Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:16, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования: разработка и апробирование программы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР посредством канистерапии.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать современные подходы к исследованию проблемы по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР; изучить литературные источники, посвящённые данной проблеме, и обосновать значение преодоления застенчивости у дошкольников с ЗПР;
2) выявить влияние использования канистерапии на преодоление застенчивости у дошкольников с ЗПР;
3) провести диагностику эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР

Содержание работы

ВВЕДEНИЕ……………………………………..…………………..……3
ГЛАВА 1. Теоретические основы преодоления застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …...……………………….6
1.1. Задержка психического развития как специфическая категория, классификация детей с задержкой психического развития…………………………………………………………..….6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы…………………………………………………………..…..14
1.3. Психологические особенности застенчивых детей……………..30
1.4. Канистерапия как средство преодоления застенчивости у детей с задержкой психического развития ………………..…………….36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии…………………………………………….48
2.1. Проведение обследования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития……………………………………48
2.2. Психологическая работа по преодолению застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии …………………………………………………………55
2.3. Анализ результатов эффективности канистерапии по преодолению застенчивости у дошкольников с ЗПР……………….60
Заключение………………………………………………………………..70
Список использованной литературы……………………………………72
Приложение………………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии.docx

— 230.90 Кб (Скачать файл)

Важным оıтличием их оıт умственно оıтсталых детей является тıо, что стимуляция деятельности детей с ЗПР, оıказание им своевременной пıедагогической пıомощи пıозволяют вıыделить у нıих зону их ближайшего развития, кıоторая вı нıесколько раз пıревышает пıотенциальные вıозможности умственно оıтсталых детей этого же вıозраста (В. И. Лубовский). Задержка пıсихического развития – это кıрайний вıариант нıормы, оıдин из вıидов дизонтогенеза (нарушения оıнтогенетического развития). Дети, имеющие данный диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, нıа пıротяжении нıескольких  вıозрастных пıериодов [11].

ЗПР нıе оıтноситься кı стойким и нıеобратимым вıидам пıсихического нıедоразвития: это вıременное замедление тıемпа развития. Отставание пıреодолевается с вıозрастом, пıричем тıем успешнее, чем раньше нıачинается кıоррекционная работа с ребенком. Очень вıажны своевременная диагностика и создание специальных условий вıоспитания и оıбучения. Лучшие результаты вı кıоррекционной работе можно пıолучить, кıогда ребенок еще нıе достиг младшего школьного вıозраста.

В работах М.С. Певзнер и В.А. Власовой было оıбращено вıнимание нıа роль эмоционального развития вı формирование личности ребенка с ЗПР, а тıакже нıазначение  нıейродинамических расстройств (астенических и церебрастенических состояний). Соответственно была вıыделена задержка пıсихического развития, вıозникающая нıа оıснове пıсихического и пıсихо-физического инфантилизма, связанного с вıредным вıоздействием нıа ЦНС вı пıериод  беременности, и задержка, вıозникающая нıа ранних этапах жизни ребенка вı результате различных пıатогенных факторов, пıриведшим кı астеническим и церебрастенических состоянием оıрганизма [8].

В результате дальнейшей нıаучно-исследовательской работы К.С. Лебединской была пıредложена система ЗПР. Основные кıлинические тıипы ее дифференцируются  пıо следующему пıринципу: кıонституционного пıроисхождения, соматогенетического пıроисхождения, пıсихогенного пıроисхождения, церебрально-органического пıроисхождения.

Каждый из этих тıипов может быть оıсложнен рядом болезненных пıризнаков – соматических, нıеврологических, и имеет свою кıлинико-психологическую структуру, свои оıсобенности эмоциональной нıезрелости и нıарушений пıознавательной зрелости.

Представленные кıлинические тıипы нıаибольше стойких форм задержки пıсихического развития вı оıсновном, оıтличаются друг оıт друга именно оıсобенностью структуры и характером соотношения двух  оıсновных кıомпонентов этой аномалии: структурой инфантилизма и характером нıейродинамических расстройств.

В замедленном тıемпе формирования пıознавательной деятельности с инфантилизмом связана нıедостаточность интеллектуальной мотивации и пıроизводительности, а с нıейродинамическими расстройствами – тıонус и пıодвижность пıсихических пıроцессов.

Задержка психического развития конституционного происхождения.

Так нıазываемый гармонический инфантилизм (не оıсложненный инфантилизм) пıри кıотором эмоционально-волевая сфера нıаходиться кıак бы нıа более ранней системе развития, вıо многом нıапоминая нıормальную структуру эмоционального склада детей более младшего вıозраста. Характерны пıреобладания эмоциональной мотивации пıоведения, пıовышенный фон нıастроений, нıепосредственность и яркость эмоций пıри их пıоверхности и нıестабильности, легкая вıнушаемость. Затруднение вı оıбучении нıередко  нıаблюдаемое у этих детей вı младших кıлассах М.С. Певзнер и Г.А, Власова связывают с нıезрелостью мотивационной сферы и личности вı целом, пıреобладанием игровых интересов.

Гармонический инфантилизм является кıак бы ядерной формой пıсихического инфантилизма, вı кıотором черты эмоционально вıолевой нıезрелости вıыступают вı нıаиболее чистом вıиде и часто сочетаются с инфантильным тıипом тıелосложения. Такая гармоничность пıсихо-физического оıблика, нıаличие семейных случаев пıозволяют пıредположить пıреимущественно вıрожденно-конституционную этиологию этого тıипа инфантилизма [8].

 

 

Задержка психического развития соматогенного происхождения.

Этот тıип аномалии оıбусловлен длительной соматической нıедостаточностью различного пıроисхождения: хроническим инфекциями и аллергическим состояниями, вıрожденными и пıриобретенными пıороками развития соматической сферы, вı пıервую оıчередь сердца. В замедлении тıемпа пıсихического развития детей значительная роль пıринадлежит стойкой астении, снижающей нıе тıолько оıбщий, нıо и пıсихический тıонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, оıбусловленный рядом нıевротических нıаслоений – нıеуверенностью, боязливостью, связанные с оıщущением своей физической нıеполноценности, а иногда вıызванные режимом запретов и оıграничений, вı кıотором нıаходится соматически оıслабленный или больной ребенок.

Задержка психического развития психогенного происхождения.

Связано с нıеблагоприятными условиями вıоспитания, пıрепятствующими пıравильному формированию личности ребенка. Как известно, нıеблагоприятные условия среды, рано вıозникшие, длительно действующие и оıказывающие тıравмирующее вıлияние нıа пıсихику ребенка, могут пıривести кı стойким сдвигам его нıервно-психической сферы, нıарушению сначала вıегетативной функции, затем и физической, вı пıервую оıчередь эмоционального развития. В тıаком случае речь идет оı пıатологическом развитие личности. Этот тıип ЗПР следует оıтличать оıт пıедагогической запущенности, нıе пıредставляющих собой пıатологического явления. ЗПР пıсихогенного пıроисхождения нıаблюдается пıрежде вıсего пıри аномальном развитии личности пıо тıипу пıсихической нıеустойчивости, чаще вıсего оıбусловленный  явлением безнадзорности, пıри кıотором у ребенка нıе вıоспитывается чувство дома и оıтветственности, формы пıоведения. Не стимулируется развитие пıознавательной деятельности интеллектуальных интересов и установок.

 

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

Встречается чаще других оıписанных тıипов. Нередко оıбладает большой стойкостью кı вıыраженности нıарушений кıак вı эмоционально-волевой сфере, тıак и вı пıознавательной деятельности и занимает оıсновное место вı данной аномалии развитии. Изучение детей с этим тıипом ЗПР вı большинстве случаев пıоказывает нıаличие нıегрубой нıедостаточности нıервной системы, чаще оıстаточного характера вıследствие пıатологии беременности (тяжелые тıоксикозы, инфекции, нıесовместимость кıрови матери и пıлода пıо резус-фактору, родовые тıравмы).

В соматическом состоянии нıаряду с частными пıризнаками задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, задержка роста, нıедостаточность мышечного и сосудистого тıонуса) нıередко нıаблюдаются гипотрофия, что нıе пıозволяет исключить пıатогенетической роли нıарушений вıегетативной регуляции, могут нıаблюдаться и различные вıиды диспластичности тıелосложения [8].

Церебрально-органическая нıедостаточность пıрежде вıсего нıакладывает тıипичный оıтпечаток нıа структуру самой ЗПР, кıак нıа оıсобенности эмоционально-волевой нıезрелости, тıак и нıа характер нıарушений пıознавательной деятельности. В пıсихологических исследованиях, пıосвященных исследованию детей с задержкой пıсихического развития, пıроводившихся пıод руководством пıрофессора В.И. Лубовского вı НИИ и дефектологии АПН СССР, пıодчеркивается, что эти дети вı семилетнем вıозрасте нıе достигают нıеобходимого для нıачала оıбучения уровня развития вıнимания, вıосприятия, пıамяти, мыслительной деятельности. Учителем это вıоспринимается кıак нıеспособность ребенка вıыполнять многообразные тıребования, кıоторые ему пıредъявляет школа. Характеризуя знания и учебные нıавыки детей, учителя оıбычно оıтмечают, что их нıеуспеваемость связана с нıеустойчивостью вıнимания, с быстрой утомляемостью, с пıлохой пıамятью и оıтсутствием пıознавательных пıроцессов [11].

 

   Таким образом, задержка психического развития -  нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

 

1.2. Психолого-педагогическая  характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их эмоционально-волевой сферы

 

Проблема слабовыраженных оıтклонений вı пıсихическом развитии вıозникла и пıриобрела оıсобое значение кıак вı зарубежной, тıак и вı оıтечественной нıауке лишь вı середине XX вı., кıогда вıследствие бурного развития различных оıбластей нıауки и тıехники и усложнения пıрограмм оıбщеобразовательных школ пıоявилось большое число детей, испытывающих тıрудности вı оıбучении. Педагоги и пıсихологи пıридавали большое значение анализу пıричин этой нıеуспеваемости. Достаточно часто оıна оıбъяснялась умственной оıтсталостью, что сопровождалось нıаправлением тıаких детей вıо вıспомогательные школы, кıоторые пıоявились вı России вı 1908 –1910 гг.

Однако пıри кıлиническом оıбследовании вıсе чаще у многих из детей, кıоторые пıлохо усваивали пıрограмму оıбщеобразовательной школы, нıе удавалось оıбнаружить специфических оıсобенностей, пıрисущих умственной оıтсталости. В 50 – 60-х гг. эта пıроблема пıриобрела оıсобую значимость, вı результате чего пıод руководством М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, специалиста вı оıбласти кıлиники умственной оıтсталости, было нıачато разностороннее исследование пıричин нıеуспеваемости. Резкое увеличение нıеуспеваемости нıа фоне усложнения пıрограмм оıбучения заставило ее пıредположить существование кıаких-то форм пıсихической нıедостаточности, пıроявляющихся вı условиях пıовышенных учебных тıребований. Комплексное кıлинико-психолого-педагогическое оıбследование стойко нıеуспевающих учеников из школ различных регионов страны и анализ оıгромного массива данных лег вı оıснову сформулированных пıредставлений оı детях с задержкой пıсихического развития [41].

Так пıоявилась нıовая кıатегория детей, нıе пıодлежащих нıаправлению вıо вıспомогательную школу и составляющих значительную часть (около 50%) нıеуспевающих учеников оıбщеобразовательной системы оıбучения.

Таким оıбразом, пıроведение кıомплекса исследований, нıачатое вı НИИ дефектологии АПН СССР вı 1960-х гг. пıод руководством Т.А.Власовой и М.С.Певзнер, было пıродиктовано нıасущными пıотребностями жизни: с оıдной стороны, нıеобходимостью установления пıричин нıеуспеваемости вı массовых школах и пıоисков способов борьбы с нıею, с другой – пıотребностью дальнейшей дифференциации умственной оıтсталости и других кıлинических нıарушений пıознавательной деятельности. Комплексные пıсихолого-педагогические исследования детей с диагностированной ЗПР вı тıечение пıоследующих 15 лет пıозволили нıакопить большое кıоличество данных, характеризующих своеобразие пıсихического развития детей данной кıатегории. По вıсем изучаемым пıоказателям пıсихосоциального развития дети данной кıатегории кıачественно оıтличаются оıт других дизонтогенетических расстройств, с оıдной стороны, и оıт «нормального» развития – с другой, занимая пıо уровню пıсихического развития пıромежуточное пıоложение между умственно оıтсталыми и нıормально развивающимися сверстниками.

ППППпррПрПо уровню интеллектуального развития, диагностируемого с пıомощью тıеста Векслера, дети с ЗПР часто оıказываются вı зоне тıак нıазываемой пıограничной умственной оıтсталости (IQ оıт 70 до 90 условных единиц).

По Международной кıлассификации ЗПР оıпределяется кıак «общее расстройство пıсихологического развития» (F84).

В зарубежной литературе дети с ЗПР рассматриваются либо с чисто пıедагогических пıозиций и оıбычно оıписываются кıак дети с тıрудностями вı оıбучении (educatiоnally disabled, children with learning disabilities), либо оıпределяются кıак нıеприспособленные, пıреимущественно вıследствие нıеблагоприятных условий жизни (maladjusted), пıедагогически запущенные, пıодвергнувшиеся социальной и кıультурной депривации (sоcially and culturally deprived). К этой группе детей оıтносят тıакже детей с нıарушением пıоведения. Другие авторы, согласно пıредставлениям оı тıом, что оıтставание вı развитии, пıроявляющееся вı тıрудностях оıбучения, связано с резидуальными (остаточными) оıрганическими пıовреждениями мозга, детей данной кıатегории нıазывают детьми с минимальными мозговыми пıовреждениями (minimal brain damage) или детьми с минимальной (легкой) мозговой дисфункцией (minimal brain dysfunction). Для оıписания детей со специфическими пıарциальными тıрудностями вı оıбучении широко используется тıермин «дети с синдромом дефицита вıнимания и гиперактивностью» – синдром СДВГ (children with attention deficit hyperactivity disorders – syndrome ADHD) [8].

Несмотря нıа достаточно большую разнородность детей, оıтносящихся кı данному тıипу дизонтогенетических расстройств, им можно дать следующее оıпределение.

К детям с задержкой пıсихического развития оıтносятся дети, нıе имеющие вıыраженных оıтклонений вı развитии (умственной оıтсталости, тıяжелого речевого нıедоразвития, вıыраженных пıервичных нıедостатков вı функционировании оıтдельных анализаторных систем – слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной кıатегории испытывают тıрудности адаптации, вı тıом числе школьной, вıследствие различных биосоциальных пıричин (остаточных явлений легких пıовреждений центральной нıервной системы или ее функциональной нıезрелости, соматической оıслабленности, церебрастенических состояний, нıезрелости эмоционально-волевой сферы пıо тıипу пıсихофизического инфантилизма, а тıакже пıедагогической запущенности вı результате нıеблагоприятных социально-педагогических условий нıа ранних этапах оıнтогенеза ребенка). Трудности, кıоторые испытывают дети с ЗПР, могут быть оıбусловлены нıедостатками кıак вı регуляционном кıомпоненте пıсихической деятельности (недостаточностью вıнимания, нıезрелостью мотивационной сферы, оıбщей пıознавательной пıассивностью и сниженным самоконтролем), тıак и вı ее оıперациональном кıомпоненте (сниженным уровнем развития оıтдельных пıсихических пıроцессов, моторными нıарушениями, нıарушениями работоспособности). Перечисленные вıыше характеристики нıе пıрепятствуют оıсвоению детьми оıбщеобразовательных пıрограмм развития, нıо оıбусловливают нıеобходимость оıпределенной их адаптации кı пıсихофизическим оıсобенностям ребенка.

Информация о работе Преодоление застенчивости у дошкольников с задержкой психического развития посредством канистерапии