Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа
Цель исследования: показать влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически проводить профилактику конфликтов, то это будет способствовать формированию коллектива (увеличению коэффициента сплоченности детей и повышению их социометрического статуса в коллективе).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать информацию из педагогических, психологических, социологических литературных источников по теме;
2. определить содержание основных («конфликт», «коллектив») и дополнительных понятий;
изучить способы формирования детского коллектива;
изучить способы предотвращения и предупреждения конфликтов в начальной школе;
определить совокупность методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Конфликт: структура, виды, этапы развития и методы разрешения
1.1. История изучения конфликтов и коллектива в науках о человеке………...8
1.2. Подходы к определению конфликта……………………………………….19
1.3. Структура конфликта……………………………………………………….22
1.4. Классификация конфликтов……………………………………………......27
1.5. Факторы, влияющие на конфликтность ребенка……………………...…..31
1.6. Этапы развития конфликта и основные методы разрешения конфликтов… ……………....…........................................................................................................37
1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе.........43
Глава 2. Особенности формирования детского коллектива
2.1. Понятия «коллектив», «детский коллектив»…………………..…………..48
2.2. Стадии развития и способы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………50
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможности профилактики конфликтов в формирование коллектива младших школьников………………………………………………………………………54
3.1. Констатирующий этап эксперимента: исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов…………………………………55
3.2. Формирующий этап: проведение системы профилактических занятий по теме «Конфликт» в экспериментальном классе………………………………..60
3.3. Контрольный этап эксперимента: повторное исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………….64
Заключение………………………………………………………………………71
Список литературы……………………………………………………………..73
Исследования М.И.Станкиной подтверждают это: большинство преподавателей оценивают школьника не как целостную личность, а, в первую очередь, как субъекта учебной деятельности. Школьник оценивается, как правило, по следующим чертам: отношение к учебе, общественной работе, дисциплинированность, честность, коллективизм, работоспособность, скромность, культура поведения.
Из теоретических положений
по конфликтологии отметим несколько
педагогически значимых разъяснений.
Конфликтующими сторонами. могут быть
все участники учебно-
По характеру возникновения конфликты в младших классах могут быть внезапными, непредсказуемыми. Это наиболее опасный вариант конфликта, т. к. здесь требуется безошибочная реакция педагога в условиях дефицита времени. Именно в подобных случаях импровизация часто подводит учителя, и последствия внезапных столкновений с непродуманными реакциями со стороны учителя могут оказаться болезненными.
Кроме внезапных происходят и такие конфликты, характер и протекание которых типичны. Здесь в опыте учителя обычно уже имеются более или менее отработанные сценарии реагирования. Остается лишь откорректировать их в связи с данной ситуацией.
Наконец, в поле зрения учителя должны быть ситуации, где предстоит создать направленный конфликт, вовлечь своих подопечных в его разрешение и этим обеспечить продвижение вперед. Прежде чем перейти к освещению конфликто-стрессогенных ситуаций в учебно-воспитательном процессе начальной школы, обозначим основные содержательные блоки.
Ответим на несколько вопросов: а) какова частота конфликтов в работе учителей с младшими школьниками, 6) между кем реально возникают конфликты, в) каково содержание конфликтных ситуаций, г) интерпретация последствий конфликтно-стрессогенных происшествий в жизни начальных классов общеобразовательной школы. [22,67]
Сравнение
частоты возникновения
Около половины опрашиваемых не могут назвать ни одного конфликтного события, которое бы оставило в их памяти неприятный знак, негативно сказавшийся на облике их бывшей учительницы.
Высказывания на эту тему выражаются в формах, которые нельзя не воспринимать как профессионально поучительные для студентов, которым предстоит быть участниками, организаторами разноплановых событий с нервными их переживаниями той и другой стороной.
В начальных классах состав конфликтующих достаточно устойчив и основными сторонами выступают ученики и учителя. Имеет место несколько сочетаний: конфликты, с одной стороны - слабо успевающими школьниками и детьми с высокими показателями в учебных успехах, авторитетными и неавторитетными, мальчиками и девочками, группами мальчиков и девочек.
Таким образом, факторы и причины развития конфликтов в начальной школе могут быть довольно таки разными, в зависимости от личности учащегося, учителя и их потребностями.
1.6. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Н.Ф. Вишнякова выделяет пять этапов, по которым развивается конфликт [2, 25]:
1. Постепенное нарастание
2. Увеличение количества
3. Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта сторону его ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц.
4. Нарастание эмоциональной
5.Изменение отношения
По мнению Н.Ф. Вишняковой, конфликты играют положительную роль, если они помогают выявить причины отставания, или недисциплинированности. Она также отмечает немаловажный факт, что независимо от масштабов, все конфликты развиваются по идентичной динамической схеме. Деструктивные, к примеру, строятся по принципу классического треугольника:
Активный конфликтующий действует, используя набор средств, которые являются авторитарными и неэтичными при конфликте. Пассивный конфликтующий проявляется в беспомощности, молчаливой агрессии, уязвимости и стремлении выйти из конфликта без борьбы.
Если активный конфликтующий впоследствии иногда ощущает чувство вины, пассивный – только обиду. Н.Ф. Вишнякова подчеркивает интересный факт, что психологические роли могут переходить от одного партнера к другому, в зависимости от того, кто управляет общением.
Но существует еще и посредник, выступающий в роли третьего, авторитетного для двоих конфликтующих лица, которое помогает разобраться в конфликте.
В этом конфликте проявляются две отрицательные тактики, исходя из которых и идет «общение» конфликтующих.
БОРЬБА→ПОБЕГ
ВЫИГРЫШ→ПРОИГРЫШ
В борьбе партнер обычно ведет себя агрессивно: прерывает, отстаивает свою правоту, оскорбляет.
Побег осуществляется в целях избежания конфликта.
Теперь, по вышеназванному треугольнику можно определить следующие варианты позиций, согласно ориентировке на школьный конфликт:
По словам Н.Ф. Вишняковой: «При такой расстановке ролевых позиций один из конфликтующих партнеров становится хозяином положения».
В конструктивном конфликте все не так сложно. Конструктивный дуэт, считает автор, - общее равновесие партнеров:
ПАРТНЕР→ПАРТНЕР
ВЫИГРЫШ→ВЫИГРЫШ
В таком режиме желательно, отмечает Н.Ф. Вишнякова, достигнуть взаимопонимания методом нахождения взаимовыгодных позиций: получение выигрыша без ущемления выгод партнера.
Таким образом можно разложить любой конфликт, определить в нем роли каждого и возможное поведение. Это может послужить хорошей подмогой в пути к разрешению конфликта.
Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта.[5, 73] Разрешение – это заключительный этап конфликта, поэтому важно рассмотреть методы разрешения конфликта, как важную составляющую его успешного завершения.
Н.Ф. Вишнякова отмечает, что все многообразие способов и методов разрешения конфликтов условно делятся на два класса: [2, 60]
Прямые методы разрешения конфликтов включают четыре основных:
Н.Ф. Вишнякова также предлагает проанализировать наиболее результативные косвенные методы разрешения конфликтов.
Здесь автор приводит точки зрения психологов, психотерапевтов К. Лоренца, П. Симонова, К. Роджерса. Итак, по их мнению, если дать человеку возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они сменятся положительными, иногда смех, расслабление, юмор вызывают тот же эффект. Юмор – одна из форм социально приемлемой агрессии.
Человек обращается с жалобой на недруга – страдающее лицо, даже, если совершенно ясно, что неправ именно он. Нужно показать, что вы считаетесь с его оскорбленными чувствами, уместно слово похвалы… Надо сказать о том хорошем, что в этом человеке есть. Этого бывает достаточно, чтобы вызвать целую лавину раскаяния и искреннюю готовность помириться.
Т.к. состояние конфликта резко искажает взаимовосприятие враждующими сторонами друг друга, то помощь может оказать третье, авторитетное для обоих лицо, которое передает примиряющие добрые намерения одного из противников по отношению к другому.
4. Принцип обнаженной агрессии.
Посредник намерено предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу.
Можно столкнуть конфликтующих в спортивном состязании, диспуте, игре.
Посредник побуждает конфликтующих ссориться в его присутствии (в таком случае ссора не достигнет крайности). Дав им выговориться, посредник предлагает и другую форму беседы.
Сначала говорит один, а другой, не прерывая, слушает, но, чтобы ему высказаться, надо повторить, в точности, последнюю фразу первого. Автор отмечает, что при этом обнаруживается: ссорящиеся не в состоянии правильно воспроизвести реплики друг друга, поскольку каждый слышит себя.
Ссора, проходящая в выше описанных условиях, должна протоколироваться посредником (магнитофон, видеомагнитофон, скрытая камера). После окончания такой ссоры запись воспроизводится. По мнению Н.Ф. Вишняковой, враждующие подавлены услышанным, поскольку начинают понимать, что вели себя недостойно, некрасиво. Потом идет разбор ссоры.
Н.В.Самоукина считает возможным разделить педагогические конфликты на три большие группы, распределение на которые она объясняет: [28, 64]
1. Мотивационные.
Они возникают между педагогами и учениками из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса. Имея в основе мотивационный фактор, эти конфликты разрастаются, и между учителями и учениками возникает неприязнь.
2. Конфликты, связанные
с плохой организацией
Имеются в виду четыре конфликтных периода (КП):
Первый КП – поступление в школу, смена деятельности и т.п.
Второй КП – переход в четвертый класс, где не один, а много учителей
Третий КП – начало девятого класса (уходить или оставаться в десятом классе)
Четвертый КП – окончание школы, выбор будущей профессии.
3. Конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации.
Пожалуй, это та группа, которая интересует нас больше других, т.к. она больше всего касается отношений в коллективе и формирования его на основе этих отношений.
Н.В. Самоукина говорит, что наиболее распространены среди школьников конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2-3 лидеров и их группировок за первенство в классе. Может обозначиться конфликт 3-4 человек с целым классом или конфликт одного школьника и класса, но это уже в средних классах.
Конфликт «учитель-ученик» относится в первую группу - группу мотивационных конфликтов, но он может вспыхнуть как конфликт нравственно-эстетического характера.
Школьная жизнь буквально насыщена конфликтами. Поэтому каждому учителю необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения.
1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе
Анализ литературы показал, что однозначного представления о рекомендации по профилактике конфликтов в коллективе младших школьников у современных авторов нет. В обобщенном виде можно представить следующие основные рекомендации.
1. Обеспечение соответствия лично
Лидерство и руководство – это самые важные факторы, определяющие качество работы коллектива. Руководитель, который хочет применять коллективный подход или которому хватает умения использовать демократический стиль руководства, повысит любую инициативу, направленную на создание коллектива. Хороший руководитель всегда обращает особое внимание и показывает личным примером, как доводить вопросы до полного решения. Эффективный руководитель коллектива создает условия для эффективной работы групп. Плохой руководитель не является «мотором» коллектива и постепенно разрушает условия и методы эффективного труда в группе.
2. Квалифицированный и развивающийся учитель и имеющие желание развиваться ученики.
Коллектив – это больше, чем сумма личностей. Нужно иметь сбалансированный состав учащихся, которые могут работать вместе, вести за собой других детей и будут опорой учителя. В любом коллективе есть разнообразные функции, и анализ таких ролей поможет создать сбалансированный и полнокровный коллектив. Задача учителя заключается в создании и поддержании обстановки саморазвития на основе непрерывного обучения.
Информация о работе Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников