Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа
Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения
17. Дозморова Е.В. Новая
система оценивания
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
19. Концепция федеральных
государственных образовательны
20. Кушнер Ю.З. Методология
и методы педагогического
21. Ларина В.П., Бершанская О.Н., Санникова Н.И. Организация внеурочной деятельности младших школьников: от теории к методике: учебно-методическое пособие: / Ларина В.П. и др. – Киров: АНО «Центр инновационных ресурсов», - 2012. – 100 с.
22. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 9785090214643.
23. Петрова Л.Н. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. – Диссертация кандадата педагогических наук. – Москва, 1997.
24. Планируемые результаты начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
25. Поскребышева Т. А. Внеурочная деятельность как среда интеллектуально-творческого развития школьников / Т. А. Поскребышева // Приволжский научный журнал. - 2009. - № 4. - С. 237-242.
26. Поскребышева
Т. А. Организационно-педагогические
условия развития
27. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов /Г.В. Репкина, Е.В. Заика. — Томск, 1993.
28. Сюсюкина И.Е.
Формирование универсальных
29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. – М.: Академия, 1999. – 288с.
30. Федеральный государственный
стандарт начального общего
31. Фридман Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – Мн.: ИПК образования, 1995. – 32 с.
32. http://standart.edu.ru/
33. http://standart.edu.ru/
34. http://standart.edu.ru/
35. http://www.vestnik-mgou.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
МЕТОДИКА 1
Ребенку зачитывают предложение и просят назвать, сколько слов в предложении и назвать их.
Предлагаются предложения:
Маша и Юра пошли в лес.
Таня и Петя играют в мяч.
Приложение № 2
МЕТОДИКА 2
Данная методика по числу включенных в нее интеллектуальных функций является комплексной. Успешность работы с тестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов.
Ситуация оценивания: ребенку предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задание, не допуская ошибок, как можно быстрее.
Приложение № 3
МЕТОДИКА 3
А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова предложили набор задач с постепенно усложняющейся структурой, который дает возможность диагностировать сформированность обобщенного способа решения задач.
1. Наиболее элементарную группу составляют простые задачи, в которых условие однозначно определяет алгоритм решения, типа a + b = х или
a – b = х. Например:
• У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих?
• Коля собрал 9 грибов, а Маша — на 4 гриба меньше, чем Коля. Сколько грибов собрала Маша?
• В мастерскую привезли 47 сосновых и липовых досок. Липовых было 5 досок. Сколько сосновых досок привезли в мастерскую?
2. Простые инвертированные
• У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок он отдал?
• На дереве сидели птички. 3 птички улетели; осталось 5 птичек. Сколько птичек сидело на дереве?
3. Составные задачи, в которых само условие не определяет возможный ход решения, типа a + (a + b) = x или a + (a – b) = x. Например:
• У Маши 5 яблок, a y Кати на 2 яблока больше (меньше). Сколько яблок у них обеих?
• У Пети 3 яблока, a y Васи в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?
4. Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a + + (a + b) + [(a + b) – c] = x. Например:
• Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала на 5 грибов меньше отца. Сколько всего грибов собрала вся семья?
• У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 т зерна. 1/2 зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?
5. Сложные задачи с
• Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?
• Одна ручка и один букварь стоят 37 рублей. Две ручки и один букварь стоят 49 рублей. Сколько стоят отдельно одна ручка и один букварь?
• Три мальчика поймали 11 кг рыбы. Улов первого и второго был 7 кг; улов второго и третьего — 6 кг. Сколько рыбы поймал каждый из мальчиков?
• Отцу 49 лет. Он старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим вместе?
6. Задачи на прямое (обратное) приведение к единице, на разность, на части, на пропорциональное деление. Например:
• 15 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров. Сколько денег заплатили?
• Купили кисточек на 40 рублей. Сколько кисточек купили, если известно, что 3 такие кисточки стоят 24 рубля?
• На двух полках стояло 18 книг. На одной из них было на 2 книги больше. Сколько книг было на каждой полке?
• Двое мальчиков хотели купить книгу. Одному не хватало для ее покупки 7 рублей, другому не хватало 5 рублей. Они сложили свои деньги, но им все равно не хватило 3 рублей. Сколько стоит книга?
• По двору бегали куры и кролики. Сколько было кур, если известно, что кроликов было на 6 больше, а у всех вместе было 66 лап?
Приложение № 4
Конспект внеклассного мероприятия
по математике в 1 классе « Смекай, считай, отгадывай!». Праздник посвящён повторению чисел первого десятка.
Цели: научить детей
I. Вступительная часть
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня праздник.
Не случайно ей такой почёт,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Почему хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
II Слово учителя
Сегодня мы собрались на математический
праздник, посвящённый числам 1-го десятка.
Мы проведём игру-КВН. Участвовать в игре будут первоклассники.
Они разделились на две команды: Лунтики
и Смешарики.
Ребята, вас ждут интересные и познавательные
задания. А поддерживать вас будут ваши
друзья – обучающиеся 2-го, 3-го, 4-го класса.
Выполнение каждого задания будет оцениваться
жюри. Победит та команда, которая быстро
и правильно выполнит все задания. Удачи
вам!
III Ход игры
Разминка
- Ребята, вы изучили числа
1-го десятка. А что это за
числа? Расскажите.
/Дети показывают числа, которые сделали
сами. Рассказывают о том, почему выбрали данное число, читают
стихи о числах и загадывают загадки/
Загадки:
Танцует крошка, А всего одна ножка. (Юла)
Три брата – один впереди, Два позади бегут И догнать одного не могут. (Велосипед)
Стоит Антошка На одной ножке Где солнце станет, Туда он и глянет. (Подсолнух)
Четыре крыла, а не птица, Крыльями
машет, а не с места.(Мельница)
На дворе переполох: С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина, У неё теперь
ангина. (Град)
Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке. На себе её везёт, очень медленно ползёт. (Улитка)
Приказало солнце: - Стой, семицветный мост Крутой! (Радуга)
Два брата родных: Одного всякий видит, Да не слышит. Другого все слышат, Да не видят. (Гром и молния)
Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)
У него глаза цветные, Не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня. (Светофор)
Десять мальчиков Живут в зелёных чуланчиках.(Горох)
1 конкурс
Перед каждой командой таблица
с числами от 1 до 10, числа записаны не по порядку.
От каждой команды выйдут по одному ученику
и встанут спиной к таблицам, а лицом к
зрителям, в руки возьмут указки. По команде
учителя ребята повернутся лицом к таблицам,
каждый на своей таблице сначала найдёт
число 1, покажет его указкой и одновременно
назовёт, затем найдёт 2, покажет его указкой
и назовёт, и так до 10. Тот, кто быстрее
сосчитает до 10, принесёт команде 1 балл.
Следом выбегает другой участник команды
и начинает счёт. Чья команда быстрее и
правильно сосчитает, та и победит.
2 конкурс
- Назовите числа в каждом ряду, установите закономерность, продолжите числовой ряд. 2, 4, 6…. 1, 3, 5….
- Какое среди чисел 1-го
десятка является магическим? Почему?
/ Оно часто встречается в
- Какие пословицы с этим числом вы знаете?
/ Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь
– один раз отрежь./
- Назовите сказки, в названиях
которых встречается число 7. / «Волк
и семеро козлят», «Белоснежка
и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях»./
3 конкурс
От каждой команды к доске выходят по 3 ученика. Задание: набрать число 7 из чисел первого десятка.
Минутка отдыха для всех детей.
Два конца, два кольца, а в середине гвоздик./Ножницы/
На одной ножке стоит лепёшка.
Кто мимо ни пройдёт, всяк ей поклонится. Что это? /Гриб/
Семьдесят одёжек, и все без застёжек./Капуста/
Шестиногая на потолке, а восьминогий ждёт её в уголке./Муха и паук/
Под крышей - четыре ножки, а на крыше – суп да ложки./Стол/
4 конкурс
- На доске написаны примеры. Какая команда быстрее и правильнее решит примеры, та и победит.
8+1 3+1 7+1 3–1
2–1 4–1 8–1 1+1
4+1 7–1 2+1 8+1
7+1 9+1 4–1 2–1
10 – 1
5 конкурс
- Послушайте стихотворение
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть!
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну.