Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа Мищирякова К..doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Задачи: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;  развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к математике; способствовать воспитанию  культуры общения, умения работать коллективно.

Ожидаемые результаты:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут  сформированы на основе изучения  данного раздела. 2. Отвечать на  простые вопросы учителя, находить  нужную информацию в учебнике.3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Система  средств  включала:

- внеклассное  мероприятие на тему: «Смекай, считай, отгадывай!». Ребята рассказывали стихи, загадывали загадки, в ходе игры закрепляли материал,  пройденный ранее.

-  учащиеся  экспериментального 1 «А» класса  участвовали в увлекательном  мероприятии «Логика». В ходе  занятия ребята решали занимательные ребусы, искали 10 различий, отгадывали загадки и весело учились работать в команде.

- внеклассный конкурс «Знатоки природы». Участники отвечали на вопросы, решали анаграммы, «ходили на рыбалку» и решали кроссворды.

При  организации работы мы  ориентировались  на  следующее  понимание  связи универсальных учебных  действий  с  содержанием  учебных предметов:

 

Смысло-вые акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

Личност-ные

жизненное самоопределе-ние

нравственно-этическая ориентация

смыслообра-зование

нравственно-этическая ориентация

Регуля-тивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)

Познава-тельные общеучеб-ные

моделирова-ние (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

Моделирова-ние, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

Познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого          характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические    действия


 

 

При  выборе  форм  внеурочной социально - значимой деятельности  мы  учитывали  влияние возрастных особенностей младших школьников,  которое  мы  отразили  в  таблице: 

Возрастные              особенности младших          школьников

Формы вовлечения младших школьников во внеурочную       социально значимую деятельность

Внеурочные мероприятия

 
Дополнительное                 образование

 
Детские       общественные 
организации

 
Ученическое самоуправление

Характер деятельности

преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу»; чувствительность к влиянию на него личности педагога, крайняя чувствительность к оценкам взрослых; способность контролировать свои эмоции, желание все делать сообща, участвовать в интересных делах вместе со сверстниками; сравнение себя с другими; сознательное стремление к освоению социальных норм, испытание меры допустимости нарушения правил, овладение навыками ориентировки в своем внутреннем мире; общение по интересам.

Традиции школы, праздники, 
спортивные соревнования, походы, экскурсии, выходы в театр, кино, акции, КТД, класса,школы, участие в городских мероприятиях 
конкурсах, смотрах, соревнованиях

Кружки художественно-эстетической, спортивной, гражданско-патриотической, социально- педагогической, естественно-научной интеллектуальный клуб направленностей

Школы лидеров

(1 раз в четверть) 
Традиционные дела (ежемесячно, согласно плану ДОО), конкурсы, смотры, соревновани, программы и мероприятия этической, гражданско-патриотической направленности

Работа служб класса: учебной, досуговой, спортивной, информационной, социальной; 
общие сборы лидеров служб на уровне параллели, школы, освоение первичных навыков организаторской работы

как учитываются кризисные факторы и поддерживается интерес к активной деятельности

Яркость мероприятий, частая смена деятельности, возможность проявить свои таланты

Поддержание интереса через сплочение, создание дружеской, неформальной атмосферы

Сплочение кол-ва, общие дела, соревнователь-ность, единство целей, атрибутика, форма

Доверие, поддержка, одобрение инициативы и лидерства, «ситуация успеха»

Среднестатистическое распределение интересов школьников младшего возраста (%)

 
40%

 
20%

 
30%

 
10%


 

Дневник  внеклассной  работы  по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников

2.11.2012г.  Внеклассное  мероприятие по математике в 1 классе « Смекай, считай, отгадывай!».  Праздник посвящён повторению чисел первого десятка.

Цели: научить детей

  • самостоятельное выделятье и формулировать познавательную цель;
  • структурировать знания;  осознанно и произвольно строить речевое высказывания в устной и письменной форме; 
  • смысловому чтению; извлечению необходимой информации;
  • самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • преобразованию модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • Развивать познавательные способности учащихся и коммуникативные навыки общения.

Конспект  праздника  -  в  приложении № 4.

9.11.2012 г.  Внеклассное  мероприятие «Королевство - логика»

Цель:  формировать

  • базовые понятия: суждения (истина или ложь), сопоставления, множества, обобщение, логика при выполнении практических заданий.
  • навыка поиска и выделения необходимой информации, в том числе решения рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов;
  • умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
  • навыка преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • навыка постановки и формулирования проблемы;
  • действия самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
  • построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной и письменной форме; 
  • умение извлекать необходимую информацию;
  • навыки самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • действия преобразования модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Конспект  праздника  -  в  приложении № 5

 

16.11.2012  г.  Конкурс  «Знатоки природы»

Цели:

1. Развивать познавательные способности учащихся.

2. Развивать коммуникативные навыки общения.

3. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом.

4. Закреплять знания, полученные на уроках «Окружающий мир».

Конспект  праздника  -  в  приложении № 6.

 

 

 

Итоги  контрольной  диагностики

На третьем (контрольном) этапе в конце ноября 2012 года, была проведена итоговая диагностика.  Цель: выявить динамику уровня сформированности общеучебных универсальных действий у учащихся в экспериментальном классе

Экспериментальный 1 «А» класс

 

Рис.1. Динамика  знаково-символических познавательных действий по методике «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова).

Итак, данные исследования показали, что высокий уровень взаимоотношений (взаимодействия) в экспериментальном классе показало 6 учеников (30 %), что составило на 1 ученика больше, чем в начале октября 2012 года, средний уровень взаимоотношений показали 13 учеников (65 %), что на одного ученика стало больше, а низкий уровень взаимоотношений (взаимодействия) показал 1 ученика (5 %), что на 2 ученика меньше в целом.

В контрольном классе, можно отметить, что высокий уровень логических общеучебных действий младших школьников показали 8 учеников (40 %), что составило на 1 ученика больше, чем в начале октября, средний уровень показали 10 учеников (50 %), что на одного ученика меньше, и низкий уровень развития взаимоотношений (просто убрать слово) младших школьников показали 10 % в целом на начало октября и конец ноября 2012 года. На рисунке 2 отражена разница результатов первичной и итоговой диагностики взаимоотношений среди младших школьников в контрольном классе.

 

Контрольный 1 «Б» класс

Рис. 2. Динамика знаково-символических познавательных действий по методике «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова).

Полученные данные в результате сравнения в экспериментальном и контрольном классах представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Методика С.Н.Карпова «Проба на определение количества слов в предложении» (Итоговая диагностика).

По методике  «Кодирование», сравнив результаты первичной и итоговой диагностики в экспериментальном и контрольном классах, можно отметить, что сформированность логических действий в экспериментальном классе на высоком уровне. Среди учащихся - 3 ученика (15 %), что составило на 2 учеников больше, средний уровень показали 10 учеников (50 %), что на 5 учеников больше, чем в начале года, и низкий уровень показали на 7 учеников меньше, что составило 35 % в целом.

 

 

 

 

На рисунке 4 отражена динамика сформированности логических действий 1 «А» класса.

Экспериментальный 1 «А» класс

 

Рис.4. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

В контрольном классе при сравнении можно отметить, что на высоком уровне сформировано умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие, есть сохранение дискретного множества осуществлять знаково-символические действия – кодирование. Это показали 6 учеников (30 %) что составило на два больше, чем в начале октября 2012 года, средний уровень показали 11 учеников (55 %) на начало октября и конец ноября, и на низком уровне показали на 2 ученика меньше, что составило 15 %. Полученные данные после обработки представлены на рисунке 5.

Контрольный 1 «Б» класс

Рис.5. Методика «Кодирование»  (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

 

 

 

 

На рисунке 6 в сравнении показаны результаты экспериментального и контрольного классов на конец полугодия.

Рис.6. Методика «Кодирование»  (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

По методике «Диагностика универсального действия общего приема решения задач» А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, при сравнении результатов первичной и итоговой диагностики сформированности логических общеучебных действий, общего приема решения задач, полученные в экспериментальном и контрольном классах, можно отметить, что в экспериментальном классе высокий уровень показали 8 учеников (40 %), что составило на 2 ученика больше, средний уровень показали 7 учеников (35 %), что на 2 ученика больше, чем в начале октября, а низкий уровень у 5 учеников (25 %), что на 4 ученика составило меньше.

На рисунке 7 отражен результат в младших школьников в экспериментальном классе.

Экспериментальный 1 «А» класс

Рис. 7. Динамика  уровня сформированности общего приема решения задач по методике А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой.

При сравнении в контрольном классе можно отметить, что высокий уровень умения выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи показали 7 учеников (35 %), на одного ученика больше, чем на начало года, средний уровень показали 7 учеников (35 %), что на 4 ученика больше, чем на начало года, и низкий уровень показали 6 учеников, что составило 30 %, что на 5 учеников меньше, чем в начале года.

Информация о работе Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности