Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:31, курсовая работа
Цель нашего исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами краеведения. Объект исследования - содержание патриотического воспитания учащихся младших классов. Предмет исследования – проблемы патриотического воспитания детей. Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью. В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и задачи патриотического воспитания в младших классах;
3. Проанализировать основные пути и направления повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников;
4. Рассмотреть историко-краеведческую деятельность как средство воспитания младших школьников;
5. Сделать выводы по проделанной работе.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Воспитание патриотизма у детей как педагогическая проблема.….…..6
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания……………..6
1.2. Патриотизм как качество личности. Характеристика патриотизма младших школьников. Способы диагностики воспитанности патриотизма младших школьников………………………………………………..……..……12
1.3. Краеведение как средство воспитания патриотизма младших школьников………….……………………………………………….…………..18
Выводы по первой главе……………………………..………………………..22
2. Экспериментальное исследование процесса формирования патриотизма младших школьников.……………………………..…………24
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма младших школьников…………...…………………………………………………………24
2.2. Содержание и формы краеведческой работы младших школьников……………………………………………………………………...34
2.3. Краеведческий музей как форма воспитания патриотизма младших школьников………………………………………………………………….…...39
Выводы по второй главе………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы…………………………………………………………….50
Приложения……………………………………………………………………..55
- школьный музей является основной базой патриотического воспитания, т.к. именно здесь формируется осознание принадлежности учащегося к своей малой Родине;
- на базе музея ведется большая краеведческая работа, которая направлена на сбор и хранение информации о родном крае для дальнейшего ее использования на уроках;
- через музей ученик приобщается к духовно-нравственным ценностям предшествующих поколей.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня
воспитанности патриотизма
Цель эмпирического исследования: определение уровня воспитанности патриотизма учащихся младших классов.
Задачи исследования:
1. Исследовать и
Описание эмпирической базы: СОШ №3 г.Нефтекамска, РБ. Выборка состояла из 30 учеников 2-х классов (15 человек экспериментальной и 15 человек контрольной группы).
Методика «Оценка уровня патриотической воспитанности детей»
Ее основной целью являлась диагностика знаний учащихся основ народной башкирской культуры, народных традиций, обычаев, праздников; владения учащимися родным языком; степени включённости детей в народные игры, праздники, обряды и т.д.
Оценка уровня патриотической воспитанности детей производилась нами по критериально-уровневой шкале оценок.
Таблица 1
Критериально - уровневая шкала оценки патриотической воспитанности учащихся
Уровень |
Критерии |
Критериальные показатели |
Низкий |
Знания |
Поверхностные знания о народной культуре, о народных традициях, обычаях, истории Родины, отсутствие знаний о национальных героях; незнание родного языка. |
Умения |
Наличие коммуникативного барьера, напряженности в общении, отсутствие стремления участвовать в мероприятиях (в народных праздниках, играх и. т. д.). | |
Отношения и потребности |
Познавательная инертность, отсутствие интереса к истории Родины, народным традициям; слабый интерес к представителям другой культуры и принятию явлений культуры других народов. | |
Средний |
Знания |
Определяется наличием половины или более половины признаков соответствующего критерия, знанием основных традиций и обычаев своего народа; владением неполными знаниями народной культуры; желание изучить родной язык, историю Родины; понимание сути народных традиций, культурных особенностей других народов, патриотизма. |
Умения |
Продуктивные действия по применению полученных знаний, умение ориентироваться в той или иной ситуации; желанием соблюдать нормы этикета в семье, общественных местах; | |
Отношения и потребности |
Неустойчивый интерес к истории Родины, национальным героям, народным традициям, представителям другой культуры. | |
Высокий |
Знания |
Глубокие знания о традициях и обычаях своего народа, народных культур, знание родного языка, истории Родины; проявлением признаков, свойственных высоконравственной личности; знание героев своего народа, писателей, поэтов; уважением к другим народам, их обычаям и культуре; |
Умения |
Наличие коммуникативных умений, уважение к другим народам, их обычаям и культуре, соблюдение норм этикета в семье, в общественных местах; активное и сознательное участие в трудовой деятельности. | |
Отношения и потребности |
Устойчивый интерес к истории Родины, национальным героям, народным традициям, активное сознательное участие во внеклассной деятельности |
Методика В.Г.Максимова «Уровень сформированности патриотизма»
Цель методики: определение уровня сформированности патриотизма школьников.
- высокий уровень – учащийся имеет глубокие знания содержания таких базисных понятий и категорий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», положительное отношение к этим понятия, убеждение в их значимости, готовность и способность отстаивать общественно и личностно значимые идеалы. Данные знания и чувства проявляются в самостоятельности суждений, умении отстаивать свои позиции. Высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотический направленности, в конкурсах, олимпиадах за честь школы и т.д.;
- средний уровень – учащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной», однако данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях. При понимании необходимости и полезности деятельности общественной направленности, участие в этой деятельности носит ситуативный характер, нуждается в стимулировании со стороны;
- низкий уровень – знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной» весьма поверхностны, наблюдается негативное отношение к этим знаниям. Наблюдается пассивное потребительское отношение к общественному достоянию, проявляется стремление всячески уклониться от патриотически-направленной деятельности, беспринципность, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию.
Методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»
Цель методики: изучение исходного состояния сформированности патриотизма (см. Приложение А).
Результаты диагностики дают следующее распределение по уровням сформированности у школьников патриотизма.
1. Любовь к Отечеству, к людям.
2. Преданность Отечеству, людям.
3. Готовность служить Отечеству.
В ходе мониторинга выявляется динамика степени проявления показателей патриотического воспитания школьников. Распределение школьников по уровням сформированности (высокому, среднему, низкому) каждого показателя проводится в соответствии со следующей шкалой.
1. Высокий уровень характеризуется готовностью придти на помощь другому человеку, пожертвовать собственными интересами ради интересов Отечества (А).
2. Средний уровень свидетельствует о несформированности чувства, некотором неустойчивом, импульсивном состоянии (Б).
3. Низкий уровень демонстрирует эгоистические позиции, постановку собственных интересов выше интересов Отечества, людей (В).
Предварительно для более удобного подсчета результатов, подготавливаются матрицы. Учащимся необходимо выбрать один из 3 предложенных вариантов и в соответствующей графе обозначить свой выбор знаком «+». Тестирование с целью получения более объективного результата, проводится анонимно.
Ответы на вопросы № 1,2,3,5,6,7,8,17,19,23 являются показателем сформированности любви к Отечеству, к людям;
Ответы на вопросы № 10,14,20,21,22,24,25,26,27,28,
Ответы на вопросы № 4,9,11,12,13,15,16,18,29,31 - готовность служить Отечеству.
Результаты исследования по методике «Оценка уровня патриотической воспитанности детей»
В исследовании приняло участие 30 учеников 2-х классов.
Таблица 3
Оценка уровня патриотической воспитанности младших школьников
№ |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Знания |
Умения |
Отношения и потребности |
Знания |
Умения |
Отношения и потребности | |
1 |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
2 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
3 |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
4 |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
5 |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Низкий |
Средний |
6 |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
7 |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Средний |
8 |
Средний |
Средний |
Средний |
Низкий |
Средний |
Средний |
9 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
10 |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
11 |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
12 |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Высокий |
Низкий |
Средний |
13 |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
14 |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
15 |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Для сравнения результатов исследования используем сводную таблицу и гистограмму.
Таблица 4
Сопоставление результатов исследования патриотической воспитанности младших школьников
Уровень патриотической воспитанности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Знания |
Умения |
Отношения и потребности |
Знания |
Умения |
Отношения и потребности | |
Низкий |
3 чел. (20%) |
3 чел. (20%) |
3 чел. (20%) |
2 чел. (13%) |
2 чел. (13%) |
- |
Средний |
9 чел. (60%) |
12 чел. (80%) |
12 чел. (80%) |
11 чел. (74%) |
13 чел. (87%) |
15 чел. (100%) |
Высокий |
3 чел. (20%) |
- |
- |
2 чел. (13%) |
- |
- |
Таким образом, мы видим, что для большей части младших школьников характерен средний уровень патриотической воспитанности.
Наглядно представим результаты диагностики учеников экспериментальной и контрольной группы в гистограмме 1 и 2.
Рис. 1. Уровень сформированности патриотизма в экспериментальной группе
Анализ результатов сформированности патриотической воспитанности младших школьников:
1. Шкала «Знания». Для большей части младших школьников (60% и 74%) характерен средний уровень. Данный уровень характеризуется наличием половины или более половины признаков соответствующего критерия, знанием основных традиций и обычаев своего народа; владением неполными знаниями народной культуры; желание изучить родной язык, историю Родины; понимание сути народных традиций, культурных особенностей других народов, патриотизма.
Рис. 2. Уровень сформированности патриотизма в контрольной группе
20% детей экспериментальной группы и 13% детей контрольной группы имеет низкий уровень, что указывает на поверхностные знания о народной культуре, о народных традициях, обычаях, истории Родины, отсутствие знаний о национальных героях; незнание родного языка.
И только для 20% детей экспериментальной группы и 13% детей контрольной группы характерен высокий уровень. Для них характерны глубокие знания о традициях и обычаях своего народа, народных культур, знание родного языка, истории Родины; проявлением признаков, свойственных высоконравственной личности; знание героев своего народа, писателей, поэтов; уважением к другим народам, их обычаям и культуре;
2. Шкала «Умения». Для младших школьников обеих выборок (80% и 87%) характерен средний уровень - продуктивные действия по применению полученных знаний, умение ориентироваться в той или иной ситуации; желанием соблюдать нормы этикета в семье, общественных местах.
Для 20% детей экспериментальной группы и 13% детей контрольной группы - низкий уровень (наличие коммуникативного барьера, напряженности в общении, отсутствие стремления участвовать в мероприятиях (в народных праздниках, играх и. т.д.)).
3. Шкала «Отношения и
Для 20% детей экспериментальной группы характерен низкий уровень - познавательная инертность, отсутствие интереса к истории Родины, народным традициям; слабый интерес к представителям другой культуры и принятию явлений культуры других народов.
По шкалам «Умения» и «Отношения и потребности» не были совсем выявлены дети с высоким уровнем.
Таким образом, уровень сформированности патриотической воспитанности младших школьников соответствует среднему и характеризуется избирательностью и неустойчивостью. Но если сравнивать между экспериментальной и контрольной группой, то уровень детей контрольной группы выше на 10-15%.
Методика В.Г.Максимова «Уровень сформированности патриотизма»
В исследовании приняло участие 30 учеников 2-х классов. Обследование проводилось индивидуально. В результате диагностики учащихся нами был составлен протокол обследования.
Таблица 5
Уровень сформированности патриотизма у младших школьников
№ |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
1 |
Низкий |
Средний |
2 |
Средний |
Средний |
3 |
Средний |
Средний |
4 |
Низкий |
Средний |
5 |
Средний |
Низкий |
6 |
Средний |
Средний |
7 |
Низкий |
Средний |
8 |
Средний |
Средний |
9 |
Средний |
Средний |
10 |
Средний |
Средний |
11 |
Средний |
Средний |
12 |
Низкий |
Средний |
13 |
Средний |
Низкий |
14 |
Средний |
Средний |
15 |
Средний |
Средний |
Информация о работе Проблемы патриотического воспитания детей