Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа
Цель исследования: показать влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически проводить профилактику конфликтов, то это будет способствовать формированию коллектива (увеличению коэффициента сплоченности детей и повышению их социометрического статуса в коллективе).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать информацию из педагогических, психологических, социологических литературных источников по теме;
2. определить содержание основных («конфликт», «коллектив») и дополнительных понятий;
изучить способы формирования детского коллектива;
изучить способы предотвращения и предупреждения конфликтов в начальной школе;
определить совокупность методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Конфликт: структура, виды, этапы развития и методы разрешения
1.1. История изучения конфликтов и коллектива в науках о человеке………...8
1.2. Подходы к определению конфликта……………………………………….19
1.3. Структура конфликта……………………………………………………….22
1.4. Классификация конфликтов……………………………………………......27
1.5. Факторы, влияющие на конфликтность ребенка……………………...…..31
1.6. Этапы развития конфликта и основные методы разрешения конфликтов… ……………....…........................................................................................................37
1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе.........43
Глава 2. Особенности формирования детского коллектива
2.1. Понятия «коллектив», «детский коллектив»…………………..…………..48
2.2. Стадии развития и способы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………50
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможности профилактики конфликтов в формирование коллектива младших школьников………………………………………………………………………54
3.1. Констатирующий этап эксперимента: исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов…………………………………55
3.2. Формирующий этап: проведение системы профилактических занятий по теме «Конфликт» в экспериментальном классе………………………………..60
3.3. Контрольный этап эксперимента: повторное исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………….64
Заключение………………………………………………………………………71
Список литературы……………………………………………………………..73
Описанные выше изменения показывают, что в целом изменения социометрического статуса и конфликтности более положительны в экспериментальном 3 «Д» классе, однако, наметившаяся динамика настолько незначительна, что ее наличие не является достаточным основанием для доказательства ранее выдвинутой гипотезы. В связи с этим исследовательская работа по заявленной теме имеет потенциал дальнейшей разработки с учетом установленных фактов: возможно проведение опытно – экспериментальной работы с целью доказательства гипотезы, обратной по своему значению выдвинутой ранее. Приложение № 20-23.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в процессе теоретического исследования анализ психолого-педагогической литературы показал, что профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников играет очень важную роль.
При этом под конфликтом в работе понимается противоречие между людьми, которое требует разрешения, в то время как профилактика конфликтов трактуется как сознательная система действий учителя и учеников по предупреждению разрушительных конфликтов, отрицательно влияющих на отдельную личность и коллектив в целом.
Установлено, что плохой психологический климат в коллективе является серьезным барьером, осложняющим жизнь и работу детей в этом коллективе. Профилактика конфликтов – важнейшая задача, которая стоит перед учителем (в наибольшей степени перед учителем начальных классов).
Практика современного
российского образования в
Цель исследования реализована: на основе теоретического анализа литературы определены и апробированы на практике методы и приёмы предупреждения конфликтов.
Однако, влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников не оказалось столь явным, как это предполагалось в процессе выдвижения рабочей гипотезы исследования. Как наличие, так и отсутствие какой-либо систематической работы по профилактике конфликтов не приводит к значимым изменениям в социометрическом статусе детей. В связи с этим гипотеза исследования требует уточнения.
В связи с этим исследовательская работа по заявленной теме имеет потенциал дальнейшей разработки с учетом установленных фактов: возможно проведение опытно – экспериментальной работы с целью доказательства гипотезы, обратной по своему значению выдвинутой ранее.
Результаты теоретического исследования способствуют пополнению знаний учителей начальных классов об особенностях конфликта, его видах, способах профилактики и разрешения и могут быть использованы в практической работе с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников