Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически проводить профилактику конфликтов, то это будет способствовать формированию коллектива (увеличению коэффициента сплоченности детей и повышению их социометрического статуса в коллективе).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать информацию из педагогических, психологических, социологических литературных источников по теме;
2. определить содержание основных («конфликт», «коллектив») и дополнительных понятий;
изучить способы формирования детского коллектива;
изучить способы предотвращения и предупреждения конфликтов в начальной школе;
определить совокупность методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Конфликт: структура, виды, этапы развития и методы разрешения
1.1. История изучения конфликтов и коллектива в науках о человеке………...8
1.2. Подходы к определению конфликта……………………………………….19
1.3. Структура конфликта……………………………………………………….22
1.4. Классификация конфликтов……………………………………………......27
1.5. Факторы, влияющие на конфликтность ребенка……………………...…..31
1.6. Этапы развития конфликта и основные методы разрешения конфликтов… ……………....…........................................................................................................37
1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе.........43

Глава 2. Особенности формирования детского коллектива
2.1. Понятия «коллектив», «детский коллектив»…………………..…………..48
2.2. Стадии развития и способы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………50

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможности профилактики конфликтов в формирование коллектива младших школьников………………………………………………………………………54
3.1. Констатирующий этап эксперимента: исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов…………………………………55
3.2. Формирующий этап: проведение системы профилактических занятий по теме «Конфликт» в экспериментальном классе………………………………..60
3.3. Контрольный этап эксперимента: повторное исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………….64


Заключение………………………………………………………………………71
Список литературы……………………………………………………………..73

Файлы: 1 файл

text_kursovoy.doc

— 983.50 Кб (Скачать файл)

Большая часть детей начала принимать участие в обсуждении проведенных игр, стремились высказывать собственное мнения, делиться впечатлениями и чувствами с окружающими. Очень понравилась игра «Бумажные мячики». В процессе проведения данной игры между ребятами возникло соперничество, но это не привело к возникновению конфликта.

Тем не менее ребята, чей социометрический статус характеризовался на этапе констатирующего эксперимента как статус изгоя (Б.Г., Д.А., Н.В., Р.В.), активного участия в играх не принимали.

 

Занятие 3.

Цель: снятие вербальной агрессии, оказание помощи детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Дата проведения: 18.02.2010.

Количество участников занятия: 25.

 

Краткий анализ хода занятия:

На данном занятие были проведены 4 игры: «Обзывалки», «Два барана», «Тух-тиби-дух», «Я желаю тебе завтра…». Текст игр  находится в приложении №19.

В соответствии с целями данного занятия его можно охарактеризовать как важное в цепочке других профилактических встреч. Это обусловлено неумением ребят младшего школьного возраста адекватно ситуации выражать свои отрицательные эмоции. Поэтому особенно важно, практически все дети активно принимали участие в ходе занятия.

Ребятам очень понравилось проводимое занятие. В конце занятия дети высказывали своё мнение об играх, говорили, какая игра вызвала наибольший положительный  эмоциональный отклик и в чем  именно заключаются ее привлекательные стороны. Перед уходом многие интересовались, когда будет следующие занятие. Больше всего положительных эмоций вызвала игра «Я желаю тебе завтра…», так как в этой игре ребята искренне желали друг другу хорошего.

 

Занятие 4.

Цель: обучение детей эффективным способам общения, формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Дата проведения: 22.02.2010.

Количество участников занятия: 28.

 

Краткий анализ хода занятия:

На этом занятии детям были предложены следующии игры: «Попроси игрушку», «Прогулка с компасом», «Дракон», «Мы с тобой похожи тем, что…». Текст игр находится в приложении №19.

Формирование чувства доверия  к миру в целом важнейший компонент  бесконфликтного поведения, потому занятие по заявленной теме было последним («замыкающим») в серии проведенных встреч.

В этот раз все дети были достаточно активны. По завершению занятия активно  принимали участие в обсуждении, делились впечатлениями, эмоциями. По отношению к игре «Дракон» ребята более непосредственно выражали свои эмоции и заинтересованность. Большинство учащихся класса, принимая участие в данном занятии, демонстрировали желание и готовность сотрудничать с другими детьми.

Определение результативности проведённых  профилактических занятий реализовано  в ходе контрольного этапа опытно- экспериментальной работы.

 

 

3.3. КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА: ПОВТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ И СФОРМИРОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА УЧАЩИХСЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО 3 «Д» И КОНТРОЛЬНОГО 3 «А» КЛАССОВ ГИМНАЗИИ № 18 Г. КРАСНОДАРА

На контрольном этапе  эксперимента в экспериментальном 3 «Д» и контрольном «А» классах гимназии № 18 г. Краснодара была проведена повторная диагностика уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся начальной школы - наблюдение за проявлениями конфликтности младших школьников и методика «Социометрия» Я. Морено.

По результатам проведения повторного наблюдения установлено, что  среди учащихся экспериментального 3 «Д» класса 4% (1 человек) характеризуется  высоким уровнем конфликтности; среди учащихся контрольного 3 «А»  класса детей с высоким уровнем конфликтности 7% (2 человека). Характеристики данной группы учеников (также как и характеристики детей с показателями конфликтности выше среднего уровня, средними, ниже среднего и низкими) приведены ранее (при описании констатирующего этапа эксперимента).

Также в экспериментальном 3 «Д» классе 14% (4 человека) с уровнем  конфликтности выше среднего, в контрольном 3 «А» классе таких детей 10% (3 человека).

Выявлено, что в экспериментальном 3 «Д» классе 32% (9 человек) со средним  уровнем конфликтности, а в контрольном 3 «А» классе таких детей 28% (8 человек).

Установлено, что в  экспериментальном 3 «Д» классе 36% (10 человек) с уровнем конфликтности  ниже среднего, а в контрольном 3 «А» классе 48% (14 человек).

Среди учащихся экспериментального 3 «Д» класса 14% (4 человека) детей с низким уровнем конфликтности. Среди учащихся контрольного 3 «А» класса таких детей 7% (2 человека).

Благодаря проведению повторной  диагностики уровня конфликтности  были выявлены следующие изменения  в проявлениях конфликтности учащихся экспериментального 3 «Д» класса: количество детей с низким уровнем конфликтности уменьшилось на 4% (с 18% до 14%).

Низкий уровень конфликтности  не является показателем, который можно  трактовать как исключительно благоприятный  факт, но в целом названные изменения можно считать положительными следствиями проведения профилактических занятий по теме «Конфликт».

Количество детей с  уровнем ниже среднего увеличилось  на 4% (с 32% до 36%).

Количество детей со средним уровнем конфликтности  увеличилось на 7% (с 25%  до 32%).

Количество детей с  уровнем конфликтности выше среднего уменьшилось на 4% (с 18% до 14%).

Эти изменения произошли  за счет уменьшения групп детей с  более высокими показателями конфликтности, что можно также оценивать  положительно.

Количество детей с  высоким уровнем конфликтности  снизилось на 3% (с 7% до 4%).

Уменьшение (даже не значительное) численности высоко конфликтных  детей также можно трактовать как следствие проведенной работы.

В контрольном 3 «А» классе выявлены следующие изменения: количество детей с низким уровнем конфликтности уменьшилось на 3% (с 10% до 7%).

Количество детей с  уровнем ниже среднего увеличилось  на 14% (с 34% до 48%).

Количество детей со средним уровнем конфликтности  увеличилось на 4% (с 24%  до 28%).

Количество детей с уровнем конфликтности выше среднего уменьшилось на 11% (с 21% до 10%).

Количество детей с  высоким уровнем конфликтности  снизилось на 3% (с 10% до 7%).

Уменьшение численности  высоко конфликтных детей также  можно трактовать как следствие  проведенной работы.

Очевидно, что произошедшие изменения в уровне конфликтности  учеников экспериментального 3 «Д»  класса являются незначительными (они  составляют 4 - 11 %). В целом очевидна положительная, но неявная динамика показателей конфликтности, появление  которой можно связать с проведенными профилактическими занятиями по теме «Конфликт». Наметившаяся положительная динамика позволяет предполагать некоторое возможное изменение показателей конфликтности учащихся в ближайшем будущем, что должно выразиться в улучшении отношений в детском коллективе.

Методика Я. Морено была проведена повторно с учащимися  экспериментального 3 «Д» и контрольного 3 «А» классов 25.02.2010 г.

Социометрическое исследование проводилось после учебных занятий. Инструкция предлагалась учащимся в соответствии с образцом предложенным автором методики. Среднее время выполнения задания 10-15 минут. Текст заданий и пояснения к методики находятся в приложении № 2.

Результаты повторного проведения методики «Социометрия»  являются следующими: в экспериментальном 3 «Д» классе коэффициент групповой сплочённости составляет 0,54; в контрольном 3 «А» - 0,22. Разница в показателях групповой сплочённости составляет 0,32. Как было выявлено ранее на констатирующем этапе эксперимента коэффициент групповой сплочённости экспериментального 3 «Д» класса был средним и составлял 0,52. По результатам проведения методики «Социометрия» повторно (на контрольном этапе эксперимента) было установлено, что коэффициент повысился на 0,02. Эти изменения незначительны, хотя и, позволяют отнести классный коллектив 3 «Д» класс к коллективам со средней групповой сплочённости. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая и проведенная на формирующем этапе эксперимента система профилактических занятий по теме «Конфликт» оказалась не эффективной в повышении групповой сплочённости учащихся начальных школы.

Сравнительный анализ показателей  групповой сплочённости учащихся контрольного 3 «А» класса (по итогам проведения методики «Социометрия» на констатирующем и  контрольном этапах эксперимента) позволяет сделать вывод: показатель групповой сплочённости незначительно увеличился, что можно объяснить фактором естественного развития детей. А также тем, что в течение 5 недель, которыми были разделены первичная и повторная диагностика межличностных отношений, в контрольном 3 «А» классе были проведены внеклассные занятия в соответствии с планом воспитательной работы, которые имели потенциал сплочённости коллектива (день Святого Валентина, поход в театр, на выставку, день Защитников Отечества, праздник «Масленица»).

При проведении данной методики повторно было установлено, что в  экспериментальном 3 «Д» классе 7% (2 человек) лидеров, 3% (1 человек) лидеров  в контрольном 3 «А» классе. Характеристики данной группы учеников (также как  и характеристики предпочитаемых, пренебрегаемых, изгоев) приведены ранее (при описании констатирующего этапа эксперимента).

Также в экспериментальном 3 «Д» классе есть и предпочитаемые дети, их 18% (5 человек). В контрольном 3 «А» классе таких детей 24% (7 человек).

В экспериментальном 3 «Д»  классе 61% (17 человек) являются пренебрегаемыми  детьми, а в контрольном 3 «А» классе 56% (16 человек).

Было установлено, что  в экспериментальном 3 «Д» классе 14% (4 человека) являются изгоями; в то время как в контрольном 3 «А» классе таких детей 17% (5 человек).

Благодаря проведению системы  профилактических мероприятий по теме «Конфликт» в экспериментальном 3 «Д»  классе изменилось соотношение лидеров, предпочитаемых, пренебрегаемых и изгоев.

Количество лидеров  уменьшилось на 4 % (лидеров было 11%, стало 7%).

Число предпочитаемых увеличилось  на 4% (предпочитаемых было 14% стало 18%).

Количество пренебрегаемых увеличилось на 3 % (пренебрегаемых было 61%, стало 64%).

Число изгоев не изменилось.

Приведенные данные позволяют  констатировать следующее.

Благодаря проведению профилактических мероприятий по теме «Конфликт» увеличилась  группа пренебрегаемых учащихся (за счет незначительного уменьшения группы лидеров).

Изменились результаты и в контрольном 3 «А» классе.

Количество лидеров уменьшилось на 11 % (лидеров было 14%, стало 3%).

Число предпочитаемых не изменилось.

Количество пренебрегаемых увеличилось на 11 % (пренебрегаемых было 45%, стало 56%).

Число изгоев не изменилось.

Приведенные данные позволяют  констатировать следующее.

Без проведения специальной формирующей работы численный состав групп лидеров, предпочитаемых и пренебрегаемых изменился.

Необходимо отметить, что в контрольном 3 «А» классе произошли практически такие  же изменения как и в экспериментальном 3 «Д» классе.

Этот факт может свидетельствовать о том, что проведение профилактических занятий по теме «Конфликт» не дало предполагаемых результатов в формировании коллектива младших школьников. Предположение о зависимости особенностей формирования детского коллектива от проявлений конфликтности учащихся начальной школы нельзя считать не подтвердившимся. Это обусловлено следующим: проведенные профилактические занятия по теме «Конфликт» оказались недостаточно эффективны в снижении конфликтности, а следовательно и в формировании коллектива младших школьников.

Для получения более  детальной информации об эффективности  формирующей работы, направленной на профилактику конфликтов младших школьников и, как следствие, способствующей сплочению  детского коллектива и повышению  социометрического статуса его участников, был проведен сопоставительный анализ результатов проведенных методик в экспериментальном 3 «Д» и контрольном 3 «А» классах.

Для этого по отношению  к каждому ученику было выяснено, привели ли изменения в социометрическом статусе к изменениям в проявлениях конфликтности отдельного ребенка.

Установлено, что в  экспериментальном 3 «Д» классе не произошло  ни изменений в социометрическом статусе, ни в показателях конфликтности  у 16 ребят (57 %), в то время как аналогичное  отсутствие всякой динамики исследуемых параметров отмечено у 14 человек (48 %) из контрольного 3 «А» класса.

Не произошло изменений  в социометрическом статусе, но показатели конфликтности снизились у 4 человек (14 %) из экспериментального 3 «Д» класса и у 2 человек (7 %) из контрольного 3 «А» класса.

Не произошло изменений  в социометрическом статусе, но показатели конфликтности повысились у 7 учащихся (25 %) из экспериментального 3 «Д» класса и у 7 человек (24 %) из контрольного 3 «А»  класса.

Социометрический статус за время проведения эксперимента снизился, что тем не менее не привело к изменению показателей конфликтности у 1 ребенка (4 %) из экспериментального 3 «Д» класса и у 4 человек (14 %) из контрольного 3 «А» класса.

В экспериментальном 3 «Д»  классе не оказалось учащихся, чей социометрический статус понизился за время эксперимента, и это привело к повышению конфликтности, однако такая тенденция замечена у 2 учащихся (7 %) из контрольного 3 «А» класса.

Информация о работе Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников