Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа
Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Проектирование общеучебных
универсальных действий
у младших школьников
во внеучебной деятельности
Курсовая работа
Выполнила:
Мищирякова К. А. ,студентка
группы Д-ПБ-31
Научный руководитель:
Волгоград
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
Глава 2. Практическая
работа по проектированию общеучебных
универсальных действий младших школьников
во внеучебной деятельности………………………………………………
2.1. Диагностика уровня
сформированности общеучебных
2.2. Система средств по
проектированию общеучебных
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Реформирование системы российского образования в соответствии с логикой компетентностного подхода потребовало пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов учащихся. Цели образования впервые перестают выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным стандартом 2008г. (в дальнейшем ФГОС) которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Необходимость оптимизации начального образования обусловлена тем что, цели образования все в большей степени рассматриваются в пределах задач овладения частными навыками и умениями, в то время как социальный и ценностно-смысловой аспект образования, задачи развития личности остаются вне должного внимания в школе.
Проектирование общеучебных умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.
А для высокой эффективности усвоения современного учебного содержания и для создания предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию необходимо с большим вниманием подойти к проблеме проектирования у младших школьников общеучебных универсаных действий.
Актуальность проектирования общеучебных универсальных действий диктуется необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися начальной школы.
Любая перестройка системы начального образования должна быть научно обоснована. Но вопрос проектирования общеучебных универсальных действий в психолого – педагогической науке не получил конкретного и достаточного программно – методического обеспечения в совокупности учебной и внеурочной деятельности начальной школы.
На основе проведенного анализа были выделены основные факторы, позволяющие нам сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске путей эффективного проектирования общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности.
В соответствии со сказанным можно выделить тему исследования: проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.
Задачи:
Гипотеза нашего исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования общеучебных универсальных действий будет эффективным, если будут учтены следующие его особенности:
Теоретико-методологическая основа исследования: важность формирования у младших школьников общеучебных умений (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий); отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования (Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др.); программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся (Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукермани др.); подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся (А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др.).
В соответствии с логикой исследования для реализации поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических, эмпирических и статистических методов: сравнительно – сопоставительный, анализ психолого – педагогической и методической литературы, анализ педагогической и нормативной документации, наблюдение за детьми и педагогами в процессе экспериментальных исследований и на занятиях, устный и письменный опрос учащихся, тестирование, моделирование; экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный педагогические эксперименты; статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Кузьмическая средняя общеобразовательная школа» Волгоградской области Городищенского района.
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В зарубежной психологии такая переориентация нашла отражение в новых подходах: деятельностно - ориентированном учении и обучении; учении, ориентированном на решение задач (проблем), на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении в процессе решения задач, которые имеют непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни; проектной работе.
Обоснование Л.С. Выготским принципа культурно – исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социокультурного опыта сфокусировало внимание на обучении.
А.Н. Леонтьев выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчеркнув ключевое значение мотивационно – смысловой сферы.
П.Я. Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий (от полноты системы условий, на которые опирается учащийся в процессе решения задач и способа выделения ориентировочной основы). Им был выделен психологический механизм присвоения человеком культурно – социального опыта и определены содержание и качества действий обучаемого на каждом из этапов их формирования. [5, с. 25]
Д.Б. Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал единство и взаимообусловленность развития мотивационно – смысловой и операционно – технической сфер личности в ходе осуществления системы видов деятельности, прежде всего ведущей.
Итак, в последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы «знания, умения, навыки» к культурно – исторической системно – деятельностной парадигме образования. Он находит свое выражение в таких различных направлениях психолого – педагогической науки и практики, как развивающее обучение (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), планомерно – поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), педагогика развития (Л.В. Занков), психопедагогика «живого знания» (В.П. Зинченко), культурно – историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.В. Клочко, Е.А. Ямбург), личностно ориентированное образование (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.), школа диалога культур (В.С. Библер) и др.
За этими направлениями выступает школа культурно – исторической психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, которую все чаще называют школой культурнодеятельностной психологии. Долгое время идеи этой школы развивались в основном в русле академической науки и имели лишь эпизодическое влияние на сферу образовательной политики. Предлагаемая концепция развития универсальных учебных действий направлена на изменение сложившегося положения. [2,5,16]
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. [5, с. 26]