Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: показать влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически проводить профилактику конфликтов, то это будет способствовать формированию коллектива (увеличению коэффициента сплоченности детей и повышению их социометрического статуса в коллективе).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать информацию из педагогических, психологических, социологических литературных источников по теме;
2. определить содержание основных («конфликт», «коллектив») и дополнительных понятий;
изучить способы формирования детского коллектива;
изучить способы предотвращения и предупреждения конфликтов в начальной школе;
определить совокупность методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Конфликт: структура, виды, этапы развития и методы разрешения
1.1. История изучения конфликтов и коллектива в науках о человеке………...8
1.2. Подходы к определению конфликта……………………………………….19
1.3. Структура конфликта……………………………………………………….22
1.4. Классификация конфликтов……………………………………………......27
1.5. Факторы, влияющие на конфликтность ребенка……………………...…..31
1.6. Этапы развития конфликта и основные методы разрешения конфликтов… ……………....…........................................................................................................37
1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе.........43

Глава 2. Особенности формирования детского коллектива
2.1. Понятия «коллектив», «детский коллектив»…………………..…………..48
2.2. Стадии развития и способы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………50

Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможности профилактики конфликтов в формирование коллектива младших школьников………………………………………………………………………54
3.1. Констатирующий этап эксперимента: исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов…………………………………55
3.2. Формирующий этап: проведение системы профилактических занятий по теме «Конфликт» в экспериментальном классе………………………………..60
3.3. Контрольный этап эксперимента: повторное исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………….64


Заключение………………………………………………………………………71
Список литературы……………………………………………………………..73

Файлы: 1 файл

text_kursovoy.doc

— 983.50 Кб (Скачать файл)

Описанные выше изменения  показывают, что в целом изменения  социометрического статуса и конфликтности более положительны в экспериментальном 3 «Д» классе, однако, наметившаяся динамика настолько незначительна, что ее наличие не является достаточным основанием для доказательства ранее выдвинутой гипотезы. В связи с этим исследовательская работа по заявленной теме имеет потенциал дальнейшей разработки с учетом установленных фактов: возможно проведение опытно – экспериментальной работы с целью доказательства гипотезы, обратной по своему значению выдвинутой ранее. Приложение № 20-23.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенный в процессе теоретического исследования анализ психолого-педагогической литературы показал, что профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников играет очень важную роль.

При этом под конфликтом в работе понимается противоречие между людьми, которое требует разрешения, в то время как профилактика конфликтов трактуется как сознательная система действий учителя и учеников по предупреждению разрушительных конфликтов, отрицательно влияющих на отдельную личность и коллектив в целом.

Установлено, что плохой психологический климат в коллективе является серьезным барьером, осложняющим  жизнь и работу детей в этом коллективе. Профилактика конфликтов – важнейшая задача, которая стоит  перед учителем (в наибольшей степени перед учителем начальных классов).

Практика современного российского образования в последние  годы обогатилась новыми методами и  формами работы с детьми, которые  позволяют сформировать благоприятный  коллектив. Как показано в работе, нет общепринятых методов профилактики конфликтов в коллективе, что позволяет каждому учителю подбирать их самостоятельно, с учетом особенностей учащихся, личностных характеристик учителя и разновидности конфликтов, из указанных в исследовании классификаций.

Цель исследования реализована: на основе теоретического анализа литературы определены и апробированы на практике методы и приёмы предупреждения конфликтов.

Однако, влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников не оказалось столь явным, как это предполагалось в процессе выдвижения рабочей гипотезы исследования. Как наличие, так и отсутствие какой-либо систематической работы по профилактике конфликтов не приводит к значимым изменениям в социометрическом статусе детей. В связи с этим гипотеза исследования требует уточнения.

В связи с этим исследовательская  работа по заявленной теме имеет потенциал  дальнейшей разработки с учетом установленных  фактов: возможно проведение опытно –  экспериментальной работы с целью  доказательства гипотезы, обратной по своему значению выдвинутой ранее.

Результаты  теоретического исследования способствуют пополнению знаний учителей начальных  классов об особенностях конфликта, его видах, способах профилактики и  разрешения и могут быть использованы в практической работе с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барг М. А. , Эпохи и идеи, М.: "Мысль", 1987.
  2. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. - Минск, 2002.
  3. Димиденко М.В., Клюева А.И.. Педагогическая психология. Методики и тесты. Самара, 2004.
  4. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М., 2000.
  5. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога, - М. 1999.
  6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С-Пб., 2001.
  7. Захаров А.И. Практические рекомендации ведению групп социально – психологического тренинга. - С-Пб., 1990.
  8. Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический справочник по педагогике. – Краснодар, 1996.
  9. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. – М., 2005.
  10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2001.
  11. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – С-Пб., 2003.
  12. Краткий психологический словарь. Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д., 1999.
  13. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. - Минск, 1999.
  14. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М. 2001.
  15. Леонтьев А.А. Конфликтология. – М., 2000.
  16. Лосев А.Ф., История античной философии, М.: "Мысль", 1989.
  17. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1988.
  18. Мещеряков В., Зинченко В. Большой психологический словарь – С-Пб., 2005.
  19. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. - Ростов-на-Дону, 1998.
  20. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – Москва, -2003.
  21. Ожегов С.И. Толковый словарь русского <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration

Информация о работе Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников