Проблемы патриотического воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами краеведения. Объект исследования - содержание патриотического воспитания учащихся младших классов. Предмет исследования – проблемы патриотического воспитания детей. Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью. В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и задачи патриотического воспитания в младших классах;
3. Проанализировать основные пути и направления повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников;
4. Рассмотреть историко-краеведческую деятельность как средство воспитания младших школьников;
5. Сделать выводы по проделанной работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Воспитание патриотизма у детей как педагогическая проблема.….…..6
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания……………..6
1.2. Патриотизм как качество личности. Характеристика патриотизма младших школьников. Способы диагностики воспитанности патриотизма младших школьников………………………………………………..……..……12
1.3. Краеведение как средство воспитания патриотизма младших школьников………….……………………………………………….…………..18
Выводы по первой главе……………………………..………………………..22
2. Экспериментальное исследование процесса формирования патриотизма младших школьников.……………………………..…………24
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма младших школьников…………...…………………………………………………………24
2.2. Содержание и формы краеведческой работы младших школьников……………………………………………………………………...34
2.3. Краеведческий музей как форма воспитания патриотизма младших школьников………………………………………………………………….…...39
Выводы по второй главе………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы…………………………………………………………….50
Приложения……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

образец курсовых работ.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

Наиболее оптимальным средством диагностики уровня воспитанности патриотизма младших школьников является мониторинг.

МОНИТОРИНГ = наблюдение + оценка + прогноз

     

ПРОГНОЗ

   

ОЦЕНКА

 
 

НАБЛЮДЕНИЕ

   
       

Этапы

Подготовительный    Þ

Практический      Þ

Аналитический

 

- Постановка цели

- Определение объекта

- Изучение опыта и литературы

- Разработка инструментария

- Наблюдение

- Анкетирование

- Собеседование

- Тестирование

- Систематизация полученных данных

- Анализ

- Рекомендации

- Предложения

 

ß


Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательного процесса влияют не только условия самой школы, но и внешняя по отношению к нему среда. В качестве предмета изучения качества воспитания может выступать уровень воспитанности учащихся.

Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных, социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека (к обществу, к себе, к труду, к людям). Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

- конкретизировать цели воспитательной работы;

- дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

- обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

- обосновать выбор содержания и методов воспитания;

- соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

- видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

 

1.3. Краеведение как средство воспитания патриотизма младших школьников

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или хутор - несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И.Даля читаем: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами» [16, с.24].

Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А.Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок [51, с.17]. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. «Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного краеведческого музея» [5, с.110].

В педагогической науке целью краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность человека и как этот человек проявил себя в истории Родины.

Основными источниками краеведческой информации являются: периодическая печать (газеты, журналы, альманахи); художественная литература (но нужно учитывать, то, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность); архивные, музейные фонды; планы, карты; материальное отражение культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры); материалы статистики; устные свидетельства старожилов.

Основные принципы краеведческой работы: системный подход; предельная достоверность фактов; синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относитесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, т.к. одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, зависят от возрастных особенностей школьников.

Важную роль в патриотическом воспитании школьников принадлежит школьному музею, как результату краеведческой работы.

Школьный музей истории школы является тематическим систематизированным собранием архивных материалов, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа музея тесно связана с уроком и другими формами учебно-воспитательного процесса школы, с деятельностью органов детского самоуправления [55, с.11].

Школьные музеи создаются в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, внешкольных учреждениях школьниками под руководством педагогов при участии общественности.

Подлинные документы и архивные материалы, хранящиеся в фондах школьного музея, являются общенародной собственностью, входят в состав музейного фонда РФ и Государственного архивного фонда РФ и подлежат государственному учету в установленном порядке.

Цели и задачи школьных музеев.

1. Школьный музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся в определенных рамках России, в духе патриотизма, бережного отношения к истории в целом, совершенствовании нравственного, культурного и эстетического уровня развития учащихся.

2. Задачами школьного музея является:

- участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе;

- участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использовании музейного фонда РФ, Государственного архивного фонда РФ;

- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

- проведение культурно-просветительной работы среди учащихся и населения;

Нами была определена роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся, которая заключается в следующем:

- школьный музей является основной базой патриотического воспитания, т.к. именно здесь формируется осознание принадлежности учащегося к своей малой Родине;

- на базе музея ведется большая краеведческая работа, которая направлена на сбор и хранение информации о родном крае для дальнейшего ее использования на уроках;

- через музей ученик приобщается к духовно-нравственным ценностям предшествующих поколей.

Таким образом, историко-краеведческая деятельность является одним из средств патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.

 

 

 

Выводы по первой главе

Понятие «патриотическое воспитание» связано с пониманием сущности «патриотизма», с формированием личности человека-патриота, любящего свое Отечество, преданного своему народу, всегда действующего во имя своей Родины, желающего, умеющего защищать ее, готового на жертвы и определенные лишения ради ее процветания.

Общая цель патриотического воспитания состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан России патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости российского патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего страны, народа, личности от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества.

Форм и методов патриотического воспитания учащихся множество. Целенаправленное изучение передового опыта воспитательной работы по решению задач государственно-патриотического воспитания вообще и военно-патриотического в частности показывает, что эффективность их воздействия достигается тогда, когда они организуются и проводятся системно, целенаправленно, дифференцированно, с учетом особенностей выполняемых военнослужащими задач, условий службы, воинских коллективов, возраста, индивидуально-психологических особенностей, срока службы в армии и на флоте, должностных и профессиональных обязанностей.

В педагогической науке целью краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность человека и как этот человек проявил себя в истории Родины.

Основными источниками краеведческой информации являются: периодическая печать (газеты, журналы, альманахи); художественная литература (но нужно учитывать, то, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность); архивные, музейные фонды; планы, карты; материальное отражение культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры); материалы статистики; устные свидетельства старожилов.

Важную роль в патриотическом воспитании школьников принадлежит школьному музею, как результату краеведческой работы.

Школьный музей истории школы является тематическим систематизированным собранием архивных материалов, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа музея тесно связана с уроком и другими формами учебно-воспитательного процесса школы, с деятельностью органов детского самоуправления.

Таким образом, нами была определена роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся, которая заключается в следующем:

Информация о работе Проблемы патриотического воспитания детей