Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически проводить профилактику конфликтов, то это будет способствовать формированию коллектива (увеличению коэффициента сплоченности детей и повышению их социометрического статуса в коллективе).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать информацию из педагогических, психологических, социологических литературных источников по теме;
2. определить содержание основных («конфликт», «коллектив») и дополнительных понятий;
изучить способы формирования детского коллектива;
изучить способы предотвращения и предупреждения конфликтов в начальной школе;
определить совокупность методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Конфликт: структура, виды, этапы развития и методы разрешения
1.1. История изучения конфликтов и коллектива в науках о человеке………...8
1.2. Подходы к определению конфликта……………………………………….19
1.3. Структура конфликта……………………………………………………….22
1.4. Классификация конфликтов……………………………………………......27
1.5. Факторы, влияющие на конфликтность ребенка……………………...…..31
1.6. Этапы развития конфликта и основные методы разрешения конфликтов… ……………....…........................................................................................................37
1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе.........43

Глава 2. Особенности формирования детского коллектива
2.1. Понятия «коллектив», «детский коллектив»…………………..…………..48
2.2. Стадии развития и способы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………50

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможности профилактики конфликтов в формирование коллектива младших школьников………………………………………………………………………54
3.1. Констатирующий этап эксперимента: исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов…………………………………55
3.2. Формирующий этап: проведение системы профилактических занятий по теме «Конфликт» в экспериментальном классе………………………………..60
3.3. Контрольный этап эксперимента: повторное исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………….64


Заключение………………………………………………………………………71
Список литературы……………………………………………………………..73

Файлы: 1 файл

text_kursovoy.doc

— 983.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………..………….3

Глава 1. Конфликт: структура, виды, этапы развития и методы разрешения

1.1. История изучения  конфликтов и коллектива в науках о человеке………...8

1.2. Подходы к определению конфликта……………………………………….19

1.3. Структура конфликта……………………………………………………….22

1.4. Классификация конфликтов……………………………………………......27

1.5. Факторы, влияющие на конфликтность ребенка……………………...…..31

1.6. Этапы развития конфликта и основные методы разрешения конфликтов… ……………....…........................................................................................................37

1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе.........43

 

Глава 2. Особенности формирования  детского коллектива

2.1. Понятия «коллектив»,  «детский коллектив»…………………..…………..48

2.2. Стадии развития  и способы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………50

 

Глава 3. Опытно-экспериментальное  исследование возможности профилактики конфликтов в формирование коллектива младших школьников………………………………………………………………………54

3.1. Констатирующий этап  эксперимента: исследование уровня  конфликтности и сформированности  коллектива учащихся экспериментального  и контрольного классов…………………………………55

3.2. Формирующий этап: проведение  системы профилактических занятий по теме «Конфликт» в экспериментальном классе………………………………..60

3.3. Контрольный  этап эксперимента: повторное исследование  уровня конфликтности и сформированности  коллектива учащихся экспериментального  и контрольного классов………………………………….64

 

 

Заключение………………………………………………………………………71

Список литературы……………………………………………………………..73

Список приложений……………………………………………………………75

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема  конфликта как случая обострения противоречий до сих пор вызывает огромный практический интерес социологов, психологов, философов.

В настоящее  время проблема влияния конфликта  на межличностные отношения является чрезвычайно популярной, причем не только на уровне профессионалов, но и на уровне обыденного сознания, что объясняется скачком в развитии психологии и конфликтологии.

Несмотря  на актуальность, проблема влияния  конфликтов на формирование коллектива младших школьников является недостаточно изученной, ей почти не уделяется внимания, хотя решение этой проблемы дает возможность создать эффективный коллектив с благоприятными отношениями в нем.

Уже сейчас появилось  достаточное количество теоретических источников, посвященных конфликтам, в том числе школьным конфликтам. Но в литературе больше всего внимания обращено к конфликтам между учениками и родителями, между учениками и учителем, в то время как конфликты между учениками освещены недостаточно полно.

Исследование  проблемы конфликтов затрагивает не только возрастную психологию, социальную психологию, психологию общения, но и такие области научного знания как педагогика, философия, социология и др.

Проблемой исследования по теме: «Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников» является поиск ответа на вопрос: какие направления профилактики конфликтов способствуют эффективному формированию коллектива младших школьников.

Объектом  исследования выступает процесс формирования коллектива младших школьников.

Предметом исследования является влияние различных методов (мероприятий), направленных на профилактику конфликтов, в процессе формирования коллектива младших школьников.

Цель  исследования: показать влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников.

Гипотеза исследования: если систематически проводить профилактику конфликтов, то это будет способствовать формированию коллектива (увеличению коэффициента сплоченности детей и повышению их социометрического статуса в коллективе).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать информацию из педагогических, психологических, социологических литературных источников по теме;

2. определить содержание основных («конфликт», «коллектив») и дополнительных понятий;

  1. изучить способы формирования детского коллектива;
  2. изучить способы предотвращения и предупреждения конфликтов в начальной школе;
  3. определить совокупность методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;
  4. спланировать и реализовать на практике систему профилактических мероприятий по теме «Конфликт».

Для реализации цели и задач, обозначенных выше, целесообразно использовать такие теоретические методы как анализ психологических и педагогических литературных источников по теме, синтез точек зрения различных авторов, классификация, сравнение и обобщение научных фактов.

Методы осуществления опытно-экспериментального исследования: констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, социометрическое исследование Якоба Морено, модифицированная методика А.Ассингера, наблюдение за конфликтностью и сплочённостью коллектива, психологические игры и упражнения.

Подготовка  работы была бы невозможна без обращения  к трудам выдающихся авторов, таких как С.М. Емельянов, Н.Ф. Вишнякова, Н.В. Самоукина, Д.Я. Райгородский, С.А. Смирнова, А.И. Захаров и др..

Психолог  С.М. Емельянов в книге «Практикум по конфликтологии» дает определение термина «конфликт», определяет структуру, сущность конфликта, выделяет большое количество основ для классификации конфликтов.

Н.Ф. Вишнякова в учебном пособии «Конфликтология» освещает вопросы теории и практики в области конфликтологии. Автор по-новому раскрывает понятие «конфликт», предлагает продуктивный подход к изучению конфликта как с научной точки зрения, так и с точки зрения искусства предотвращения отрицательных последствий конфликтов.

Н.В. Самоукина в психологическом практикуме «Игры, в которые играют...» предлагает учителю эффективную помощь в форме психологических методов, которую учитель, даже в отсутствие опытных психологов, может освоить на практике самостоятельно и использовать во время уроков. Эти методы предложены в виде психологических игр, упражнений. Также в этой книге собран полезный учителю теоретический материал.

Д.Я. Райгородский - составитель пособия, которое содержит около 100 методик, опросников, тестов, с помощью которых можно продиагностировать межличностные отношения, психические состояния, свойства личности и т.д. Пособие также содержит методики диагностики межличностных и групповых отношений, диагностики предрасположенности личности к конфликту и многое другое. Учебник С.А. Смирновой «Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии» содержит описание методов, необходимых для реализации практической части данной дипломной работы.

Книга А.И. Захарова «Практические рекомендации по ведению групп социально – психологического тренинга» помогает в определении стадий развития коллектива, также содержит рекомендации автора по проведению практических занятий в группе.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в отборе и систематизации представленных в современной психолого-педагогической литературе методов и методик, диагностики показателей конфликтности младших школьников и уровня сформированности детского коллектива. Также в работе представлены игры и упражнения, направленные на профилактику конфликтов. Данная работа может быть интересна учителям начальных классов, педагогам ГПД, родителям младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. КОНФЛИКТ: СТРУКТУРА, ВИДЫ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ

1.1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ  И КОЛЛЕКТИВА В НАУКАХ О ЧЕЛОВЕКЕ

Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о конфликтах встречаются во многих дошедших до нас памятниках литературного искусства. Взять, к примеру, сюжет с “яблоком раздора” и “судом Париса”; библейское сказание о раздоре между Каином и Авелем – сыновьями Адама и Евы; можно вспомнить русские былины.

Конфуций еще в V I в. до н. э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а  с ними и конфликты, порождают, в  первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он наставлял, что нужно улучшать нравы, устранять пороки, избегать ссор, достигать того, чтобы “тяжбы не велись”. Сам Конфуций обладал несомненными достоинствами, по словам его многочисленных учеников, был “ласков, добр, почтителен, бережлив и уступчив”. Ему были чужды, по крайней мере, четыре недостатка: “склонность к домыслам, излишняя категоричность, упрямство, себялюбие”.

Древнегреческий философ  Гераклит считал, что в мире все  рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как  важное свойство, непременное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть “отец всего и царь всего”.

Конфликтам уделяли  внимание и такие выдающиеся умы  античности, как Платон и Аристотель (V – I V вв. до н. э.). Они полагали: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.

В условиях средневековья  коллективизм означал подчинение человека феодальному государству, поглощение личности крестьянской общиной, ремесленным  цехом, купеческой корпорацией, рыцарским  или монашеским орденом.

Только на излете средних веков сформировался в мощную силу индивидуализм. Это нашло свое выражение в западноевропейском гуманизме, постулатах христиан-протестантов, учении об естественном праве и общественном договоре, идеях раннего либерализма.

Томас Мор, Эразм Роттердамский, Френсис Бэкон и другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества.

Джон Локк и Томас Гоббс полагали, что человек есть отдельное самоценное существо, для которого другие люди – только среда обитания. В соотнесении с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей – это “война всех против всех”, в которой люди выступают в качестве либо врагов, либо партнеров.

X V I I I в., Адам Смит  – родоначальник классической  политэкономии. В своей книге  “Теория нравственных чувств”  он выступил последовательным  сторонником некой степени эгоизма,  “любви к себе”, но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью. Смит полагал, что причина, которая движет человеком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный статус, состоит в том, чтобы “отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие выгоды”. Он вместо моральных отношений между людьми поставил во главу угла экономические интересы. Смит писал: “Наше собственное благополучие побуждает нас к благоразумию; благополучие наших ближних побуждает нас к справедливости и человеколюбию; справедливость отстраняет нас от всего, что может повредить счастью наших ближних, а человеколюбие побуждает нас к тому, что может содействовать ему”.

В рамках  изучения темы необходимо не только определить место в истории развития науки о человеческих конфликтах, но и охарактеризовать философский аспект взаимоотношений коллектива и личности.

С самого начала человеческой истории существо рода Homo было общественным. Справедливо будет заметить, что на этапе первобытности человеческий индивид не являлся личностью, поскольку не осознавал своих характерологических особенностей, отличавших его от окружающего. Человек в тот период вообще не выделял себя из среды, о чём говорят тотемические верования в зверей-прародителей.

В эпоху рабовладения тоже не можем говорить об отдельной человеческой личности. Как утверждает философ А.Ф. Лосев [16, 11], отчуждённый характер общественных отношений, при котором раб является «телом без головы», а рабовладелец – «головой без тела», тоже не способствовал осознанию своей личностной самости. Именно на этой почве произрастали многочисленные гражданские доблести греков и римлян – личность по-прежнему не воспринималась обществом как самостоятельная общественная единица.

В строгом смысле слова, имеем право говорить о становлении личности лишь с периодом наступления средневековья, когда отдельный человек стал самостоятельной производственной единицей в поле или в мастерской. Наступил этап развития индивидуальности. Но для понимания и восприятия человека, как личности, потребовалась эпоха Возрождения, которая суммировала индивидуалистическое сознание самостоятельного производителя и духовные представления, выросшие на почве христианской морали и подкреплённые античной традицией[1, 203].

Информация о работе Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников