Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа
Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения
Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности. [5, с. 26] Именно поэтому возникла необходимость в создании программы проектирования универсальных учебных действий.
По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений. От освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
Сегодня наиболее перспективным путем признано проектирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.
Специфика общеучебных умений проявляется в том, что они вносят общенаучный характер и являются универсальными способами получения и применения знаний, в отличии от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной области познания (И.Я. Лернер, Н.И. Лошкарева, В.В. Краевский, Н.А. Менчинская, А.В. Усова и др.).
Отметим, что универсальность (от латин. Universalis – всеобщий) как признак общеучебных умений является значимой для предпринятого нами исследования. Указанный признак общеучебных умений и навыков проявляется в возможности их широкого переноса в различные сферы деятельности для решения любых задач, независимо от их конкретного содержания.[35]
Данный факт показывает правомерность использование современной наукой в качестве термина «общеучебные умения» синонимичного ему понятия «универсальные учебные действия».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.[5,8,35]
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Мы будем рассматривать понятие универсальных учебных действий младших школьников как совокупность способов действий, а так же связанных с ними способов учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самововершенствованию.
Разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения выделяются следующие функции универсальных учебных действий:
1) обеспечение возможностей
учащегося самостоятельно
2) создание условий для
гармоничного развития
3) обеспечение успешного
усвоения знаний, умений и навыков
и формирование
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:
1) носят надпредметный и метопредметный характер (А.Г. Асмолов);
2) обеспечивают преемственность
всех ступеней
3) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
4) обеспечивают этапы
усвоения учебного содержания
и формирования
5) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.). [5,17,33]
В настоящее время определяют пять ведущих классификаций общеучебных умений (Н.И. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, А.В. Усова, Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагина). Основаниями для классификации данных умений служат: уровень познавательной самостоятельности, вид учебной деятельности, структурные компоненты учебной деятельности, наиболее значимые стороны учебно-познавательной деятельности и др. [30]
Традиционной считается классификация, предложенная Н.И. Лошкаревой, в которой общеучебные умения подразделяются на 4 группы:
1) учебно-организационные умения (организация учебного труда);
2) учебно-информационные умения (работа с источниками информации);
3) учебно-коммуникативные умения (культура устной и письменной речи);
4) учебно-интеллектуальные умения (приемы и методы умственного труда).
Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков общеучебные умения разбивают на три группы:
На наш взгляд достаточно универсальной является классификация общеучебных умений, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Данная классификация универсальных учебных действий избирается в качестве основы нашей работы.
Таким образом, в нашей работе роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для успешного осуществления младшими школьниками определенной совокупности действий, обеспечивающих их «умение учиться», приобретают 4 блока умений:
1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этническими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности;
3. Познавательные универсальные
учебные действия
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
4. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества – согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка;
- с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой
социальной позиции, расширением
сферы взаимодействия ребёнка
с окружающим миром, развитием
потребностей в общении, познании,
социальном признании и
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у
школьника основ умения
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием,
которое существенным образом
связано с характером
Младшим школьным возрастом принято считать возраст с 6,5 до 10-11 лет. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического и психического развития ребенка. Однако первый год начального обучения имеет статус адаптационного и опирается на элементы ведущей деятельности дошкольного возраста. Завершение начального обучения связано с началом кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности. Поэтому при переходе из начальной школы в основную вновь возникает проблема адаптации. [21]
Центральные психологические новообразования, формируемые на начальной ступени обучения:
При определении основных характеристик содержания Программы формирования универсальных учебных действий необходимо учесть индивидуальные особенности развития детей: темп деятельности, особенности развития когнитивной сферы, личностные характеристики, стартовый уровень готовности к обучению.
Проектирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к проектированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для проектирования универсальных учебных действий.
Кроме того, значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целях осуществления взаимных интересов и достижения единого, конкретного, образовательного результата. [4]
Опыт внеклассной работы в образовательных учреждениях достаточно велик. Педагогов всегда заботило то, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы и дополнительного образования использовать, чтоб сделать жизнь школьников более интересной насыщенной и комфортной? Как улучшить здоровье воспитанников, разнообразить досуг, удовлетворить их потребности в освоении внешкольного образования?