Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - общеучебные универсальные действия младших школьников.
Предмет исследования - процесс проектирования общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования - выявить особенности проектирования общеучебных универсальных действий младшего школьника во внеучебной деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы общеучебных универсальных действий у младших школьников ……………………........7
1.1. Сущностная характеристика понятия «общеучебные универсальные действия»……………………………………………………………………..........
1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности..........................................................................................................14
Глава 2. Практическая работа по проектированию общеучебных универсальных действий младших школьников во внеучебной деятельности……………………………………………………………………25
2.1. Диагностика уровня сформированности общеучебных универсальных действий у младших школьников…………………………………………………
2.2. Система средств по проектированию общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности…………………..............................................................................32
Заключение………………………………………………………………….......44
Список литературы……………………………………………………….........48
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая работа Мищирякова К..doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности. [5, с. 26]  Именно поэтому возникла необходимость в создании программы проектирования  универсальных учебных действий.

По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений. От освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

Сегодня наиболее перспективным путем признано проектирование у  школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

Специфика общеучебных умений проявляется в том, что они вносят общенаучный характер и являются универсальными способами получения и применения знаний, в отличии от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной области познания (И.Я. Лернер, Н.И. Лошкарева, В.В. Краевский, Н.А. Менчинская, А.В. Усова и др.).

Отметим, что универсальность (от латин. Universalis – всеобщий) как признак общеучебных умений является значимой для предпринятого нами исследования. Указанный признак общеучебных умений и навыков проявляется в возможности их широкого переноса в различные сферы деятельности для решения любых задач, независимо от их конкретного содержания.[35]

Данный факт показывает правомерность использование современной наукой в качестве термина «общеучебные умения» синонимичного ему понятия «универсальные учебные действия».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.[5,8,35]

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Мы будем рассматривать понятие универсальных учебных действий младших школьников как совокупность способов действий, а так же связанных с ними способов учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самововершенствованию.

Разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения выделяются следующие функции универсальных учебных действий:

1) обеспечение возможностей  учащегося самостоятельно осуществлять  деятельность учения, ставить, учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2) создание условий для  гармоничного развития личности  и ее самореализации на основе  готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

3) обеспечение успешного  усвоения знаний, умений и навыков  и формирование компетентностей  в любой предметной области. [29]

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они:

1) носят надпредметный  и метопредметный характер (А.Г. Асмолов);

2) обеспечивают преемственность  всех ступеней образовательного  процесса (Е.Н. Ращикулина);

3) лежат в основе организации  и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

4) обеспечивают этапы  усвоения учебного содержания  и формирования психологических  способностей учащегося;

5) обеспечивают целостность  общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.). [5,17,33]

В настоящее время определяют пять ведущих классификаций общеучебных умений (Н.И. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, А.В. Усова, Л.М. Фридман и И.Ю. Кулагина). Основаниями для классификации данных умений служат: уровень познавательной самостоятельности, вид учебной деятельности, структурные компоненты учебной деятельности, наиболее значимые стороны учебно-познавательной деятельности и др. [30]

Традиционной считается классификация, предложенная Н.И. Лошкаревой, в которой общеучебные умения подразделяются на 4 группы: 

1) учебно-организационные  умения (организация учебного труда);

2) учебно-информационные  умения (работа с источниками информации);

3) учебно-коммуникативные  умения (культура устной и письменной  речи);

4) учебно-интеллектуальные  умения (приемы и методы умственного  труда).

Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков общеучебные умения разбивают на три группы:

  1. Учебно-управленческие – общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.
  2. Учебно-информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
  3. Учебно-логические умения – общеучебные умения, обеспечивающие четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач (анализ и синтез; сравнение; обобщение и классификация; определение понятий; доказательство и опровержение; определение и решение проблемы).

 На наш взгляд достаточно универсальной является классификация общеучебных умений, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Данная классификация универсальных учебных действий избирается в качестве основы нашей работы.

Таким образом, в нашей работе роль главных, приоритетных умений, необходимых и достаточных для успешного осуществления младшими школьниками определенной совокупности действий, обеспечивающих их «умение учиться», приобретают 4 блока умений:

1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этническими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные универсальные  учебные действия, обеспечивающие  организацию учащимися своей  учебной деятельности;

3. Познавательные универсальные  учебные действия структурируются  из общеучебных и логических  универсальных учебных действий и постановка и решения проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

4. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества – согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

1.2. Особенности процесса проектирования общеучебных универсальных действий в младшем школьном возрасте во внеучебной деятельности

 

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: 

- с изменением при поступлении  в школу ведущей деятельности  ребёнка;

- с переходом к учебной  деятельности (при сохранении значимости  игровой), имеющей общественный характер  и являющейся социальной по содержанию;  

- с освоением новой  социальной позиции, расширением  сферы взаимодействия ребёнка  с окружающим миром, развитием  потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением  ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у  школьника основ умения учиться  и способности к организации  своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом  самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- с моральным развитием, которое существенным образом  связано с характером сотрудничества  со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями  дружбы, становлением основ гражданской  идентичности и мировоззрения. [5,17]

Младшим школьным возрастом принято считать возраст с 6,5 до 10-11 лет. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического и психического развития ребенка. Однако первый год начального обучения имеет статус адаптационного и опирается на элементы ведущей деятельности дошкольного возраста. Завершение начального обучения связано с началом кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности. Поэтому при переходе из начальной школы в основную вновь возникает проблема адаптации. [21]

Центральные психологические новообразования, формируемые на начальной ступени обучения:

  • сформированность внутренней позиции школьника (умение учиться),  словесно-логическое мышление, смысловая память, произвольность психических процессов (памяти, внимания, мышления), письменная речь, рефлексия содержания, способов действия, планирование деятельности;
  • развитие целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. [11,29]

При определении основных характеристик содержания Программы формирования универсальных учебных действий необходимо учесть индивидуальные особенности развития детей: темп деятельности, особенности развития когнитивной сферы, личностные характеристики, стартовый уровень готовности к обучению.

Проектирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к проектированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», в отношении  ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для проектирования универсальных учебных действий.

Кроме того, значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целях осуществления взаимных интересов и достижения единого, конкретного, образовательного результата. [4]

Опыт внеклассной работы в образовательных учреждениях достаточно велик. Педагогов всегда заботило то, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы и дополнительного образования использовать, чтоб сделать жизнь школьников более интересной насыщенной и комфортной? Как улучшить здоровье воспитанников, разнообразить досуг, удовлетворить их потребности в освоении внешкольного образования?

Информация о работе Проектирование общеучебных универсальных действий у младших школьников во внеучебной деятельности