен определенный набор навыков поведения и самообеспечения, и общение с животными способствует этому. Ухаживая за четвероногим другом, ребенок приобретает чувство ответственности за другое существо, таким образом, появляется ответственность за себя самого и умение простейшего самообслуживания, а зачастую именно этих навыков не хватает детям с задержкой психического развития для самостоятельной жизни в обществе.
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии
2.1. Проведение обследования
Цель эмпирического исследования: экспериментально изучить особенности эмоционально-волевой сферы застенчивых детей с задержкой психического развития
Выборку составили: 9 детей дошкольного возраста
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения детский сад №2 ,,Аленушка,, комбинированного вида.
Для того чтобы правильно оценить и максимально эффективно воздействовать на эмоциональную сферу детей с задержкой психического развития, необходимо внимательно ее обследовать. В каждом конкретном случае обследование эмоционально-волевой сферы проводится индивидуально.
Эмпирическое исследование состоит из трех этапов.
На констатирующем этапа эксперимента была проведена диагностика особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, индивидуальных особенностей их эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности, негативных эмоциональных проявлений, скрытых страхов, как проявления застенчивости.
На втором этапе – формирующий этап эксперимент, была проведена психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством разработанной программы канистерапии.
На третьем этапе – контрольный эксперимент, была проведена повторная диагностика особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, индивидуальных особенностей их эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности, негативных эмоциональных проявлений, скрытых страхов. Был осуществлен сравнительный анализ результатов диагностики эмоциональной сферы дошкольников до и после проведения коррекционных занятий посредством канистерапии.
Используемые методики: методика «Какой Я» Т.Ю.Романовой; цветовой тест (М. Люшер); методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Друкаревич) – приложение 1.
Результаты первичной диагностики самооценки и застенчивости у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей их эмоционального развития с помощью методики «Какой Я» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты первичной диагностики с помощью методики
«Какой Я» Т.Ю.Романовой
№ |
Имя ребенка |
Полученный бал |
Уровень самооценки |
1 |
Оля Т. |
3 |
Низкий |
2 |
Вика Л. |
3 |
Низкий |
3 |
Катя Р. |
5 |
Средний |
4 |
Ксюша М. |
8 |
Высокий |
5 |
Никита О. |
2 |
Низкий |
6 |
Олег Т. |
3 |
Низкий |
7 |
Саша Б. |
4 |
Средний |
8 |
Миша К. |
6 |
Средний |
9 |
Лена П. |
2 |
Низкий |