Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа
Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения
Задачи: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся; развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к математике; способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.
Ожидаемые результаты:
1. Ориентироваться в учебнике:
определять умения, которые будут
сформированы на основе
Система средств включала:
- внеклассное мероприятие на тему: «Смекай, считай, отгадывай!». Ребята рассказывали стихи, загадывали загадки, в ходе игры закрепляли материал, пройденный ранее.
- учащиеся
экспериментального 1 «А» класса
участвовали в увлекательном
мероприятии «Логика». В ходе
занятия ребята решали занимате
- внеклассный конкурс «Знатоки природы». Участники отвечали на вопросы, решали анаграммы, «ходили на рыбалку» и решали кроссворды.
При организации работы мы ориентировались на следующее понимание связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов:
Смысло-вые акценты УУД |
Русский язык |
Литературное чтение |
Математика |
Окружающий мир |
Личност-ные |
жизненное самоопределе-ние |
нравственно-этическая ориентация |
смыслообра-зование |
нравственно-этическая ориентация |
Регуля-тивные |
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.) | |||
Познава-тельные общеучеб-ные |
моделирова-ние (перевод устной речи в письменную) |
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания |
Моделирова-ние, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
широкий спектр источников информации |
Познавательные логические |
формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера |
анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия |
При выборе форм внеурочной социально - значимой деятельности мы учитывали влияние возрастных особенностей младших школьников, которое мы отразили в таблице:
Возрастные особенности младших школьников |
Формы вовлечения младших школьников во внеурочную социально значимую деятельность | |||
Внеурочные мероприятия |
|
|
| |
Характер деятельности | ||||
преобладание мотива «Я должен» над «Я хочу»; чувствительность к влиянию на него личности педагога, крайняя чувствительность к оценкам взрослых; способность контролировать свои эмоции, желание все делать сообща, участвовать в интересных делах вместе со сверстниками; сравнение себя с другими; сознательное стремление к освоению социальных норм, испытание меры допустимости нарушения правил, овладение навыками ориентировки в своем внутреннем мире; общение по интересам. |
Традиции школы, праздники, |
Кружки художественно-эстетической, спортивной, гражданско-патриотической, социально- педагогической, естественно-научной интеллектуальный клуб направленностей |
Школы лидеров (1 раз в четверть) |
Работа служб класса: учебной, досуговой,
спортивной, информационной, социальной; |
как учитываются кризисные факторы и поддерживается интерес к активной деятельности |
Яркость мероприятий, частая смена деятельности, возможность проявить свои таланты |
Поддержание интереса через сплочение, создание дружеской, неформальной атмосферы |
Сплочение кол-ва, общие дела, соревнователь-ность, единство целей, атрибутика, форма |
Доверие, поддержка, одобрение инициативы и лидерства, «ситуация успеха» |
Среднестатистическое распределение интересов школьников младшего возраста (%) |
|
|
|
|
Дневник внеклассной работы по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников
2.11.2012г. Внеклассное мероприятие по математике в 1 классе « Смекай, считай, отгадывай!». Праздник посвящён повторению чисел первого десятка.
Цели: научить детей
Конспект праздника - в приложении № 4.
9.11.2012 г. Внеклассное мероприятие «Королевство - логика»
Цель: формировать
Конспект праздника - в приложении № 5
16.11.2012 г. Конкурс «Знатоки природы»
Цели:
1. Развивать познавательные способности учащихся.
2. Развивать коммуникативные навыки общения.
3. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом.
4. Закреплять знания, полученные на уроках «Окружающий мир».
Конспект праздника - в приложении № 6.
Итоги контрольной диагностики
На третьем (контрольном) этапе в конце ноября 2012 года, была проведена итоговая диагностика. Цель: выявить динамику уровня сформированности общеучебных универсальных действий у учащихся в экспериментальном классе
Экспериментальный 1 «А» класс
Рис.1. Динамика знаково-символических познавательных действий по методике «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова).
Итак, данные исследования показали, что высокий уровень взаимоотношений (взаимодействия) в экспериментальном классе показало 6 учеников (30 %), что составило на 1 ученика больше, чем в начале октября 2012 года, средний уровень взаимоотношений показали 13 учеников (65 %), что на одного ученика стало больше, а низкий уровень взаимоотношений (взаимодействия) показал 1 ученика (5 %), что на 2 ученика меньше в целом.
В контрольном классе, можно отметить, что высокий уровень логических общеучебных действий младших школьников показали 8 учеников (40 %), что составило на 1 ученика больше, чем в начале октября, средний уровень показали 10 учеников (50 %), что на одного ученика меньше, и низкий уровень развития взаимоотношений (просто убрать слово) младших школьников показали 10 % в целом на начало октября и конец ноября 2012 года. На рисунке 2 отражена разница результатов первичной и итоговой диагностики взаимоотношений среди младших школьников в контрольном классе.
Контрольный 1 «Б» класс
Рис. 2. Динамика знаково-символических познавательных действий по методике «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова).
Полученные данные в результате сравнения в экспериментальном и контрольном классах представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Методика С.Н.Карпова «Проба на определение количества слов в предложении» (Итоговая диагностика).
По методике «Кодирование», сравнив результаты первичной и итоговой диагностики в экспериментальном и контрольном классах, можно отметить, что сформированность логических действий в экспериментальном классе на высоком уровне. Среди учащихся - 3 ученика (15 %), что составило на 2 учеников больше, средний уровень показали 10 учеников (50 %), что на 5 учеников больше, чем в начале года, и низкий уровень показали на 7 учеников меньше, что составило 35 % в целом.
На рисунке 4 отражена динамика сформированности логических действий 1 «А» класса.
Экспериментальный 1 «А» класс
Рис.4. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)
В контрольном классе при сравнении можно отметить, что на высоком уровне сформировано умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие, есть сохранение дискретного множества осуществлять знаково-символические действия – кодирование. Это показали 6 учеников (30 %) что составило на два больше, чем в начале октября 2012 года, средний уровень показали 11 учеников (55 %) на начало октября и конец ноября, и на низком уровне показали на 2 ученика меньше, что составило 15 %. Полученные данные после обработки представлены на рисунке 5.
Контрольный 1 «Б» класс
Рис.5. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)
На рисунке 6 в сравнении показаны результаты экспериментального и контрольного классов на конец полугодия.
Рис.6. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)
По методике «Диагностика универсального действия общего приема решения задач» А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, при сравнении результатов первичной и итоговой диагностики сформированности логических общеучебных действий, общего приема решения задач, полученные в экспериментальном и контрольном классах, можно отметить, что в экспериментальном классе высокий уровень показали 8 учеников (40 %), что составило на 2 ученика больше, средний уровень показали 7 учеников (35 %), что на 2 ученика больше, чем в начале октября, а низкий уровень у 5 учеников (25 %), что на 4 ученика составило меньше.
На рисунке 7 отражен результат в младших школьников в экспериментальном классе.
Экспериментальный 1 «А» класс
Рис. 7. Динамика уровня сформированности общего приема решения задач по методике А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой.
При сравнении в контрольном классе можно отметить, что высокий уровень умения выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи показали 7 учеников (35 %), на одного ученика больше, чем на начало года, средний уровень показали 7 учеников (35 %), что на 4 ученика больше, чем на начало года, и низкий уровень показали 6 учеников, что составило 30 %, что на 5 учеников меньше, чем в начале года.