Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа Мищирякова К..doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 2.  Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности

2.1. Диагностика  уровня сформированности общеучебных  универсальных действий у младших  школьников

В первой главе мы рассмотрели теоретическое обоснование проектирования общеучебных универсальных действий.

 На данном этапе работы необходимо выявить уровень сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников. В качестве базы исследования выступала МОУ «Кузьмичевская средняя общеобразовательная школа». Объектами исследования выступали  1 «А» (экспериментальном) и  1 «Б» (контрольном) классы. Была проведена первичная диагностика с целью определения начального уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников. В эксперименте участвовали 40 учащихся (20 учеников в экспериментальном классе и 20 учащихся в контрольном классе). Исследование включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

На первом (констатирующем) этапе была проведена первичная диагностика в экспериментальном 1 «А» и контрольном  1 «Б» классах. 

Для  исследования  были  выбраны три  методики:

- Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)  с  целью выявления умения ребенка различать предметную и речевую действительность;

- Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в  версии А.Ю.Панасюк)  с  целью  выявления  умения ребенка осуществлять  кодирование с помощью символов;

-  Диагностика универсального  действия общего приема решения  задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)  с  целью выявления сформированности общего приема решения задач.

1. Методика С.Н. Карпова  применяем для работы с учащимися, для того, чтобы определить насколько  правильно ребята понимают задания  учителя, как они участвуют в  обсуждениях и достаточно ли выполняют упражнения, какие допускают ошибки.

2. Мы используем методику «Кодирование», чтобы выявить, насколько сформированы операции кодирования у первоклассников, для хорошего выполнения заданий. Определить в каких моментах учащиеся допускают больше всего ошибок и почему, чтобы результаты учеников улучшились.

3. В диагностике по  А.Р. Лурия и Л. С. Цветковой нам  необходимо выявить, какие способы  используют ученики в решении  задач, для достижения правильного  итогового результата,  определить умения обосновывать результаты решения и ход работы в целом.

Итоги  первичной  диагностики

1. Методика «Проба на определение количества слов в предложении (С.Н.Карпова)».

Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план. Форма и ситуация оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Критерии оценивания: Ориентация на речевую действительность.

Уровни развития знаково-символических действий:

1 уровень - ориентация на  предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. Дети дают неправильный ответ, ориентируются на предметную действительность, выделяют слова, перечисляя существительные-предметы.

2 уровень - неустойчивая ориентация на речевую действительность. Дети дают частично верный ответ, правильно называют слова, но без предлогов и союзов.

3 уровень - ориентация на  речевую действительность как  самостоятельную, дифференциация знаково  – символического и предметного планов. Дети дают частично верный (называют все слова, пропустив или предлог или союз) или полностью правильный ответ.

Результаты  1 «А» класса:

1 уровень – составляет 15 %, он характеризуется на осознании  особого существования речевой  действительности как знаково-символической.

2 уровень – составляет 60%, это значит, что ориентация 
на речевую действительность как самостоятельную проявляется не всегда и не в полной мере.

3 уровень – составляет 25%, характеризуется отличными способностями  детей в ориентации на речевую действительность как самостоятельную.

Результаты 1 «Б» класса:

1 уровень – составляет 10%, он характеризуется на осознании  особого существования речевой  действительности как знаково-символической.

2 уровень – составляет 55%, это значит, что ориентация 
на речевую действительность как самостоятельную проявляется не всегда и не в полной мере.

3 уровень – составляет 35%, характеризуется отличными способностями  детей в ориентации на речевую  действительность как самостоятельную.

 

2. Методика «Кодирование» (11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка)

Оцениваемые УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.

Форма: индивидуальная или групповая работа с детьми.

Критерии оценивания:

  • количество допущенных при кодировании ошибок;
  • число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

1 уровень - ребенок не  понимает или плохо понимает  инструкции. Выполняет задание правильно  на тренировочном этапе и фактически  сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована.

2 уровень - ребенок адекватно  выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много  ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно.

3 уровень - сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно.

Результаты  1 «А» класса:

1 уровень – составляет 70 %, он характеризуется этапами самостоятельного выполнения задания, которые быстро прекращается учащимися, поскольку ими допускается много ошибок.

2 уровень – составляет 25%, это значит, что ребята адекватно  выполняют задание кодирования, работают крайне медленно и  допускают значительное количество ошибок.

3 уровень – составляет 5%, учащихся быстро понимают инструкцию, действуют адекватно, допускают мало ошибок.

Результаты  1 «Б» класса:

1 уровень – составляет 25 %, он характеризуется этапами самостоятельного выполнения задания, которые быстро прекращается учащимися, поскольку ими допускается много ошибок.

2 уровень – составляет 55%, это значит, что ребята адекватно  выполняют задание кодирования, работают крайне медленно и  допускают значительное количество  ошибок.

3 уровень – составляет 20%, учащихся быстро понимают инструкцию, действуют адекватно, допускают мало ошибок.

 

 

3. Диагностика  универсального действия общего  приема решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой)

Оцениваемые универсальные учебные действия: прием решения задач; логические действия.

Метод оценивания:  индивидуальная или групповая работа детей.

Описание задания: все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим (не алгебраическим) способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что полученный ответ правильный.

Критерии оценивания:  умение выделять смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат решения с исходным условием задачи.

Уровни сформированности общего приема решения задач:

1 уровень - при анализе задачи выделяют не только существенные, но и несущественные смысловые единицы текста; создают неадекватные схемы решения; применяют стереотипные способы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.

2 уровень - при анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывают все связи между  данными условия и требованием; применяют стереотипные способы решения; испытывают трудности (допускают ошибки) в соотнесении результата решения с исходными данными задачи.

3 уровень - при анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; создают различные схемы решения; используют разные способы решения; обосновывают соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи.

Существенное место в исследовании особенностей развития интеллектуальной деятельности имеет анализ того, как учащийся приступает к решению задачи и в каком виде строится у него ориентировочная основа деятельности. Необходимо обратить внимание на то, как ученик составляет план или общую схему решения задачи, как составление предварительного плана относится к дальнейшему ходу ее решения. Кроме того, важным является анализ осознания проделанного пути и коррекция допущенных ошибок, а также фиксация обучающей помощи при затруднениях во время выполнения уроков учащегося и анализ того, как он пользуется помощью,

насколько продуктивно взаимодействует с взрослым.

Результаты  1 «А» класса:

1 уровень – составляет 45 %, он характеризуется низким  показателем учащихся, поскольку они применяют стереотипные способы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.

2 уровень – составляет 25%, это значит, ученики 1 классов при создании схемы решения не учитывают все связи между  данными условия и требованием, при анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста

 3 уровень – составляет 30%, характеризуется высоким уровнем учащихся, которые используют разные способы решения; обосновывают соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи.

Результаты  1 «Б» класса:

1 уровень – составляет 55 %, он характеризуется низким показателем учащихся, поскольку они применяют стереотипные способы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.

2 уровень – составляет 15%, это значит, ученики 1 классов при создании схемы решения не учитывают все связи между  данными условия и требованием, при анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста

 3 уровень – составляет 30%, характеризуется высоким уровнем учащихся, которые используют разные способы решения; обосновывают соответствие полученных результатов решения исходному условию задачи.

По результатам, проведенных  диагностик следует отметить, что общеучебные универсальные действия в 1 «А» классе составляют: 3 уровень высокий 25%, 2 уровень средний – 60%, 1 уровень низкий – 15%; в 1 «Б» классе составляют: 3 уровень высокий уровень - 35%, 2 уровень средний –   55%, 1 уровень низкий –  10%. Полученные данные после обработки представлены на рисунке1.

 

Сводные  результаты  первичной  диагностики

МЕТОДИКИ

УРОВНИ

Экспериментальный 1 «А» класс

Экспериментальный 1 «Б» класс

1

2

3

1

2

3

1

15%

60%

25%

10%

55%

35%

2

70%

25%

5%

25%

55%

20%

3

45%

25%

30%

55%

15%

30%


 

Исходя из данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, была поставлена цель формирующего эксперимента: организовать внеклассные мероприятия, классные часы для развития у детей младшего школьного возраста условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  выбора оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

 

 

 

 

 

2.2. Система средств  по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности

На этапе формирующего эксперимента проводилась работа по проектированию общеучебных универсальных действий учащихся 1 «А» экспериментального класса.

Целью формирующего эксперимента стало проектирование общеучебных универсальных  действий учащихся 1 «А»класса.

Информация о работе Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности