Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:31, курсовая работа
Цель нашего исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами краеведения. Объект исследования - содержание патриотического воспитания учащихся младших классов. Предмет исследования – проблемы патриотического воспитания детей. Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью. В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и задачи патриотического воспитания в младших классах;
3. Проанализировать основные пути и направления повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников;
4. Рассмотреть историко-краеведческую деятельность как средство воспитания младших школьников;
5. Сделать выводы по проделанной работе.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Воспитание патриотизма у детей как педагогическая проблема.….…..6
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания……………..6
1.2. Патриотизм как качество личности. Характеристика патриотизма младших школьников. Способы диагностики воспитанности патриотизма младших школьников………………………………………………..……..……12
1.3. Краеведение как средство воспитания патриотизма младших школьников………….……………………………………………….…………..18
Выводы по первой главе……………………………..………………………..22
2. Экспериментальное исследование процесса формирования патриотизма младших школьников.……………………………..…………24
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма младших школьников…………...…………………………………………………………24
2.2. Содержание и формы краеведческой работы младших школьников……………………………………………………………………...34
2.3. Краеведческий музей как форма воспитания патриотизма младших школьников………………………………………………………………….…...39
Выводы по второй главе………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы…………………………………………………………….50
Приложения……………………………………………………………………..55
Для сравнения результатов исследования используем сводную таблицу и гистограмму.
Таблица 14
Сопоставление результатов исследования, уровня сформированности патриотической воспитанности учащихся младшего школьного возраста
№ |
Уровень патриотической воспитанности |
Любовь к Отечеству, к людям |
Преданность Отечеству, людям |
Готовность служить Отечеству | |||
До коррекции |
После коррекции |
До коррекции |
После коррекции |
До коррекции |
После коррекции | ||
1 |
Низкий |
6 чел. (40%) |
2 чел. (13%) |
6 чел. (40%) |
5 чел. (33%) |
7 чел. (47%) |
3 чел. (20%) |
2 |
Средний |
7 чел. (47%) |
6 чел. (40%) |
7 чел. (47%) |
3 чел. (20%) |
5 чел. (33%) |
6 чел. (40%) |
3 |
Высокий |
2 чел. (13%) |
7 чел. (47%) |
2 чел. (13%) |
7 чел. (47%) |
3 чел. (20%) |
6 чел. (40%) |
Таким образом, мы видим, что для большей части учеников экспериментальной группы после проведения формирующего воздействия характерен высокий уровень исходного состояния патриотической воспитанности.
Анализ результатов сформированности патриотической воспитанности младших школьников:
Представленные в таблицах результаты обследования учащихся свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей.
В обследовании принимали участие 15 учеников экспериментальной группы принимавших участие на формирующем этапе исследования. Сравнительный анализ полученных результатов с исходным уровнем сформированности патриотизма у школьников свидетельствует, что по всем трем показателям возросло количество учащихся, обладающих высоким уровнем сформированности патриотических качеств.
- Любовь к Отечеству, к людям: с 13% до 47%.
- Преданность Отечеству, людям: с 13% до 47%.
- Готовность служить Отечеству: с 20% до 40%.
К тому же уменьшилось количество учащихся обладающих низким уровнем сформированности чувства патриотизма.
- Любовь к Отечеству, к людям: с 40% до 17%.
- Преданность Отечеству, людям: с 40% до 33%.
- Готовность служить Отечеству: с 47% до 20%.
В целом результаты диагностики дают основания предположить, что организация патриотического воспитания учащихся на основе историко-краеведческой деятельности в школьном музее создаёт благоприятные условия развития у школьников чувства любви к Отечеству, преданности и готовности служить Отечеству, способствует формированию ценностных качеств личности школьника, росту гражданской активности.
А значит, выдвинутая нами гипотеза о том, что историко-краеведческая деятельность влияет на формирование патриотических качеств учеников среднего звена, подтверждается.
Наше предположение о том, что если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью, то можно получить следующие результаты:
- повысить уровень развития школьников;
- обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;
- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к истории и традициям Башкирии и ее народа, также подтвердилось.
Выводы по второй главе
В исследовании приняли участие 30 учеников младшего школьного возраста.
Для исследования уровня патриотической воспитанности использовались методики:
Анализ результатов исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Методика «Оценка уровня патриотической воспитанности детей»: после проведения работы в школьном музее, направленной на развитие патриотических качеств учащихся, уровень развития знаний, умений, отношений и потребностей соответствует выше среднего.
1. Шкала «Знания»:
- количество детей имеющих средний уровень снизился с 60% до 47%.
- количество детей с высоким уровнем увеличилось с 20% до 47%;
- количество детей с низким уровнем снизилось с 20% до 7%.
2. Шкала «Умения»:
- количество детей имеющих
- количество детей с высоким уровнем увеличилось с 0% до 20%;
- количество детей с низким уровнем снизилось с 20% до 0%.
3. Шкала «Отношения и
- количество детей имеющих
- количество детей с высоким уровнем увеличилось с 0% до 26%;
- количество детей с низким уровнем снизилось с 20% до 0%.
А значит, занятия младших школьников в школьном музее историко-краеведческой деятельностью повысили уровень развития патриотической воспитанности.
Таким образом, уровень сформированности патриотизма у детей экспериментальной группы повысился примерно на 27% и соответствует выше среднего уровня.
2. Методика В.Г.Максимова «Уровень сформированности патриотизма»: для большей части учеников среднего звена характерен средний уровень и высокий сформированности патриотизма.
1. Снизилось количество детей
имеющих низкий уровень сформир
2. Снизилось количество учеников имеющих средний уровень – с 73% до 70%;
3. Повысилось количество учеников 5-х классов имеющих высокий уровень – с 0% до 30%.
Таким образом, уровень сформированности патриотизма у детей экспериментальной группы повысился примерно на 30% и соответствует выше среднего уровня.
3. Методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»: для большей части младших школьников характерен довольно высокий уровень исходного состояния патриотической воспитанности.
Полученные результаты обследования учащихся свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. В обследовании принимали участие 15 учеников экспериментальной группы принимавших участие на формирующем этапе исследования. Сравнительный анализ полученных результатов с исходным уровнем сформированности патриотизма у школьников свидетельствует, что по всем трем показателям возросло количество учащихся, обладающих высоким уровнем сформированности патриотических качеств.
- Любовь к Отечеству, к людям: с 13% до 47%.
- Преданность Отечеству, людям: с 13% до 47%.
- Готовность служить Отечеству: с 20% до 40%.
К тому же уменьшилось количество учащихся обладающих низким уровнем сформированности чувства патриотизма.
- Любовь к Отечеству, к людям: с 40% до 17%.
- Преданность Отечеству, людям: с 40% до 33%.
- Готовность служить Отечеству: с 47% до 20%.
В целом результаты диагностики дают основания предположить, что организация патриотического воспитания учащихся на основе историко-краеведческой деятельности в школьном музее создаёт благоприятные условия развития у школьников чувства любви к Отечеству, преданности и готовности служить Отечеству, способствует формированию ценностных качеств личности школьника, росту гражданской активности.
Выдвинутая нами гипотеза находит свое экспериментальное подтверждение.
Заключение
В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций.
Система образования достаточно быстро реагирует на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания, в основе которых лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.
В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно-педагогического воспитания. Это связано с тем, что в рамках патриотического воспитания формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор.
Патриотическое воспитание учащихся - одно из приоритетных направлений в деятельности школы.
Цель патриотического воспитания в школе состоит в формировании гражданственности как интегрированного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и готовность служить ей, преданность, проявление высокого уровня межнационального общения.
Для определения уровня сформированности патриотической воспитанности младших школьников нами использовались методики:
Цель патриотического воспитания может быть достигнута посредством решения целого ряда задач:
- включение в активной
- формирование бережного
- вооружение подрастающего поколения знанием фактического материала о защите нашего Отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны;
- воспитание любви к малой Родин
- воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и народов.
В целом результаты диагностики дают основания предположить, что организация патриотического воспитания учащихся на основе историко-краеведческой деятельности в школьном музее создаёт благоприятные условия развития у школьников чувства любви к Отечеству, преданности и готовности служить Отечеству, способствует формированию ценностных качеств личности школьника, росту гражданской активности.
А значит, выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью, подтверждается.
Список литературы
Информация о работе Проблемы патриотического воспитания детей