Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:31, курсовая работа
Цель нашего исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами краеведения. Объект исследования - содержание патриотического воспитания учащихся младших классов. Предмет исследования – проблемы патриотического воспитания детей. Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью. В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и задачи патриотического воспитания в младших классах;
3. Проанализировать основные пути и направления повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников;
4. Рассмотреть историко-краеведческую деятельность как средство воспитания младших школьников;
5. Сделать выводы по проделанной работе.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Воспитание патриотизма у детей как педагогическая проблема.….…..6
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания……………..6
1.2. Патриотизм как качество личности. Характеристика патриотизма младших школьников. Способы диагностики воспитанности патриотизма младших школьников………………………………………………..……..……12
1.3. Краеведение как средство воспитания патриотизма младших школьников………….……………………………………………….…………..18
Выводы по первой главе……………………………..………………………..22
2. Экспериментальное исследование процесса формирования патриотизма младших школьников.……………………………..…………24
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма младших школьников…………...…………………………………………………………24
2.2. Содержание и формы краеведческой работы младших школьников……………………………………………………………………...34
2.3. Краеведческий музей как форма воспитания патриотизма младших школьников………………………………………………………………….…...39
Выводы по второй главе………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы…………………………………………………………….50
Приложения……………………………………………………………………..55
Приложение А
Методика Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»
Тест.
1.На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
А) обойду, не потревожив;
Б) смотря какое будет настроение;
В) отодвину и пройду.
2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
А) подойду и непременно заговорю;
Б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
В) ничего, какое мое дело.
3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
А) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих…
Б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
В) тороплюсь в школу.
4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
А) предложу свою помощь;
Б) если попросят, я, конечно, помогу;
В) я не вмешиваюсь в чужую жизнь.
5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
А) оборачиваюсь и предлагаю половину;
Б) не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно;
В) сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время.
6. Вы узнаете, что несправедливо
наказан один из ваших
Что делаете в этом случае?
А) вступаюсь за обиженного;
Б) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
В) ничего: жизнь вообще несправедлива.
7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
А) завтра спрошу, кто их потерял;
Б) может быть, возьму себе;
В) они мои, раз я их нашел.
8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
А) на свои знания;
Б) на усталость экзаменатора: авось, пропустит;
В) на шпаргалки, конечно: экзамен- это лотерея.
9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
А) хочу создавать нечто ценное на земле;
Б) найду что-нибудь рядом с домом;
В) поищу высокооплачиваемую работу.
10. Какой из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
А) по Башкирии;
Б) посмотрю, где лучше;
В) по одной из ведущих развитых стран.
11.Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримите Вы?
А) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
Б) поболтаюсь немного, потом будет видно.
В) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих.
12. Некий волшебник предлагает
Вам устроить Вашу жизнь
А) отказываюсь решительно.
Б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование.
В) соглашусь с благодарностью.
13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
А) выполняю, конечно.
Б) увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
В) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет.
14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
А) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей.
Б) не знаю, как придется.
В) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
А) понимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу.
Б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию.
В) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
А) не еду, остаюсь, конечно.
Б) жду, что скажет мой товарищ.
В) еду на дачу согласно плану.
17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
А) бездомный щенок.
Б) взрослый пес с известным Вам нравом.
В) дорогой щенок редкой породы.
18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
А) делаю, раз надо.
Б) посмотрю, что скажут остальные.
В) напомню о праве на отдых.
19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?
А) разрываю связь.
Б) не замечаю, это не имеет значения.
В) отвечаю тем же.
20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
А) разумеется, не играю.
Б) когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
В) играю, конечно.
21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?
А) самому (самой) приготовить все блюда.
Б) закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария».
В) пригласить гостей на кофе.
22. Вдруг Вы узнаете, что
школу закрыли по каким-то
А) обеспокоен, строю планы самообразования.
Б) буду ожидать новых сообщений.
В) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью.
23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?
А) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства.
Б) я, как все, аплодирую.
В) ужасно завидую, мне не удобно.
24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать подарок. Что Вы делаете?
А) подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
Б) постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет.
В) отдаю – здоровье дороже.
25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?
А) о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
Б) о каникулах и свободе.
В) о новогодних подарках.
26. Какую музыку Вы любите?
А) зарубежную эстраду.
Б) русскую народную и современную.
В) классическую.
27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
А) снятся родные места.
Б) не замечал (не замечала).
В) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома.
28. При просмотре информационных
телепрограмм портится ли
А) да, если передают плохие известия.
Б) не замечал (не замечала).
В) нет, если мои дела идут хорошо.
29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?
А) отбираю интересное и приношу.
Б) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
В) не нужных книг у меня нет.
30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест в России, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?
А) да, безусловно, могу.
Б) не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
В) нет, на свете много интересного.
31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?
А) смог бы я так?
Б) человеку просто повезло – прославиться.
В) у этого человека был, конечно, свой личный интерес.
Интерпретация результатов исследования:
№ |
Уровень |
Вариант ответа |
1 |
высокий уровень |
А |
2 |
средний уровень |
Б |
3 |
низкий уровень |
В |
Ответы на вопросы № 1,2,3,5,6,7,8,17,19,23 являются показателем сформированности любви к Отечеству, к людям;
Ответы на вопросы
№ 10,14,20,21,22,24,25,26,27,28,
Ответы на вопросы № 4,9,11,12,13,15,16,18,29,31 - готовность служить Отечеству.
Приложение Б
Положение о школьном музее МОБУ СОШ №3
1. Общие положения
Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде и музеях Российской Федерации».
Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.
В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип.
Школьные музеи создаются в различных типах образовательных учреждений под руководством педагогов и при участии общественности.
Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, входят в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учету и сохранности в установленном порядке.
2. Основные понятия
Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.
Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
3. Цели и задачи:
Школьный музей способствует:
- воспитанию у детей и подростков края патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- приобщению детей и подростков к историческому и духовному наследию Нефтекамска и Краснокамского района через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников.
Задачами школьного музея являются:
- использование культурных ценностей города и края для развития детей и подростков;
- содействие в организации
и проведении учебно-
- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города, края;
- активная экскурсионно-
- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
4. Содержание и формы работы
Школьные музеи в своей деятельности руководствуются документами:
- Закон Российской Федерации об образовании от 13 января 1996 года №12-ФЗ;
- письмо Министерства
образования России №28-51-181/
- нормативные документы
о фондах государственных
- Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992г.
Школьные музеи принимают участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодежного движения, участвуют в традиционных городских краеведческих чтениях школьников, районных, городских предметных олимпиадах, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.
Совет музея:
Информация о работе Проблемы патриотического воспитания детей