Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа
Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения
Полученные данные после обработки представлены на рисунке 8.
Контрольный 1 «Б» класс
Рис.8. Динамика уровня сформированности общего приема решения задач по методике А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой
При сравнении в экспериментальном и контрольном классах полученные данные, показаны на рисунке 9.
Рис. 9. «Диагностика универсального действия общего приема решения задач» по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой (ноябрь 2012).
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии общеучебных универсальных действиях младших школьников: в экспериментальном классе увеличилось количество детей с высокими показателями, и соответственно, уменьшилось с низким уровнем.
По результатам проведенных исследований выявлена положительная динамика в развитии логического общеучебного способа действия мышления младших школьников. Повысился уровень знаково-символических действий, на 5 %, возрос и уровень решения задач на 10 %, повысилась ориентация на речевую действительность на 10 %. У большинства учеников стали чаще проявляться такие качества как интерес к решению задач, любознательность, самостоятельность, дисциплинированность, усидчивость.
Таким образом, мы считаем, что этому способствовал, правильный выбор основных направлений по формированию внеклассной деятельности у младших школьников.
Проведенные нами исследования показали, что в экспериментальном классе, где проводились мероприятия, направленные на формирование условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности отмечена положительная динамика. Поэтому, можно утверждать, что целенаправленное и регулярное использовании таких методов и приемов как: метод игры, практический, загадки, драматизация, рефлексия и т.д. способствуют формированию познавательных общеучебных универсальных учебных действий.
Необходимо отметить, что младшие школьники нуждаются в проведении таких внеклассных мероприятиях для дальнейшего успешного обучения, чтобы каждый ученик был способен решать задачи любого уровня сложности и смог применять свои знания в жизни. Это очень важно в современном мире.
Выводы по 2 главе
Так как универсальные учебные действия (УУД) формируются в процессе сотрудничества учителя и учащихся, то основным условием этого процесса является выстраивание субъект - субъектных отношений учителя и учащихся, при которых ученик становится не объектом педагогических воздействий, а активным участником образовательного процесса.
Проектирование образовательно-воспитательной программы начального образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Успешность их развития решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей, а так же от ориентации на сущностные знания в определенных предметных областях. Помимо содержания на эффективность процесса формирования УУД существенно влияют умения учителя организовать учебную деятельность учащихся.
Не менее важным становится содержание учебного материала урока, его развивающий, проблемный характер. Содержание должно создавать условия для воспитания, развития широких познавательных интересов, мотивов, любознательности и творчества, проектирования ситуаций, стимулирующих мышление, поисковую активность с проявлением и развитием начал самостоятельной деятельности у детей младшего школьного возраста.
Заметим, что по результатам проведенных исследований выявлена положительная динамика в развитии логического общеучебного способа действия мышления младших школьников. Учащиеся 1 классов достаточно хорошо ориентируются в учебнике, умеют отвечать на вопросы учителя, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие, но было замечено, что ученики сталкивались с проблемой поиска информации. Проблематично группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, а так же подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
После проведения мероприятий у большинства учеников стали чаще проявляться такие качества как интерес к решению задач, любознательность, самостоятельность, дисциплинированность, усидчивость, они научились формулировать темы, прослушанных текстов.
Заключение
В ходе исследования мы рассматриваем универсальные учебные действия как совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
В первой главе мы рассматривали теоретические основы проблемы проектирования общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности
В ходе первой задачи мы выявили сущностные особенности общеучебных универсальных действий, которые заключаются в анализе психолого-педагогических и научных исследований универсальных учебных действий, а так же общеучебных универсальных действий. Вследствие этого, выделяют понятия «универсальность», «общеучебные умения».
В процессе решения второй задачи, нами были рассмотрены особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности. Эти особенности процесса заключены в эффективной организации второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия которой отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целях осуществления взаимных интересов и достижения единого, конкретного, образовательного результата.
Во второй главе раскрыта практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности. В которой выполнена диагностика уровня сформированности общеучебных ууд у младших школьников, поскольку успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, вплоть до настоящего времени серьезной широкомасштабной систематической работы по их внедрению в школьное обучение не производилось.
Нами была подобрана система средств по развитию общеучебных универсальных действий во внеучебной деятельности.
Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения.
Особое внимание при проведении внеурочных занятий уделяется использованию игр и игровых ситуаций, и все занятие – это одна большая игра, путешествие, викторина или другая понятная, доступная, увлекательная для первоклассников форма. Ведь именно игра способствует формированию новой ведущей деятельности – учебной, она развивает творческие возможности, основа которых воображение. Игры, которые вошли в планирование мероприятий, способствуют созданию познавательного мотива, активизируют мысль, повышают работоспособность, воспитывают ответственность за успехи работы в паре, группе и свои лично, создают у детей бодрое, рабочее настроение. Многие задания на логику, развитие интеллекта даются в готовом виде: нужно лишь что-то дорисовать, вписать, поставить значок, измерить, переставить и т.д. В зависимости от характера заданий дети могут на занятии вставать из-за парты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам. Для снятия напряжения и переутомления в ход занятий введены 2-3 физминутки, которые подчинены теме занятия и направлены на отдых детей, развитие различных групп мышц, мелкой моторики, для профилактики нарушений осанки.
На таких занятиях существенная роль отводится итогам работы, выводам, планированию дальнейших действий, самооценке. Занятия проводятся в кабинете, библиотеке, спортивном и актовом зале, на улице, в форме экскурсий. Важно создание доброжелательной обстановки, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку. Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классноурочной обстановки; стесняющиеся отвечать. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы. Для первоклассника важно доброе, позитивное отношение, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
Если обратить внимание на итоговые диагностики, мы пронаблюдаем, что высокий уровень общеучебных универсальных действий учащихся возрос на 10%, средний уровень повысился на 15 %, а низкий сократился на 15 %. Эти данные подтверждают правильное проектирование общеучебных универсальных учебных действий, а так же полностью отображают эффективную работу.
Цель исследования заключалась в выявлении особенностей проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности. Предполагаем, что поставленная перед нами цель, была полностью достигнута.
Гипотеза исследования подтвердилась, так как мы учитывали особенности универсальных учебных действий. Они отражались в создании благоприятной развивающей среды; возрастные особенности формирования универсальных действий у детей младшего школьного возраста были учтены. Поэтому
процесс проектирования является целостным, системным и целенаправленным, который реализовывался непрерывно через все предметные области и внеурочную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учёт и коррекция. –М.: Академия, изд- е 2-е, 2005. – 231с.;
2. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург,февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.;
3. Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] / Н. И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 94-100.
4. Арефьева О.М. Из
опыта работы по формированию
универсальных учебных
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN 9785090191487.
6. Бадмацыренова В.В. Совершенствование общеучебных умений и навыков: методическое пособие для учителя. – Улан-Удэ, 2009 - 72 с.
7. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 111 с.
8. Байрамукова П.
У. Внеклассная работа как
9. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации// Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.
11. Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, М. «Программы внеурочной деятельности» «Просвещение» 2011;
12. Дахин А. Н. Педагогика компетентности / А. Н. Дахин // Педагогический профессионализм в современном образовании // Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвящённой Году Учителя (17-20 февраля 2010 г.): в 3 ч. / под науч. ред. Е. В. Андриенко. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. – Ч. 1. – С. 125–144 (1 п. л.).
13. Демидова А.П. Формирование
новых понятий у учащихся
14. Демидова Т.Е. Профессиональная
подготовка будущего учителя
к формированию общеучебных
15. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты / сост. Т.Г.Макеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 125с.: ил.
16. Дмитриенко З.И. Проектирование
основной образовательной