Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа Мищирякова К..doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

17. Дозморова Е.В. Новая  система оценивания образовательных  результатов//Методические рекомендации  по формированию содержания и  организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010

18.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

19. Концепция федеральных  государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.Г. Асмолова, А.М. Кондакова и др. - М.: Просвещение, 2008.

20. Кушнер Ю.З. Методология  и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) ––  Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 66 с.

21. Ларина В.П., Бершанская О.Н., Санникова Н.И. Организация внеурочной деятельности младших школьников: от теории к методике: учебно-методическое пособие: / Ларина В.П. и др. – Киров: АНО «Центр инновационных ресурсов», - 2012. – 100 с.

22. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 9785090214643.

23. Петрова Л.Н. Стимулирование творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности. – Диссертация кандадата педагогических наук. – Москва, 1997.

24. Планируемые результаты  начального общего образования/ под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).

25. Поскребышева  Т. А. Внеурочная деятельность как среда интеллектуально-творческого развития школьников / Т. А. Поскребышева // Приволжский научный журнал. - 2009. - № 4. - С. 237-242.

26.  Поскребышева  Т. А. Организационно-педагогические  условия развития интеллектуально-творческого  потенциала школьников во внеурочной  деятельности. Диссертация кандидата  педагогических наук. – Нижний  Новгород, 2010.

27. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов /Г.В. Репкина, Е.В. Заика. — Томск, 1993.

28. Сюсюкина И.Е. Формирование универсальных учебных  действий младших школьников  в оценочной деятельности. Афтореферат диссертации кандидата педагогических наук. – Магнитогорск, 2010.

29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. – М.: Академия, 1999. –  288с.

30. Федеральный государственный  стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с. – (Стандарты второго поколения).

31. Фридман Л.М. Формирование  у учащихся общеучебных умений/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – Мн.: ИПК  образования, 1995. – 32 с.

 32. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2664

 33. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2862

 34. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768

35. http://www.vestnik-mgou.ru/mag/2010/pedagogika/3/ped_3_2010.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

МЕТОДИКА 1

Ребенку зачитывают предложение и просят назвать, сколько слов в предложении и назвать их.

  1. Скажи, сколько слов в предложении?
  2. Назови первое слово, второе …

Предлагаются предложения:

Маша и Юра пошли в лес.

Таня и Петя играют в мяч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

МЕТОДИКА 2

Данная методика по числу включенных в нее интеллектуальных функций является комплексной. Успешность работы с тестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов.

Ситуация оценивания: ребенку предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задание, не допуская ошибок, как можно быстрее.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

МЕТОДИКА 3

А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова предложили набор задач с постепенно усложняющейся структурой, который дает возможность диагностировать сформированность обобщенного способа решения задач.

1. Наиболее элементарную группу  составляют простые задачи, в  которых условие однозначно определяет алгоритм решения, типа a + b = х или

a – b = х. Например:

• У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих?

• Коля собрал 9 грибов, а Маша — на 4 гриба меньше, чем Коля. Сколько грибов собрала Маша?

• В мастерскую привезли 47 сосновых и липовых досок. Липовых было 5 досок. Сколько сосновых досок привезли в мастерскую?

2. Простые инвертированные задачи  типа a – х = b или x – a = b, существенно  отличающиеся от задач первой  группы своей психологической  структурой. Например:

• У мальчика было 12 яблок; часть из них он отдал. У него осталось 8 яблок. Сколько яблок он отдал?

• На дереве сидели птички. 3 птички улетели; осталось 5 птичек. Сколько птичек сидело на дереве?

3. Составные задачи, в которых  само условие не определяет возможный ход решения, типа a + (a + b) = x или a + (a – b) = x. Например:

• У Маши 5 яблок, a y Кати на 2 яблока больше (меньше). Сколько яблок у них обеих?

• У Пети 3 яблока, a y Васи в 2 раза больше. Сколько яблок у них обоих?

4. Сложные составные задачи, алгоритм решения которых распадается на значительное число последовательных операций, каждая из которых вытекает из предыдущей, типа a + + (a + b) + [(a + b) – c] = x. Например:

• Сын собрал 15 грибов. Отец собрал на 25 грибов больше, чем сын. Мать собрала на 5 грибов меньше отца. Сколько всего грибов собрала вся семья?

• У фермера было 20 га земли. С каждого гектара он снял по 3 т зерна. 1/2 зерна он продал. Сколько зерна осталось у фермера?

5. Сложные задачи с инвертированным  ходом действий, одна из основных частей которых остается неизвестной и должна быть получена путем нескольких операций. Например:

• Сыну 5 лет. Через 15 лет отец будет в 3 раза старше сына. Сколько лет отцу сейчас?

• Одна ручка и один букварь стоят 37 рублей. Две ручки и один букварь стоят 49 рублей. Сколько стоят отдельно одна ручка и один букварь?

• Три мальчика поймали 11 кг рыбы. Улов первого и второго был 7 кг; улов второго и третьего — 6 кг. Сколько рыбы поймал каждый из мальчиков?

• Отцу 49 лет. Он старше сына на 20 лет. Сколько лет им обоим вместе?

6. Задачи на прямое (обратное) приведение  к единице, на разность, на части, на пропорциональное деление. Например:

• 15 фломастеров стоят 30 рублей. Купили 8 таких фломастеров. Сколько денег заплатили?

• Купили кисточек на 40 рублей. Сколько кисточек купили, если известно, что 3 такие кисточки стоят 24 рубля?

• На двух полках стояло 18 книг. На одной из них было на 2 книги больше. Сколько книг было на каждой полке?

• Двое мальчиков хотели купить книгу. Одному не хватало для ее покупки 7 рублей, другому не хватало 5 рублей. Они сложили свои деньги, но им все равно не хватило 3 рублей. Сколько стоит книга?

• По двору бегали куры и кролики. Сколько было кур, если известно, что кроликов было на 6 больше, а у всех вместе было 66 лап?

 

 

Приложение № 4

Конспект  внеклассного мероприятия

по математике в 1 классе « Смекай, считай, отгадывай!».  Праздник посвящён повторению чисел первого десятка.

Цели: научить детей

  • самостоятельное выделятье и формулировать познавательную цель;
  • структурировать знания;  осознанно и произвольно строить речевое высказывания в устной и письменной форме; 
  • смысловому чтению; извлечению необходимой информации;
  • самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • преобразованию модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • Развивать познавательные способности учащихся и коммуникативные навыки общения.

I. Вступительная  часть

Почему торжественно вокруг?

Слышите, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Начинаем мы сегодня праздник.

Не случайно ей такой почёт,

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчёт

Для постройки здания, ракеты.Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Почему хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даёшь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

II Слово учителя

Сегодня мы собрались на математический праздник, посвящённый числам 1-го десятка. Мы проведём игру-КВН. Участвовать в игре будут первоклассники. Они разделились на две команды: Лунтики и Смешарики. 
Ребята, вас ждут интересные и познавательные задания. А поддерживать вас будут ваши друзья – обучающиеся 2-го, 3-го, 4-го класса. Выполнение каждого задания будет оцениваться жюри. Победит та команда, которая быстро и правильно выполнит все задания. Удачи вам!

III Ход игры

Разминка

- Ребята, вы изучили числа 1-го десятка. А что это за  числа? Расскажите. 
/Дети показывают числа, которые сделали сами. Рассказывают о том, почему выбрали данное число, читают стихи о числах и загадывают загадки/ 
Загадки:

Танцует крошка, А всего одна ножка. (Юла) 

Три брата – один впереди, Два позади бегут И догнать одного не могут. (Велосипед)

Стоит Антошка На одной ножке Где солнце станет, Туда он и глянет. (Подсолнух) 

Четыре крыла, а не птица, Крыльями машет, а не с места.(Мельница) 
На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. (Град)

Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке. На себе её везёт, очень медленно ползёт. (Улитка)

Приказало солнце: - Стой, семицветный мост Крутой! (Радуга)

Два брата родных: Одного всякий видит, Да не слышит. Другого все слышат, Да не видят. (Гром и молния)

Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи, шёлк! (Паук)

У него глаза цветные, Не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня. (Светофор)

 Десять мальчиков Живут в зелёных чуланчиках.(Горох)

1 конкурс

Перед каждой командой таблица с числами от 1 до 10, числа записаны не по порядку. От каждой команды выйдут по одному ученику и встанут спиной к таблицам, а лицом к зрителям, в руки возьмут указки. По команде учителя ребята повернутся лицом к таблицам, каждый на своей таблице сначала найдёт число 1, покажет его указкой и одновременно назовёт, затем найдёт 2, покажет его указкой и назовёт, и так до 10. Тот, кто быстрее сосчитает до 10, принесёт команде 1 балл. Следом выбегает другой участник команды и начинает счёт. Чья команда быстрее и правильно сосчитает, та и победит. 
2 конкурс

- Назовите числа в каждом  ряду, установите закономерность, продолжите  числовой ряд.   2, 4, 6….                 1, 3, 5….

- Какое среди чисел 1-го  десятка является магическим? Почему? / Оно часто встречается в названиях  сказок, упоминается в пословицах и поговорках./ 
- Какие пословицы с этим числом вы знаете? / Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один раз отрежь./

- Назовите сказки, в названиях  которых встречается число 7. / «Волк  и семеро козлят», «Белоснежка  и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»./ 
3 конкурс

От каждой команды к доске выходят по 3 ученика. Задание: набрать число 7 из чисел первого десятка.

Минутка отдыха для всех детей.

Два конца, два кольца, а в середине гвоздик./Ножницы/

На одной ножке стоит лепёшка.

Кто мимо ни пройдёт, всяк ей поклонится. Что это? /Гриб/

Семьдесят одёжек, и все без застёжек./Капуста/

Шестиногая на потолке, а восьминогий ждёт её в уголке./Муха и паук/

Под крышей - четыре ножки, а на крыше – суп да ложки./Стол/

4 конкурс

- На доске написаны примеры. Какая команда быстрее и правильнее решит примеры, та и победит.

8+1 3+1 7+1 3–1 
2–1 4–1 8–1 1+1 
4+1 7–1 2+1 8+1 
7+1 9+1 4–1 2–1 
10 – 1                                3 – 1                                   9 – 1                                  0+1

5 конкурс

- Послушайте стихотворение

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучайте птиц в мороз к своему окну.

Информация о работе Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности