Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа Мищирякова К..doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня вновь говорят о том, что формирование идет не столько под воздействием изучаемых параграфов, теорем и формул, сколько под воздействием среды учреждения и личности самого учителя. И если концептуальная позиция нового Стандарта понятна всем, то вопросы эффективной организации и содержания внеурочной деятельности в современных условиях, все еще носят дискуссионный характер.

Единой модели реализации внеурочной деятельности для всех  быть не может, т.к. условия в муниципальных образованиях разные. С учетом изменений в нормативной базе, а именно вынесения внеурочной деятельности из учебного плана, министерство образования предлагает прописывать программу внеурочной деятельности отдельно, поскольку внеурочная деятельность введена ещё и для того, чтобы усилить эффект достижения результатов освоения основной образовательной программы и, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.

Следует учитывать, что кружковая (секционная) деятельность школьника должна осуществляться не более чем по двум направлениям внеурочной деятельности и регламентироваться дополнительными образовательными программами (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»). Согласно требованиям ФГОС программы должны быть ориентированы на достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в проектировании которых принимают участие педагоги, реализующие дополнительную образовательную программу. [32]

В качестве наиболее эффективных форм организации внеурочной деятельности Министерством образования области рекомендованы: экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, выставки, фестивали и др.

В качестве примера можно привести следующее. Поскольку проект выделен, как основная форма организации внеурочной деятельности, то вполне можно рекомендовать реализацию таких дополнительных образовательных программ, как: «Мир вокруг нас», «Юный интеллектуал», «Почемучка», «Хочу все знать», «Я-исследователь», «Умники и умницы», «Школа общения», «Информашка», «Заниматика». В рамках тематических часов общения можно предложить реализацию дополнительных образовательных программ: «Школа внимания», «Азбука самоконтроля», «Учение с увлечением», «Академия мышления», «Азбука общения», «Планета моего класса», «Мозаика успеха» и других.

В рамках предложенных выше дополнительных образовательных программ, проектная деятельность является наиболее эффективной формой организации практической части внеурочных занятий.

В данном случае целесообразно в сочетании использовать как материал учебных предметов, так и дополнительные материалы, что предполагает, с одной стороны, более тесное ознакомление педагога дополнительного образования с материалами учебников нового поколения, с другой, активное участие учителя-предметника в выборе содержания внеурочного занятия.

Кроме того, внеучебная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

-  обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-  оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-  улучшить условия для развития ребенка;

-  учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Эффективность внеурочной деятельности определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям Стандарта в портфеле достижений, который отражает уровень освоения образовательной программы, особенности развития познавательных процессов, личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка), результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах. В наполнении портфолио принимают участие воспитанники, педагоги, родители.

Следует помнить: критерии оценки индивидуальных образовательных достижений должны быть ориентированы строго на каждого ребенка – с разным уровнем развития и успешности.

Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:

Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов.

Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела, им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

Принцип деятельности. Младшие школьники – это учащиеся, которые в школе переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во вех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в газах учителя.

Принцип свободы участия. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение.

Принципы обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, а что не получилось, изучать их мнение, определять настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. [5]

Классному руководителю при организации процесса воспитания младшего школьника нужно также выполнять следующие условия:

Во-первых, формировать базовую культуру личности, культуру жизненного самоопределения: экономическую и политическую, демократическую и правовую, нравственную и экологическую, художественную и физическую, культуру семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией.

В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

В-пятых, воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество. [12,17]

В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.

Показателем успешности проектирования УУД будет  ориентация школьника на выполнение  действий, выраженных  в  категориях:

  • знаю/могу,
  • хочу, 
  • делаю.

Критериями оценки сформированности УУД у обучающихся выступают:

• соответствие возрастно – психологическим  нормативным требованиям;

• соответствие свойств  универсальных действий  планируемым  результатам.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

• состояние здоровья детей;

• успеваемость по основным предметам;

• уровень развития речи;

• степень владения русским языком;

• умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

• стремление принимать и решать учебную задачу;

• навыки общения со сверстниками;

• умение контролировать свои действия на уроке. [5,17,30]

 На  разных  этапах  обучения  результативность  проектирования  УУД   имеет  различное  проявление,  которое  мы  зафиксировали  в  таблице:

КЛАСС

Позновательные универсальные действия. Общеучебные действия

1 класс 

1. Ориентироваться в учебнике: определять  умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы  учителя, находить нужную информацию  в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить  общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты  на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

2 класс 

1. Ориентироваться в учебнике: определять  умения, которые будут сформированы  на основе изучения данного  раздела; определять круг своего  незнания.

2. Отвечать на простые и сложные  вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать  предметы, объекты по нескольким  основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их  по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

5. Определять, в каких источниках  можно найти необходимую информацию  для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях  в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

3 класс 

1. Ориентироваться в учебнике: определять  умения, которые будут сформированы  на основе изучения данного  раздела; определять круг своего  незнания; планировать свою работу  по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную  в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в  виде текста, таблицы, схемы, в том  числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать  различные объекты, явления, факты.

4 класс 

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать  различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать  её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание  в сжатом, выборочном или развёрнутом  виде.


 

В нашем исследовании мы будим учитывать возрастные особенности учащихся с их уровнем сформированности, поскольку ребята одного возраста могут развиваться по-разному, одни могут хорошо заниматься по предметам, но недостаточно контролировать себя на уроках. А другие, наоборот, умеют слышать и слушать учителя, но по состоянию здоровья им приходиться пропускать занятия, поэтому у них возникают проблемы с целостным обучением. Нам следует проводить работу интересно и увлекательно для учащихся, чтобы улучшить условия для развития личности каждого ребенка, оптимизировать учебную нагрузку, так как ребята 1 классов проходят адаптационный период к школе.

 

Выводы по 1 главе

Специфика общеучебных умений проявляется в том, что они носят общеучебный характер и являются универсальными способами получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной области познания (И.Я. Лернер, Н.И. Лошкарева, В.В. Краевский, Н.А. Менчинская, А.В. Усова и др.).

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности. А содержание внеучебной деятельности дополнительно способствует эффективному, системному и целостному проектированию универсальных учебных действий, предполагаемых ФГОС, их закреплению и развитию.

Для этого необходимы знания об особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности. Важно учитывать перечисленные выше возростные особенности, центральные психологические новообразования младшего школьного возроста, индивидуальные особенности развития детей.

Создание благоприятной развивающей среды для раскрытия психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Таким образом, развитие личности в системе образования обеспечивается благодаря проектированию универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса и от качества овладения которыми во многом зависят учебные успехи в последующих классах. Однако без целенаправленной подготовки и специально организованной деятельности проектирования универсальных учебных действий обучающихся не происходит.

Информация о работе Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности