Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа Мищирякова К..doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ                                                                   Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования                                                «Волгоградский государственный социально –  педагогический университет» Факультет дошкольного и начального образования                                      Кафедра педагогики и психологии начального образования

 

 

 

 

 

 

 

Проектирование общеучебных

 универсальных действий

у младших школьников

во внеучебной деятельности

 

Курсовая работа

 

 

  Выполнила:

       Мищирякова К. А. ,студентка

       группы Д-ПБ-31

Научный руководитель:

                                                                                       Перекрестова Т. С., к. п. н.,     

                                                                            доцент  каф.  ППНО

 

 

Волгоград

  2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7

    1. Сущностная характеристика понятия  «общеучебные универсальные  действия»……………………………………………………………………..........
    2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14

Глава 2.  Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25

2.1. Диагностика уровня  сформированности общеучебных универсальных  действий у младших школьников…………………………………………………

2.2. Система средств по  проектированию общеучебных универсальных  действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32

Заключение………………………………………………………………….......44

Список литературы……………………………………………………….........48

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование системы российского образования в соответствии с логикой компетентностного подхода потребовало пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов учащихся. Цели образования впервые перестают выступать в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а предстают в виде характеристик сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий.

Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным  Государственным образовательным стандартом 2008г. (в дальнейшем ФГОС) которые  определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Необходимость оптимизации начального образования  обусловлена тем что,  цели образования все в большей степени рассматриваются в пределах задач овладения частными навыками и умениями, в то время как социальный  и   ценностно-смысловой аспект образования,  задачи развития личности остаются вне должного внимания в школе.

Проектирование общеучебных умений у учащихся начальных классов выступает перед школой как задача первостепенной важности. Обучение не может быть успешным, если не ставится задача вооружить младших школьников системой умений и навыков учебного труда. От сформированности этих умений в значительной мере зависят обучаемость детей, темпы переработки и усвоения ими учебной информации и в конечном итоге качество знаний учащихся.

А для высокой эффективности усвоения современного учебного содержания и для создания предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию  необходимо с большим вниманием подойти к проблеме проектирования у младших школьников общеучебных универсаных действий.

Актуальность проектирования общеучебных универсальных действий диктуется необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью  оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися начальной школы.

Любая перестройка системы начального образования должна быть научно обоснована. Но вопрос проектирования общеучебных универсальных действий в психолого – педагогической науке не получил конкретного и достаточного программно – методического обеспечения в совокупности учебной и внеурочной деятельности начальной школы.

На основе проведенного анализа были выделены основные факторы, позволяющие нам сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске путей эффективного проектирования общеучебных универсальных  действий младших школьников во внеучебной деятельности.

  В соответствии со сказанным можно выделить тему исследования:  проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.

Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.

Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.

Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.

          Задачи:

  1. Выявить сущностные особенности общеучебных универсальных действий.
  2. Рассмотреть особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности.
  3. Провести диагностику уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников.
  4. Подобрать систему средств по развитию общеучебных универсальных действий во внеучебной деятельности.

Гипотеза нашего исследования основывается  на  предположении  о  том,  что процесс формирования общеучебных универсальных действий будет эффективным, если  будут  учтены  следующие  его особенности:

  • создание благоприятной развивающей среды 
  • учет возрастных особенностей проектирования универсальных действий у детей младшего школьного возраста;
  • процесс проектирования будет целостным, системным и целенаправленным, который реализуется непрерывно через все предметные области и внеурочную деятельность.

 Теоретико-методологическая основа исследования: важность формирования у младших школьников общеучебных умений (Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий); отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования (Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова и др.); программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся (Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным, Л.Е. Журовой, Г.А. Цукермани др.); подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся (А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой и др.).

В соответствии с логикой исследования для реализации поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих теоретических, эмпирических и статистических методов: сравнительно – сопоставительный, анализ психолого – педагогической и методической литературы, анализ педагогической и нормативной документации, наблюдение за детьми и педагогами в процессе экспериментальных исследований и на занятиях, устный и письменный опрос учащихся, тестирование, моделирование; экспериментальные методы: констатирующий, обучающий и контрольный педагогические эксперименты; статистический анализ и содержательная интерпретация результатов исследования.

 База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Кузьмическая средняя общеобразовательная школа» Волгоградской области Городищенского района.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников

 

1.1. Сущностная  характеристика понятия  «общеучебные  универсальные  действия»

   За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В зарубежной психологии такая переориентация нашла отражение в новых подходах: деятельностно - ориентированном учении и обучении; учении, ориентированном на решение задач (проблем), на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении в процессе решения задач, которые имеют непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни; проектной работе.

Обоснование Л.С. Выготским принципа культурно – исторической природы психики и ее развития как процесса присвоения социокультурного опыта сфокусировало внимание на обучении.

А.Н. Леонтьев выдвинул положение о деятельности как движущей силе развития личностного и познавательного развития, подчеркнув ключевое значение мотивационно – смысловой сферы.

П.Я. Гальперин обосновал роль и функции ориентировки в успешности любой человеческой деятельности, показал, что качество развивающего обучения зависит от типа ориентировочной основы формируемых действий (от полноты системы условий, на которые опирается учащийся в процессе решения задач и способа выделения ориентировочной основы). Им был выделен психологический механизм присвоения человеком культурно – социального опыта и определены содержание и качества действий обучаемого на каждом из этапов их формирования. [5, с. 25]

Д.Б. Эльконин, выдвинув гипотезу о спиралевидности развития, показал единство и взаимообусловленность развития мотивационно – смысловой и операционно – технической сфер личности в ходе осуществления системы видов деятельности, прежде всего ведущей.

Итак, в последнее время в сфере образовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы «знания, умения, навыки» к культурно – исторической системно – деятельностной парадигме образования. Он находит свое выражение в таких различных направлениях психолого – педагогической науки и практики, как развивающее обучение (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), планомерно – поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), педагогика развития (Л.В. Занков), психопедагогика «живого  знания» (В.П. Зинченко), культурно – историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов, В.В. Клочко, Е.А. Ямбург), личностно ориентированное образование (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.), школа диалога культур (В.С. Библер) и др.

За этими направлениями выступает школа культурно – исторической психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, которую все чаще называют школой культурнодеятельностной психологии. Долгое время идеи этой школы развивались в основном в русле академической науки и имели лишь эпизодическое влияние на сферу образовательной политики. Предлагаемая концепция развития универсальных учебных действий направлена на изменение сложившегося положения. [2,5,16]

В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. [5, с. 26]

Информация о работе Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности