Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа
Цель исследования: показать влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически проводить профилактику конфликтов, то это будет способствовать формированию коллектива (увеличению коэффициента сплоченности детей и повышению их социометрического статуса в коллективе).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать информацию из педагогических, психологических, социологических литературных источников по теме;
2. определить содержание основных («конфликт», «коллектив») и дополнительных понятий;
изучить способы формирования детского коллектива;
изучить способы предотвращения и предупреждения конфликтов в начальной школе;
определить совокупность методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Конфликт: структура, виды, этапы развития и методы разрешения
1.1. История изучения конфликтов и коллектива в науках о человеке………...8
1.2. Подходы к определению конфликта……………………………………….19
1.3. Структура конфликта……………………………………………………….22
1.4. Классификация конфликтов……………………………………………......27
1.5. Факторы, влияющие на конфликтность ребенка……………………...…..31
1.6. Этапы развития конфликта и основные методы разрешения конфликтов… ……………....…........................................................................................................37
1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе.........43
Глава 2. Особенности формирования детского коллектива
2.1. Понятия «коллектив», «детский коллектив»…………………..…………..48
2.2. Стадии развития и способы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………50
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможности профилактики конфликтов в формирование коллектива младших школьников………………………………………………………………………54
3.1. Констатирующий этап эксперимента: исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов…………………………………55
3.2. Формирующий этап: проведение системы профилактических занятий по теме «Конфликт» в экспериментальном классе………………………………..60
3.3. Контрольный этап эксперимента: повторное исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………….64
Заключение………………………………………………………………………71
Список литературы……………………………………………………………..73
Сильные ученики – это лучшая поддержка для самих себя, и они прибавляют силы коллективу.
3. Формирование благоприятного социально-психологического климата.
Часто оказывается, что в коллективе объединены дети из самых различных семей, с самым различным социальным положением, воспитанием, характером. Коллективный подход развивает и поощряет стремление быть личностью. Преданность учеников учителю - один из признаков положительного климата. Преданность коллективу нужно развивать сознательно, поскольку она редко возникает сама по себе, пока каждый из учеников лично не решит направить сою энергию на коллективные цели. Рост преданности – это показатель зрелости коллектива. Эмоциональные узы между детьми укрепляются, и они легче достигают совместных целей, причем сопричастность вызывает огромное удовлетворение. В коллективе возникает теплота, сочетающая прямоту и честность с заботой о благе каждого.
Еще один аспект коллективизма – это доброжелательность и взаимоподдержка. В одном случае коллектив позволяет чувствовать себя сильнее и увереннее, в другом – дети жалуются, что у них происходят постоянные конфликты. Хорошо, когда есть высокая степень взаимной поддержки. Её нужно соизмерять с открытым противопоставлением, при котором все важные вопросы открыто ставятся и обсуждаются. Если между учащимися возникают разноглася, то о них лучше сказать во всеуслышание. Когда важные вопросы остаются невысказанными, климат в коллективе становится оборонительным - дети скрывают свои взгляды, предпочтения быть удобным, а не естественным.
Учителю принадлежит важная функция в поддержании хорошего климата. Для этого ему нужно всегда выслушивать обе конфликтные стороны и не поодиночке, не тратить время на собирание сплетен и наговоров, стремиться к тому, чтобы конфликтующие стороны достигли согласия и продолжили совместную учебу.
Чтобы добиться успеха в формировании коллектива, учитель должен учить детей уметь высказывать свое мнение друг о друге, обсуждать разногласия и проблемы без страха показаться смешным и не опасаясь мести.
Столкновение взглядов, если его направлять должным образом и конструктивно использовать, ведет к росту взаимопонимания между детьми. Результатом позитивного конфликта становится открытость, ослабление напряженности, улучшение отношений и рост доверия.
Советы по улучшению климата в коллективе:
Под хорошим руководством коллектив в состоянии достичь цели, если каждый ясно представляет себе желаемые результаты. Члены коллектива скорее посвятят себя какой-то цели, если они разделяют ее и считают в определенной мере собственной целью. Добиться такого согласия бывает нелегко, но это существенная предпосылка успешной коллективной работы.
Если нет ясного видения цели, то, как следствие, отдельные члены коллектива не могут внести свой вклад в общий успех. Даже когда цели понятны, важно найти компромисс между личными и коллективными интересами. Эффективный коллектив дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои личные интересы и внести вклад в реализацию коллективных.
Коллективные и индивидуальные цели нужно менять, корректировать с течением времени. Руководитель, который смотрит вперед, предвидит трудности, использует все возможности, конкретизирует цели в зависимости от ситуаций, направляет на верный путь, в конечном счете добьется успеха в формировании коллектива.
В некоторых коллективах есть положительный климат и эффективное руководство, но не хватает результативности и инициативности. В итоге результаты оказываются низкими, несмотря на общую организованность.
Результативность повышается, если внутри коллектива достижения признаются и вознаграждаются. Дети получают гораздо больше удовольствия от работы в коллективе, где результаты значительно выше средних. Соревнование – это великий стимул. Оно способствует личностному росту, вызывает гордость и позволяет ребенку чувствовать свою ценность.
Иногда повышение
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
2.1. ПОНЯТИЯ «КОЛЛЕКТИВ», «ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ»
Термин «коллектив» происходит от латинского collectivus – собирательный. Термин наиболее часто используется для обозначения группы людей, объединенной совместной целеустремленной деятельностью и общей организацией этой деятельности. [12, 160]
Детский коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Объединенные единством цели и деятельности члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.
Коллектив создается и укрепляется в процессе решения практических задач. Однако создание коллектива иногда ошибочно считают самоцелью в работе учителя, воспитателя. Целесообразно рассматривать коллектив как средство достижения более высших целей, связанных с развитием личностей детей. Значимыми являются такие признаки коллектива как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина.
Детский коллектив в начальной школе формируется в течение 0,5 - 1 года, в зависимости от межличностных отношений детей и степени их компетентности в области коммуникации. Процесс становления детского коллектива происходит эффективнее в том случае, если педагог заинтересован в успешном воспитании учащихся. Кроме этого, не каждому учителю, даже имеющему большой опыт работы в начальной школе, удаётся сформировать дружный коллектив учащихся. Сплочённый коллектив может возникнуть лишь в том случае, если учитель планомерно и целенаправленно приучает учащихся к совместному труду и отдыху, прививает им ответственность за выполнение порученного дела.
В процессе становления детского коллектива проявляются индивидуальные различия между детьми: одни дети проявляют инициативу и активность, другие – выполняют требования и поручения учителя, не проявляя инициативы, а третьи – равнодушны к делам коллектива и принимают участие лишь по необходимости. В этом случае важнейшей задачей педагога является вовлечение всех детей в активную коллективную деятельность, используя для этого не только различные методы, но и своё влияние на каждого ребёнка в отдельности. Развитый детский коллектив – это великая воспитательная сила, в которой присуще единство общих целей для расширения практической деятельности, а также её организация и коллективный характер общения.
К числу признаков коллектива можно отнести также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, чёткую организационную структуру, наличие органов координации деятельности.
Коллективы подразделяются на первичные и вторичные. К первичным принято относить коллективы, в которых наблюдается непосредственный межличностный контакт между его членами. Вторичный коллектив более сложный по своему составу, он состоит из ряда первичных коллективов. Особо важную роль в сплочении коллектива играет учитель, который должен воспитывать личность школьников внутри группы.
2.2. СТАДИИ РАЗВИТИЯ И способы формирования коллектива младших школьников
Вопрос о выделении стадий развития детского коллектива является актуальным для таких наук о человеке как педагогика и психология. Многие авторы предлагают свои подходы к периодизации жизни коллектива.
Так, например, А.И. Захаров выделяет три стадии формирования коллектива [7, 43]:
Также популярен сегодня часто цитируемый в пособиях 5 – ти ступенчатый путь «неколлектива» к «коллективу[16, 62]:
I. «Песчаная россыпь». Это группа ребят, которые вроде бы все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Эти дети не находят дела, которое бы их объединяло, им неинтересно быть вместе, они не решаются пойти друг другу навстречу. В таких группах отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. Поэтому такая ситуация в классе не приносит ни радости, не удовлетворения тем, кто её составляет.
II. «Мягкая глина». Когда в группе ещё не сложился коллектив, ей нужен хороший мастер, который смог бы повести за собой, но этому вожаку нужна поддержка. Если его не поддерживают окружающие, ему трудно проявить себя. А самим ребятам без подсказки действовать трудно: у них нет ещё опыта, они не все понимают друг друга, не все готовы прийти другому на помощь. Нет ещё у таких ребят и настоящей дисциплины. Скрепляют их в основном требования взрослых.
III. «Мерцающий маяк». Формирующийся коллектив озабочен, как ему держать правильный курс. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – ещё не всё. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночное, пусть даже очень яркая вспышка. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные «смотрители» маяка те, кто поддерживает его горение, - организаторы, актив. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиняться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.
IV. «Алый парус». Алый парус – символ устремлённости вперёд, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу « Один – за всех, все – за одного». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» - знающие и надёжные организаторы, верные товарищи. К ним идут за советом, за помощью, и они бескорыстно оказывают её. Здесь нет пассажиров, все – члены экипажа. Вместе радуются удачам, огорчаются, когда кому-нибудь плохо. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Правда, не скажешь, здесь готовы в любую минуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Стремление к этому есть, но и его ещё надо подтвердить делами. Случается, что буря и несчастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.
V. «Горящий факел». Настоящий коллектив – тот, который не удовлетворён собственным благополучием, и, не дожидаясь просьб, и, призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собою «горящий факел», освещающий дорогу другим. Горящий материал для этого огня – дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив и за дела всего общества.
Принимая во внимание позиции, изложенные выше, необходимо подчеркнуть, что коллектив в своем развитии проходит ряд стадий, которые могут быть описаны и названы по – разному. Тем не менее, общая идея движения от размытого и разобщенного объединения детей к самостоятельному коллективу является правильной и требует своего развития.
Для эффективного формирования коллектива необходимо, чтобы соблюдались следующие принципы:
Единые и понятные цели.
Гибкость в формировании целей.
Цели могут меняться кардинально – так же кардинально необходимо менять и принципы формирования коллектива.
Максимальная открытость.
Информированность всех членов коллектива должна быть максимально полной. Конечно, это не значит, что классный руководитель должен увешивать стенды разного рода информацией, проводить по 5 классных часов в неделю, рассказывать детям все секреты своей работы с ними, но скрывать информацию, интересную ребенку в данный момент и необходимую для развития и сплочения коллектива, не нужно. «Проблемы в коллективе возникают, когда кто-то чего-то недоговаривает, а кто-то чего-то недослушивает.
Информация о работе Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников