Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа Мищирякова К..doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.

- Чему учит нас это  стихотворение?

- Каких птиц вы знаете?

- У каждой команды лежат  рисунки с изображением птицы. Ваша задача - раскрасить птичку, сделать её яркой и пёстрой. А помогут вам в этом примеры, потому что каждый ответ будет соответствовать определённому цвету: 6-жёлтый, 7-красный, 4-синий, 9-зелёный, 8-коричневый, 2-чёрный. 
4+2, 10-3, 8-4, 6-4, 9-5, 7+2, 5+3, 2+4, 3+6.

Вопросы для зрителей

1. Когда гусь стоит  на двух ногах, то весит 4кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?/4кг/

2. На берёзе сидели  две вороны и смотрели в  разные стороны: одна на юг, другая  на север.

- У тебя, - говорит первая  ворона, - лапки в грязи.

- А у тебя, - отвечает  вторая, - клюв в земле.

- Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят?/Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны./

3. Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину я тяну.

Что это? /Игла/

4. Два братца в воду  глядятся,

А всё не сойдутся.

Что это? /Берега реки/

5. Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

Кто это? /Бабочка, стрекоза/

6. Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги. Что это? /Стол/

7. Зубов полста, а безо  рта,

Две пары гребней, а причешись-ка ей?! /Борона/ 
6 конкурс

Каждой команде прочитывается задачка в стихах. Команды по очереди отвечают. За каждый правильный ответ получают балл.

1. Муравьишка шёл домой, Вёз в тележке груз такой: две  травинки, две былинки, три тяжёлые хвоинки. Сколько разных вещей вёз в тележке муравей?

2. День рожденья у лисицы. Это кто к ней в дом стучится? Волк, медведь, барсук, енот, даже серый Васька – кот. Прискакала даже белка. Сколько надо всем тарелок?

3. По тропинке кошка  шла, за собой котят вела: белых два и чёрных пять. Кто успел их сосчитать?

4.Совушка-сова, большая голова,вывела  совят, построила в ряд: 
Два смелых, два неумелых,

Один во-от такой маленький!

Сколько всего совят?

5. В гнезде у синичек  лежат семь яичек.

Мама-синичка положила ещё два яичка.

Сколько яичек в гнезде у синичек?

6. По траве бежал котёнок, а за ним бежал щенок.

Кто, ребята, сосчитает, сколько там бежало ног?

IV. Подведение итога игры /Жюри объявляет победителя/

V. Награждение  команд

VI. Исполнение  песни о дружбе

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

Конспект  внеклассного мероприятия «Королевство - логика»

Цель:  формировать

  • базовые понятия: суждения (истина или ложь), сопоставления, множества, обобщение, логика при выполнении практических заданий.
  • навыка поиска и выделения необходимой информации, в том числе решения рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов;
  • умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
  • навыка преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • навыка постановки и формулирования проблемы;
  • действия самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
  • построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной и письменной форме; 
  • умение извлекать необходимую информацию;
  • навыки самостоятельного создания алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • действия преобразования модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

Ход мероприятия

1. Организационный  момент.

- Сегодня мы отправляемся  в путешествие по королевству  «Логика».

Появляется понятие «логика».

- На ваших партах лежат  тольковые словари Ожегова С. И.. найдите, пожалуйста,  в нем  слово «логика». (работа на поиск информации). Зачитайте понятия.

  1. Наука о законах мышления.
  2. Ход рассуждений, умозаключений.
  3. Разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь.

Для этого нам нужно разделиться на две команды по 10 человек.

- Чтобы попасть в королевство, нужно получить разрешение. Каждая команда отвечает на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ вы получаете звезду.

2. Разминка.

Вопросы командам:

  1. Что легче – 1 кг ваты или 1 кг железа? (Их масса одинакова.)
  2. Тройка лошадей пробежала 15 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (15 км)
  3. Что случится с вороном, когда ему исполнится два года? (Пойдёт третий год.)
  4. 12 месяцев – сколько это? (Год.)
  5. Когда вы смотрите на 2, а говорите 14? (Когда на часах 2 часа дня, т.е. 14 часов.)
  6. Если цапля стоит на одной ноге, то весит 15 кг. Сколько она будет весить, если встанет на 2 ноги? (15 кг)
  7. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц? (3 минуты.)
  8. В каком месяце 29 дней? (В феврале.)
  9. Сколько килограммов в 1 тонне?
  10. Какое время года бывает 2 раза в году? (Зима.)
  11. Бревно распилили на 3 части. Сколько сделали распилов? (2)
  12. Назовите наибольшее двузначное число. (99)
  13. Четыре года назад Саше было 8 лет. Сколько лет будет Саше через 5 лет? (17)
  14. У Оли было 18 рублей. Она истратила из них столько же, сколько осталось. Сколько рублей осталось у Оли? (9)
  15. Продолжите числовой ряд: 26, 23, 20… (17)
  16. Когда можно сказать, что 1=60? (1 час=60 мин, 1мин=60 с)
  17. Назовите число, в котором 3 сотни и 7 единиц. (307)
  18. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)
  19. Сколько ног у паука? (8)
  20. Сколько ног у комара? (6)
  21. Какой год длится всего один день? (Новый год.)
  22. Верёвку нужно разрезать на 4 части. Сколько разрезов нужно сделать? (3)
  23. Назовите наименьшее трёхзначное число. (100)
  24. На столе было 5 стаканов молока. Дима выпил один стакан. Сколько стаканов осталось? (5)
  25. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
  26. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
  27. Когда можно сказать, что 1=1000? (1 кг=1000 г, 1 т=1000 кг)
  28. Через 5 лет Косте будет 13 лет. Сколько лет было Косте 3 года назад? (5)
  29. Назовите число, в котором 7 сотен и 2 десятка. (720)
  30. Каким гребнем волосы не расчешешь? (Петушиным.)

- Молодцы! Вам разрешается  посетить королевство «Логики». Перед нами карта. На ней – лабиринт тропинок. Нам необходимо добраться до замка. По пути будут встречаться новые слова, значение которых я буду вам объяснять.

3. Озеро сравнений.

Появляются понятия сопоставление, сравнение.

-Сопоставления– это сравнение свойств предметов или явлений между собой, т.е. мы выделяем признаки, свойства предметов.

- Каждой команде выдаются  картинки, на которых нужно найти 10 отличий, обвести их в кружок. Время для выполнения – 2 минуты. Оценивается правильность и быстрота.

- Молодцы! Двигаемся дальше.

4. Гора «Ребусов».

- Команды получают по 2 ребуса, в которых необходимо  отгадать 2 слова. И вы узнаете, на  каком уроке, кроме математики, мы  ещё встречаемся с Логикой. Работают все игроки. Время для выполнения задания – 3 минуты.

5. Загадочная поляна.

- На этой поляне мы  будем отгадывать загадки, в тексте  которых есть числительные. Ответ  принимается от первого поднявшего  руку.

Загадки:

  1. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)
  2. Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)
  3. Пять братцев в одном домике живут. (Пальцы в варежке.)
  4. Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце встанет, туда он и глянет. (Подсолнух.)
  5. Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)
  6. В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбузные семечки.)
  7. Нас семь братьев, летами все равные, а именем разные. (Дни недели.)
  8. В году у дедушки четыре имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)
  9. 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
  10. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)
  11. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
  12. 5 мальчиков, 5 чуланчиков. Разошлись мальчики по тёмным чуланчикам. (Пальцы в перчатке.)
  13. Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязанной сидят. (Рука в варежке.)
  14. 4 ноги, а ходить не может. (Стол или стул.)

6. Графство объединённых множеств.

Появляются понятия множество, обобщение.

Множество – объединение предметов на основе общих свойств признаков.

Обобщение – объединение предметов в одно множество на основе общих признаков или свойств.

- Командам выдаются конверты с картинками. Их необходимо разделить на группы по какому-либо признаку. Записать на листке названия получившихся множеств.

7. Пустыня суждений.

Появляются понятия суждение, истина, ложь.

Суждения – это некоторые утверждения о предметах или явлениях, выраженные в форме предложения.

Суждения бывают истинные и ложные.

Истинные суждения– правдивые.

Ложные суждения – не правдивые, лживые.

- Каждой команде выдаются  вопросы, на которые нужно ответить - истинное это выражение или  ложное. Если выражение истинное, то квадратик с номером этого выражения оставляем пустой. Если выражение ложное, то квадратик с номером этого выражения закрашиваем. В итоге должен получиться рисунок (собачка).

8. Замок принцессы.

- Чтобы войти в замок, нужно решить логические задачи. Задачи командам даются по очереди.

Логические задачи:

  • Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить её на угол стола.)
  • Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2,4,6)
  • На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (Переложить крайнюю.)
  • В корзине лежат 5 яблок. Как разделить яблоки между 5 девочками поровну, но так, чтобы 1 яблоко осталось в корзине? (Одна девочка возьмёт яблоко вместе с корзиной.)
  • Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может, т.к. ночь разделяет дни.)
  • У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (Круг, овал, любая замкнутая линия.)
  • Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить на угол.)
  • Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой:»У меня 6 дочерей, а у каждой – родной брат». Сколько детей? (7)
  • На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  • Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке – по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного, на берёзах яблоки не растут.)
  • В каждом из четырёх углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек? (4)
  • Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как такое могло случиться (Всего было 3 человека: сын, отец и дед.)
  • Двое пошли – 5 грибов нашли. Четверо пойдут – много ли найдут? (Неизвестно.)
  • Представь себе, что ты – машинист паровоза, ведущего пассажирский состав из Кирова в Москву. В его составе 13 вагонов. Поезд обслуживается бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту поезда? (Машинисту поезда столько лет, сколько лет тому, кто решает эту задачу, т.к. в условии сказано: «Представь себе, что ты - машинист паровоза…».)

Информация о работе Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности