Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:31, курсовая работа
Цель нашего исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами краеведения. Объект исследования - содержание патриотического воспитания учащихся младших классов. Предмет исследования – проблемы патриотического воспитания детей. Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью. В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и задачи патриотического воспитания в младших классах;
3. Проанализировать основные пути и направления повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников;
4. Рассмотреть историко-краеведческую деятельность как средство воспитания младших школьников;
5. Сделать выводы по проделанной работе.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Воспитание патриотизма у детей как педагогическая проблема.….…..6
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания……………..6
1.2. Патриотизм как качество личности. Характеристика патриотизма младших школьников. Способы диагностики воспитанности патриотизма младших школьников………………………………………………..……..……12
1.3. Краеведение как средство воспитания патриотизма младших школьников………….……………………………………………….…………..18
Выводы по первой главе……………………………..………………………..22
2. Экспериментальное исследование процесса формирования патриотизма младших школьников.……………………………..…………24
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма младших школьников…………...…………………………………………………………24
2.2. Содержание и формы краеведческой работы младших школьников……………………………………………………………………...34
2.3. Краеведческий музей как форма воспитания патриотизма младших школьников………………………………………………………………….…...39
Выводы по второй главе………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы…………………………………………………………….50
Приложения……………………………………………………………………..55
Для сравнения результатов исследования используем сводную таблицу и гистограмму.
Таблица 6
Сопоставление результатов исследования уровня сформированности патриотизма у учеников младшего школьного возраста
№ |
Уровень сформированности патриотизма |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Количество |
% |
Количество |
% | ||
1 |
Низкий |
4 чел. |
27% |
2 чел. |
13% |
2 |
Средний |
11 чел. |
73% |
13 чел. |
87% |
3 |
Высокий |
- |
- |
- |
- |
Таким образом, мы видим, что для большей части младших школьников обеих выборок характерен средний уровень сформированности патриотизма.
Рис. 3. Уровень сформированности патриотизма у учеников младшего школьного возраста
Анализ результатов сформированности патриотической воспитанности младших школьников:
У большей части учеников экспериментальной и контрольной группы (73% и 87%) выявлен средний уровень – учащиеся имеют достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной», однако данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях. При понимании необходимости и полезности деятельности общественной направленности, участие в этой деятельности носит ситуативный характер, нуждается в стимулировании со стороны.
У 27% и 13 учеников экспериментальной и контрольной группы выявлен низкий уровень – знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной» весьма поверхностны, наблюдается негативное отношение к этим знаниям. Наблюдается пассивное потребительское отношение к общественному достоянию, проявляется стремление всячески уклониться от патриотически-направленной деятельности, беспринципность, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию.
Высокий уровень сформированности патриотизма у детей обеих выборок не был выявлен.
Таким образом, уровень сформированности патриотизма у учеников экспериментальной и контрольной группы находится на довольно низком уровне. Но в отличие от экспериментальной группы, в контрольной группе присутствует небольшое количество учеников имеющих низкий уровень. Уровень сформированности патриотизма у учеников контрольной группы выше на 28%.
Методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»
В результате диагностики учащихся нами был составлен протокол обследования.
Таблица 7
Изучение исходного состояния патриотической воспитанности учеников младшего школьного возраста
№ |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Любовь к Отечеству, к людям |
Преданность Отечеству, людям |
Готовность служить Отечеству |
Любовь к Отечеству, к людям |
Преданность Отечеству, людям |
Готовность служить Отечеству | |
1 |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
2 |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Высокий |
3 |
Средний |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Средний |
4 |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
5 |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
6 |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
7 |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
8 |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
9 |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Средний |
10 |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
11 |
Средний |
Высокий |
Средний |
Средний |
Средний |
Средний |
12 |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
13 |
Средний |
Средний |
Средний |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
14 |
Низкий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Высокий |
Высокий |
15 |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Средний |
Средний |
Для сравнения результатов исследования используем сводную таблицу и гистограмму.
Таблица 8
Сопоставление результатов исследования, исходного состояния патриотической воспитанности учащихся младшего школьного возраста
Уровень патриотической воспитанности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Любовь к Отечеству, к людям |
Преданность Отечеству, людям |
Готовность служить Отечеству |
Любовь к Отечеству, к людям |
Преданность Отечеству, людям |
Готовность служить Отечеству | |
Низкий |
6 чел. (40%) |
6 чел. (40%) |
7 чел. (47%) |
7 чел. (47%) |
7 чел. (47%) |
7 чел. (47%) |
Средний |
7 чел. (47%) |
7 чел. (47%) |
5 чел. (33%) |
3 чел. (20%) |
4 чел. (26%) |
5 чел. (33%) |
Высокий |
2 чел. (13%) |
2 чел. (13%) |
3 чел. (20%) |
5 чел. (33%) |
4 чел. (26%) |
3 чел. (20%) |
Таким образом, мы видим, что для большей части учеников экспериментальной и контрольной группы характерен средний уровень исходного состояния патриотической воспитанности.
Рис. 4. Уровень исходного состояния патриотической воспитанности учеников контрольной группы
Анализ результатов сформированности патриотической воспитанности младших школьников:
1. Любовь к Отечеству, к людям: высокий - 13% и 33%, средний - 47% и 20%, низкий - 40% и 47%.
2. Преданность Отечеству, людям: высокий - 13% и 26%, средний - 47% и 26%, низкий - 40% и 47%.
3. Готовность служить Отечеству: высокий – по 47%, средний – по 33%, низкий – по 20%.
Таким образом, уровень исходного состояния патриотической воспитанности учеников экспериментальной группы находится на довольно низком уровне. Низкий уровень демонстрирует эгоистические позиции, постановку собственных интересов выше интересов Отечества, людей. У учеников контрольной группы уровень исходного состояния патриотической воспитанности выше на 24%, чем у экспериментальной группы.
Рис. 5. Уровень исходного состояния патриотической воспитанности учеников экспериментальной группы
В ходе изучения исходного состояния сформированности патриотизма у учащихся экспериментальной группы определилась необходимость формирования патриотизма на основе деятельности школьного музея.
2.2. Содержание и формы краеведческой работы младших школьников
Содержание и формы работы школьного музея [55, с.17].
1. Актив музея проводит следующую работу:
Создание школьного музея является результатом целенаправленной творческой исследовательской и собирательской работы школьников и возможно при наличии:
Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы учащихся, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу школьников к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. «Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков - одна из основных задач школьного музея» [5, с.10].
В целом школьный музей способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, приобщает молодежь к общественно полезному труду. Основными задачами музея являются: поиск и сбор краеведческого характера; учет и хранение собранных документов предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе. Среди школьных музеев важное место занимают военно-исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны, эти музеи воспитывают у школьников патриотизм, готовность к защите Родины. Такие музеи позволяют проводить большую поисково-исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории. Наиболее часто в школах организуются краеведческие музеи многопрофильного или комплексного характера. Эти музеи создают самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов. Комплексные музеи являются учебно-материальной базой в преподавании целого ряда учебных предметов. Только в том случае, когда организация школьного музея предшествует большая поисково-исследовательская работа по изучению края, когда внеклассная работа находится в тесной связи с учебной и они содействуют друг другу, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу по созданию музея будут считать важной и необходимой.
Целесообразнее начинать создание музея с составления плана. Он обсуждается и утверждается на педагогическом совете. Для руководства работой по созданию музея назначается учитель, обычно историк или географ. Под руководством учителя совет музея составляет план экспозиций, определяет тематику, примерный перечень материалов, которые нужно найти, рекомендует пути поиска материалов, организует для этой цели консультации, разрабатывает задания каждому классу. Желательно, чтобы все члены совета музея были из старших классов. В состав совета музея избирается примерно 10-12 человек, между которыми распределяются обязанности. Председатель совета музея организует всю работу совета музея. В его обязанности входит подготовка плана работы музея. Главный хранитель фондов музея отвечает за учет и хранение музейных коллекций, ведет инвентарную книгу, составляет картотеку, вместе с помощником классифицирует памятники, выдает их для экспонирования и использования в учебно-воспитательном процессе. Ведет протоколы заседаний совета музея, оформляет и хранит все документы по организации и проведению походов, экспедиций секретарь совета музея. Каждый из членов совета музея имеет конкретное задание, утвержденное на совете музея. Обычно члены совета отвечают за сбор материала, создание экспозиций, организацию экскурсий, походов и др. Открытие музея не следует откладывать до того времени, когда будут собраны все экспонаты, предусмотренные планом. Уже с появлением первых материалов необходимо организовать выставки, создать краеведческий уголок, который постепенно будет перерастать в музей. В противном случае ребята, не видя результатов своего труда, могут потерять интерес к музею.
Информация о работе Проблемы патриотического воспитания детей