Проблемы патриотического воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами краеведения. Объект исследования - содержание патриотического воспитания учащихся младших классов. Предмет исследования – проблемы патриотического воспитания детей. Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью. В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и задачи патриотического воспитания в младших классах;
3. Проанализировать основные пути и направления повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников;
4. Рассмотреть историко-краеведческую деятельность как средство воспитания младших школьников;
5. Сделать выводы по проделанной работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Воспитание патриотизма у детей как педагогическая проблема.….…..6
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания……………..6
1.2. Патриотизм как качество личности. Характеристика патриотизма младших школьников. Способы диагностики воспитанности патриотизма младших школьников………………………………………………..……..……12
1.3. Краеведение как средство воспитания патриотизма младших школьников………….……………………………………………….…………..18
Выводы по первой главе……………………………..………………………..22
2. Экспериментальное исследование процесса формирования патриотизма младших школьников.……………………………..…………24
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма младших школьников…………...…………………………………………………………24
2.2. Содержание и формы краеведческой работы младших школьников……………………………………………………………………...34
2.3. Краеведческий музей как форма воспитания патриотизма младших школьников………………………………………………………………….…...39
Выводы по второй главе………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы…………………………………………………………….50
Приложения……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

образец курсовых работ.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Для сравнения результатов исследования используем сводную таблицу и гистограмму.

Таблица 14

Сопоставление результатов исследования, уровня сформированности патриотической воспитанности учащихся младшего школьного возраста

Уровень патриотической воспитанности

Любовь к Отечеству, к людям

Преданность Отечеству, людям

Готовность служить Отечеству

До коррекции

После коррекции

До коррекции

После коррекции

До коррекции

После коррекции

1

Низкий

6 чел. (40%)

2 чел. (13%)

6 чел. (40%)

5 чел. (33%)

7 чел. (47%)

3 чел. (20%)

2

Средний

7 чел. (47%)

6 чел. (40%)

7 чел. (47%)

3 чел. (20%)

5 чел. (33%)

6 чел. (40%)

3

Высокий

2 чел. (13%)

7 чел. (47%)

2 чел. (13%)

7 чел. (47%)

3 чел. (20%)

6 чел. (40%)


Таким образом, мы видим, что для большей части учеников экспериментальной группы после проведения формирующего воздействия характерен высокий уровень исходного состояния патриотической воспитанности.

Рис. 8. Уровень сформированности патриотической воспитанности учеников экспериментальной группы после проведения формирующего воздействия

 

Анализ результатов сформированности патриотической воспитанности младших школьников:

Представленные в таблицах результаты обследования учащихся свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей.

В обследовании принимали участие 15 учеников экспериментальной группы принимавших участие на формирующем этапе исследования. Сравнительный анализ полученных результатов с исходным уровнем сформированности патриотизма у школьников свидетельствует, что по всем трем показателям возросло количество учащихся, обладающих высоким уровнем сформированности патриотических качеств.

- Любовь к Отечеству, к людям: с 13% до 47%.

- Преданность Отечеству, людям: с 13% до 47%.

- Готовность служить Отечеству: с 20% до 40%.

К тому же уменьшилось количество учащихся обладающих низким уровнем сформированности чувства патриотизма.

- Любовь к Отечеству, к людям: с 40% до 17%.

- Преданность Отечеству, людям: с 40% до 33%.

- Готовность служить Отечеству: с 47% до 20%.

В целом результаты диагностики дают основания предположить, что организация патриотического воспитания учащихся на основе историко-краеведческой деятельности в школьном музее создаёт благоприятные условия развития у школьников чувства любви к Отечеству, преданности и готовности служить Отечеству, способствует формированию ценностных качеств личности школьника, росту гражданской активности.

А значит, выдвинутая нами гипотеза о том, что историко-краеведческая деятельность влияет на формирование патриотических качеств учеников среднего звена, подтверждается.

Наше предположение о том, что если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью, то можно получить следующие результаты:

- повысить уровень развития школьников;

- обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;

- повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к истории и традициям Башкирии и ее народа, также подтвердилось.

Выводы по второй главе

В исследовании приняли участие 30 учеников младшего школьного возраста.

Для исследования уровня патриотической воспитанности использовались методики:

      • Методика «Оценка уровня патриотической воспитанности детей»;
      • Методика В.Г.Максимова «Уровень сформированности патриотизма»;
      • Методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Анализ результатов исследования позволил нам сделать следующие выводы:

1. Методика «Оценка уровня патриотической воспитанности детей»: после проведения работы в школьном музее, направленной на развитие патриотических качеств учащихся, уровень развития знаний, умений, отношений и потребностей соответствует выше среднего.

1. Шкала «Знания»:

- количество детей имеющих средний уровень снизился с 60% до 47%.

- количество детей с высоким уровнем увеличилось с 20% до 47%;

- количество детей с низким уровнем снизилось с 20% до 7%.

2. Шкала «Умения»:

- количество детей имеющих средний  уровень остался на прежнем уровне - 80%.

- количество детей с высоким уровнем увеличилось с 0% до 20%;

- количество детей с низким уровнем снизилось с 20% до 0%.

3. Шкала «Отношения и потребности»:

- количество детей имеющих средний  уровень снизилось с 80% до 74%.

- количество детей с высоким уровнем увеличилось с 0% до 26%;

- количество детей с низким уровнем снизилось с 20% до 0%.

А значит, занятия младших школьников в школьном музее историко-краеведческой деятельностью повысили уровень развития патриотической воспитанности.

Таким образом, уровень сформированности патриотизма у детей экспериментальной группы повысился примерно на 27% и соответствует выше среднего уровня.

2. Методика В.Г.Максимова «Уровень сформированности патриотизма»: для большей части учеников среднего звена характерен средний уровень и высокий сформированности патриотизма.

1. Снизилось количество детей  имеющих низкий уровень сформированности патриотизма с 27% до 0%;

2. Снизилось количество учеников имеющих средний уровень – с 73% до 70%;

3. Повысилось количество учеников 5-х классов имеющих высокий уровень – с 0% до 30%.

Таким образом, уровень сформированности патриотизма у детей экспериментальной группы повысился примерно на 30% и соответствует выше среднего уровня.

3. Методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»: для большей части младших школьников характерен довольно высокий уровень исходного состояния патриотической воспитанности.

Полученные результаты обследования учащихся свидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей. В обследовании принимали участие 15 учеников экспериментальной группы принимавших участие на формирующем этапе исследования. Сравнительный анализ полученных результатов с исходным уровнем сформированности патриотизма у школьников свидетельствует, что по всем трем показателям возросло количество учащихся, обладающих высоким уровнем сформированности патриотических качеств.

- Любовь к Отечеству, к людям: с 13% до 47%.

- Преданность Отечеству, людям: с 13% до 47%.

- Готовность служить Отечеству: с 20% до 40%.

К тому же уменьшилось количество учащихся обладающих низким уровнем сформированности чувства патриотизма.

- Любовь к Отечеству, к людям: с 40% до 17%.

- Преданность Отечеству, людям: с 40% до 33%.

- Готовность служить Отечеству: с 47% до 20%.

В целом результаты диагностики дают основания предположить, что организация патриотического воспитания учащихся на основе историко-краеведческой деятельности в школьном музее создаёт благоприятные условия развития у школьников чувства любви к Отечеству, преданности и готовности служить Отечеству, способствует формированию ценностных качеств личности школьника, росту гражданской активности.

Выдвинутая нами гипотеза находит свое экспериментальное подтверждение.

 

 

Заключение

В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций.

Система образования достаточно быстро реагирует на задачи, поставленные новым этапом исторического развития России. Унификация образовательных учреждений сменилась разнообразием их видов, вариативностью планов и программ, внедрением новых методик образования и воспитания, в основе которых лежит приоритет развития личности, учет познавательных интересов и способностей подрастающего поколения.

В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно-педагогического воспитания. Это связано с тем, что в рамках патриотического воспитания формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор.

Патриотическое воспитание учащихся - одно из приоритетных направлений в деятельности школы.

Цель патриотического воспитания в школе состоит в формировании гражданственности как интегрированного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и готовность служить ей, преданность, проявление высокого уровня межнационального общения.

Для определения уровня сформированности патриотической воспитанности младших школьников нами использовались методики:

      • «Оценка уровня патриотической воспитанности детей»;
      • «Уровень сформированности патриотизма» (авт. В.Г.Максимова);
  • «Размышляем о жизненном опыте» (авт. Н.Е.Щуркова).

Цель патриотического воспитания может быть достигнута посредством решения целого ряда задач:

- включение в активной созидательный  труд на благо своей Родины;

- формирование бережного отношения  к истории Отечества, к его  культурному наследию, к обычаям и традициям народа;

- вооружение подрастающего поколения знанием фактического материала о защите нашего Отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны;

- воспитание любви к малой Родине, к своим родным местам;

- воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и народов.

В целом результаты диагностики дают основания предположить, что организация патриотического воспитания учащихся на основе историко-краеведческой деятельности в школьном музее создаёт благоприятные условия развития у школьников чувства любви к Отечеству, преданности и готовности служить Отечеству, способствует формированию ценностных качеств личности школьника, росту гражданской активности.

А значит, выдвинутая нами гипотеза о том, что процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью, подтверждается.

 

 

Список литературы

  1. Андрюшин И.В. Становление и развитие системы воспитательной работы в кадетских классах. - Кострома, 2001. - 20 с.
  2. Армия и культура воспитания подрастающего поколения // Военно-исторический журнал. – 1999. - № 2-9. – 115с.
  3. Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Рязань, 2001. - с. 98.
  4. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. - Уфа, 2006. - 241 с.
  5. Ашев Г.А. Воинские ритуалы. - М., 2007. - 127 с.
  6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). – М., 2003. – 321с.
  7. Барабанщиков А.В., Котов Н.Ф., Кравчук Н.С. Основы военной педагогики. - М., 2003. - с. 32-43.
  8. Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 6. - М., 1996. – 298с.
  9. Беляев А.В. Что такое альтернативный метод // Воспитание школьников - 1989. - №4. - С. 37-38.
  10. Белых П.В. Проблемы воспитания: теория и практика. – М., 1989. – 256с.
  11. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред. Л.И.Новикова, И.Н. Сиземская. - М.: Флинта ООО, 1999. - 312с.
  12. Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. - М., 1986. – 417с.
  13. Бильдерлинг А.А. К вопросу о воспитании и обучении детей в кадетских корпусах. - СПб, 1999. - 90 с.
  14. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - т.4. - 2002. – 567с.
  15. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. - Минск: Харвест, 1997. - 592 с.
  16. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. - М., 1999. - 390 с.
  17. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 24-30.
  18. Герд А.Я. Избранные педагогические труды / Под ред. Райкова Б.Е. – М. 2008. – 107с.
  19. Герштейнцвейг В.К. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. - СПб., 2001. - 42 с.
  20. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2005-2010 годы» // Официальные документы в образовании. - 2005. - № 9. – С.2-35.
  21. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». // Воспитание в школе. - 2005. - № 12. – С. 3-7.
  22. Дегтяров М.А. Воспитание и образование. – М., 2009. – 156с.
  23. Добролюбов Н.А. Педагогические сочинения. - М., 2001. – 124с.
  24. Дрига И.И., Рак Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. – М., 2005. – 138с.
  25. Зима М.В. Формы воспитательной деятельности. – М., 2001. – 245с.
  26. Ильин И.А. Собр. соч. в десяти томах, т. 6, кн. I. - М., 2006. - с. 149-150.
  27. Исмаилов Ш.И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 107-109.
  28. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 147с.
  29. Закон РФ «Об образовании». - М., 2001. - 77 с.
  30. Кабанова – Мемлер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 2001. – 258с.
  31. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы. - М., 1999. - 95 с.
  32. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… - 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80с.
  33. Конституция РФ. - СПб, 2001. - 64 с.
  34. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: Изд-во ВШЭ, 2002. – С.263‒282.
  35. Корякин-Черняк Л.В. Патриотическое воспитание молодежи. – М., 2004. – 235с.
  36. Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения / Ред. коллег: И. А. Каиров (гл. ред.), Н. К. Гончаров и Н. А. Константинов. – М., 1989. – 179с.
  37. Крутецкий В.А. Психология обучение и воспитание школьников. - М., 2006. – 245с.
  38. Лебедовских Н.П. Патриотизм и гражданственность в системе русского образования 18-19 веков // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции. - Рязань, 2001. - с. 45.
  39. Лигачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 2006. – 129с.
  40. Луначарский А. В. Мир обновляется. - М., 1999. – 256с.
  41. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание.// Педагогика. - 2006. - №5. - С.52.
  42. Мазыкина Н.В. Патриотическое воспитание детей и подростков.// Внешкольник. – 2003. - №2. - С.2.
  43. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988. – 418с.
  44. Матушкин С.Е. У вас растут дети. – М., 2004. – 134с.
  45. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся. – СПб., 2005. – 258с.
  46. Медведков А.П. Краткая история русской педагогики в культурно-историческом освещении. - Прага, 2006. - с. 114.
  47. Методика воспитательной работы / Под ред. М.М. Рувинского. - М., 1999. – 233с.
  48. Модзалевский Л.Н. О народности воспитания по Ушинскому. «Памяти К.Д.Ушинского». - СПб., 1999. - с.162.
  49. На службе Отечеству. /Под ред. Е.В.Савостьянова. - М., 1998. - 253с.
  50. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 2000. – 189с.
  51. Омарова А.Г. Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы. // Успехи современного естествознания. - № 5. - 2007. – с.17-24.
  52. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы» / Под ред. Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004. – 208с.
  53. Охрименко Т.И. Информационные технологии и патриотическое воспитание учащихся. – Ростов-на-Дону, 2006. – 147с.
  54. Педагогическая энциклопедия. - Т. 3. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 2006. - 879 с.
  55. Печенюк М.А. Патриотическое воспитание учащихся подросткового возраста средствами музыки (Во внеурочной работе). - Киев, 1999. - 22 с.
  56. Писарева О.Е. Роль музея в духовно-патриотическом воспитании детей. – М., 2006. – 249с.
  57. Поберезкин А.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях. - Томск, 2000.- 15с.
  58. Подгорнов А.В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: На материале дополнительного образования. - Курган, 1999. - 26с.
  59. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2006. – 528с.
  60. Радищев А. Н. Избр. соч. - М., 2002. – 369с.
  61. Рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи при Минобразования РФ «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» // Народное образование. - 2002. - № 7. - С.255-257.
  62. Рождественская Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI-XX вв.). - Белгород, 1997. - 19с.
  63. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 2001.
  64. Смирнова С.А. Патриотическое воспитание учащихся в современных условиях. Психолого–педагогическое сопровождение образовательного процесса: Теория и практика. – Менделеевск, 2004. – с.56-87.
  65. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. - М.; Аспект-пресс; 2005. - 271 с.
  66. Соловьев С. М. Избранные труды. Записки. – М., 1989. – 412с.
  67. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. - М., 2004. - с. 149.
  68. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М., 2000. – т.2. с.292-351.
  69. Сычев-Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII. – M., 2000. – 255с.
  70. Турченко В.И. Проблемы гражданского патриотического воспитания российской молодежи / Патриотическое и гражданское воспитание молодежи в современном мире. - Новосибирск, 2002. - С. 22.
  71. Устав государственного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» // Вестник образования, - 2002. -№15. –С. 22-24.
  72. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла. - М., 2006. - 23с.
  73. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 6 – М.: Педагогика, 1999. – 239с.
  74. Хайрулин Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса. - Челябинск, 2006.- 160с.
  75. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. – М., 1999. – 258с.
  76. Юсупов И. Патриотическое воспитание старшеклассников на боевых традициях советского народа в процессе взаимодействия школы, семьи и общественности. - Ташкент, 2000. - 17 с.
  77. Яковлев Р.Н. О воспитании в военно-учебном заведении// Воспитание.- 2002. - № 7. - с. 76-82.
  78. Яхновец С.Е. Верность воинскому долгу / Учебное пособие. - М., 2001. - 88 с.

Информация о работе Проблемы патриотического воспитания детей