Проблемы патриотического воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами краеведения. Объект исследования - содержание патриотического воспитания учащихся младших классов. Предмет исследования – проблемы патриотического воспитания детей. Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания младших школьников будет эффективным, если учащиеся младших классов включены в работу школьного музея, где они будут заниматься краеведческой и поисковой деятельностью. В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
2. Определить сущность и задачи патриотического воспитания в младших классах;
3. Проанализировать основные пути и направления повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников;
4. Рассмотреть историко-краеведческую деятельность как средство воспитания младших школьников;
5. Сделать выводы по проделанной работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Воспитание патриотизма у детей как педагогическая проблема.….…..6
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания……………..6
1.2. Патриотизм как качество личности. Характеристика патриотизма младших школьников. Способы диагностики воспитанности патриотизма младших школьников………………………………………………..……..……12
1.3. Краеведение как средство воспитания патриотизма младших школьников………….……………………………………………….…………..18
Выводы по первой главе……………………………..………………………..22
2. Экспериментальное исследование процесса формирования патриотизма младших школьников.……………………………..…………24
2.1. Диагностика уровня воспитанности патриотизма младших школьников…………...…………………………………………………………24
2.2. Содержание и формы краеведческой работы младших школьников……………………………………………………………………...34
2.3. Краеведческий музей как форма воспитания патриотизма младших школьников………………………………………………………………….…...39
Выводы по второй главе………………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………...48
Список литературы…………………………………………………………….50
Приложения……………………………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

образец курсовых работ.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Любой музей ценится, прежде всего, богатством своего фонда, поэтому его комплектование - основная задача создания музея. Причем сбор материалов ведется постоянно и не прекращается на протяжении всего существования музея. Пути сбора материалов для музея могут быть различными. Основными из них являются систематический сбор материалов по избранной тематике через систему заданий в ходе учебы, во время экскурсий, встреч и т.д.

Участником сбора материала недостаточно указать тему или назвать задание. Очень важно, чтобы они знали, что собирать и как собирать. Для этого необходимо им порекомендовать самостоятельно прочитать соответствующую литературу по содержанию тем, а также по методике сбора материала. Кроме того, следует провести с группами практические занятия, на которых рассказать и показать, как документально оформить собранный материал, как правильно записать воспоминание, рассказ, оформить предмет-памятник. Желательно для участников сбора материала, памятники с перечнем предметов, материалов, которые надо собирать, методические советы.

Учет и хранение материалов - это очень важные вопросы в деятельности школьных музеев. Школьный музей должен обеспечить правильную сохранность экспонатов. Исходя из этого, в школьных музеях лучше хранить фотокопии документов, материалов, оригиналы представляющие большую научную ценность, передавать в государственные, народные краеведческие и другие музеи [5, с.10].

Одной из форм использования музейных материалов в учебно-воспитательных целях является создание выставок и экспозиций. В школьных музеях в основном применяется тематический принцип экспозиции, т.е. все материалы группируются по определенным темам. Задача экспозиции школьного музея в том, чтобы, используя наглядность, доступность, убедительность и эмоциональность, свойственному предметному показу, дать возможность учащимся получить более полное представление о процессе развития общества, об истории своей Родины, своего края.

Несмотря на имеющиеся различия в профилях и содержании экспозиций, есть требования для любого школьного музея. Поскольку школьный краеведческий музей имеет прежде всего учебно-воспитательное значение, то содержание его экспозиций, вся его работа строится в соответствии с требованиями школьной программы по истории России и направлено на более глубокое и прочное усвоение основ исторической науки. Школьный историко-краеведческий музей должен иметь научно-обоснованную структуру экспозиций и принятой исторической наукой периодизацию.

Историко-краеведческий музей призван раскрывать историю одного определенного края с древнейших времен и до наших дней или какого-то более короткого периода. Он является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы и создает огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися [5, с.10].

 

2.3. Краеведческий музей  как форма воспитания патриотизма  младших школьников

Результаты повторного исследования по методике «Оценка уровня патриотической воспитанности детей»

В исследовании приняло участие 15 учеников экспериментальной группы.

Таблица 9

Оценка уровня патриотической воспитанности младших школьников

Экспериментальная группа

Знания

Умения

Отношения и потребности

1

Высокий

Средний

Высокий

2

Высокий

Высокий

Средний

3

Средний

Средний

Средний

4

Средний

Средний

Средний

5

Средний

Средний

Средний

6

Высокий

Высокий

Средний

7

Средний

Средний

Средний

8

Средний

Средний

Средний

9

Высокий

Средний

Высокий

10

Высокий

Средний

Высокий

11

Средний

Средний

Средний

12

Низкий

Средний

Средний

13

Средний

Средний

Средний

14

Высокий

Высокий

Средний

15

Высокий

Средний

Высокий


Для сравнения результатов исследования используем сводную таблицу и гистограмму.

Таблица 10

Результаты исследования патриотической воспитанности до и после проведения формирующего воздействия

Уровень патриотической воспитанности

Знания

Умения

Отношения и потребности

До коррекции

После коррекции

До коррекции

После коррекции

До коррекции

После коррекции

1

Низкий

3 чел. (20%)

1 чел. (7%)

3 чел. (20%)

-

3 чел. (20%)

-

2

Средний

9 чел. (60%)

7 чел. (47%)

12 чел. (80%)

12 чел. (80%)

12 чел. (80%)

11 чел. (74%)

3

Высокий

3 чел. (20%)

7 чел. (47%)

-

3 чел. (20%)

-

4 чел. (26%)


Таким образом, мы видим, что для большей части младших школьников характерен средний уровень патриотической воспитанности.

Наглядно представим результаты диагностики учеников экспериментальной группы в рис. 6.

Рис. 6. Уровень сформированности патриотизма в экспериментальной группе после проведения формирующего воздействия

Анализ результатов сформированности патриотической воспитанности младших школьников:

1. Шкала «Знания»:

- количество детей имеющих средний  уровень снизился с 60% до 47%.

- с высоким уровнем увеличилось  с 20% до 47%;

- с низким снизилось с 20% до 7%.

2. Шкала «Умения»:

- количество детей имеющих средний  уровень остался на прежнем  уровне - 80%.

- с высоким уровнем увеличилось  с 0% до 20%;

- с низким снизилось с 20% до 0%.

3. Шкала «Отношения и потребности»:

- количество детей имеющих средний  уровень снизилось с 80% до 74%.

- с высоким уровнем увеличилось  с 0% до 26%;

- с низким снизилось с 20% до 0%.

А значит, после проведения формирующего этапа исследования, на котором дети занимались в школьном музее историко-краеведческой деятельностью, уровень развития патриотической воспитанности учеников младшего школьного возраста повысился.

Таким образом, уровень сформированности патриотизма у детей экспериментальной группы после проведения формирующего этапа исследования повысился примерно на 27% и соответствует выше среднего уровня.

 

Методика В.Г.Максимова «Уровень сформированности патриотизма»

В повторном исследовании приняло участие 15 учеников младшего школьного возраста из экспериментальной группы.

Таблица 11

Уровень сформированности патриотизма у младших школьников

Уровень

1

Средний

2

Высокий

3

Средний

4

Средний

5

Средний

6

Средний

7

Средний

8

Средний

9

Высокий

10

Высокий

11

Средний

12

Средний

13

Средний

14

Высокий

15

Высокий


Для сравнения результатов исследования используем сводную таблицу и гистограмму.

Таблица 12

Сопоставление результатов исследования уровня сформированности патриотизма у учеников младшего школьного возраста

Уровень сформированности патриотизма

До коррекции

После коррекции

Количество

%

Количество

%

1

Низкий

4 чел.

27%

-

-

2

Средний

11 чел.

73%

10 чел.

70%

3

Высокий

-

-

5 чел.

30%


Таким образом, мы видим, что для большей части младших школьников характерен средний уровень сформированности патриотизма.

Анализ результатов сформированности патриотической воспитанности младших школьников:

1. Снизилось количество детей  имеющих низкий уровень сформированности  патриотизма с 27% до 0%;

2. Снизилось количество учеников имеющих средний уровень – с 73% до 70%;

3. Повысилось количество учеников 5-х классов имеющих высокий уровень – с 0% до 30%.

Рис. 7. Уровень сформированности патриотизма у учеников экспериментальной группы

 

Таким образом, уровень сформированности патриотизма у детей экспериментальной группы после проведения формирующего этапа исследования повысился примерно на 30% и соответствует выше среднего уровня.

 

Методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

В повторном исследовании приняло участие 15 учеников младшего школьного возраста из экспериментальной группы.

Таблица 13

Изучение уровня сформированности патриотической воспитанности учеников младшего школьного возраста

Любовь к Отечеству, к людям

Преданность Отечеству, людям

Готовность служить Отечеству

1

Средний

Низкий

Средний

2

Высокий

Высокий

Высокий

3

Высокий

Высокий

Высокий

4

Низкий

Низкий

Низкий

5

Высокий

Средний

Средний

6

Средний

Низкий

Средний

7

Низкий

Низкий

Низкий

8

Высокий

Высокий

Высокий

9

Высокий

Высокий

Высокий

10

Средний

Низкий

Средний

11

Высокий

Высокий

Высокий

12

Средний

Средний

Средний

13

Высокий

Высокий

Высокий

14

Средний

Средний

Низкий

15

Средний

Высокий

Средний

Информация о работе Проблемы патриотического воспитания детей