Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа
Цель исследования: показать влияние профилактики конфликтов в формировании коллектива младших школьников.
Гипотеза исследования: если систематически проводить профилактику конфликтов, то это будет способствовать формированию коллектива (увеличению коэффициента сплоченности детей и повышению их социометрического статуса в коллективе).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать информацию из педагогических, психологических, социологических литературных источников по теме;
2. определить содержание основных («конфликт», «коллектив») и дополнительных понятий;
изучить способы формирования детского коллектива;
изучить способы предотвращения и предупреждения конфликтов в начальной школе;
определить совокупность методик, позволяющих диагностировать уровень конфликтности и сформированности коллектива младших школьников;
Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Конфликт: структура, виды, этапы развития и методы разрешения
1.1. История изучения конфликтов и коллектива в науках о человеке………...8
1.2. Подходы к определению конфликта……………………………………….19
1.3. Структура конфликта……………………………………………………….22
1.4. Классификация конфликтов……………………………………………......27
1.5. Факторы, влияющие на конфликтность ребенка……………………...…..31
1.6. Этапы развития конфликта и основные методы разрешения конфликтов… ……………....…........................................................................................................37
1.7. Рекомендации по профилактике конфликтов в детском коллективе.........43
Глава 2. Особенности формирования детского коллектива
2.1. Понятия «коллектив», «детский коллектив»…………………..…………..48
2.2. Стадии развития и способы формирования коллектива младших школьников………………………………………………………………………50
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование возможности профилактики конфликтов в формирование коллектива младших школьников………………………………………………………………………54
3.1. Констатирующий этап эксперимента: исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов…………………………………55
3.2. Формирующий этап: проведение системы профилактических занятий по теме «Конфликт» в экспериментальном классе………………………………..60
3.3. Контрольный этап эксперимента: повторное исследование уровня конфликтности и сформированности коллектива учащихся экспериментального и контрольного классов………………………………….64
Заключение………………………………………………………………………71
Список литературы……………………………………………………………..73
По социальным последствиям:
По предмету конфликта:
В классификации Н.Ф.Вишняковой уже совсем другие виды конфликтов и другие основания для классификации. Единственное сходство - наличие конструктивного и деструктивного конфликтов:[2, 14]
По результату:
По степени проявления:
По характеру возникновения:
По процессу:
И.Н. Кузнецов в «Технологии делового общения» как и Н.Ф. Вишнякова выделяет несколько классов конфликтов. [13, 7]
По степени проявления:
В его классификации также присутствуют горизонтальный и вертикальный конфликты, только по другому основанию:
По признаку подчиненности:
По количеству участников:
А.Я. Кибанов в «Конфликтологии» выделяет 9 оснований для классификации; его классификация является наиболее полной, она суммирует предыдущие классификации:
По сферам проявления:
По масштабам, длительности и напряженности:
По субъектам конфликтного взаимодействия:
По предмету конфликта:
По источникам и причинам возникновения:
По коммуникативной направленности:
По социальным последствиям:
По формам и степени столкновения:
По способам и масштабам урегулирования:
Многообразие приведенных классификаций и обращение к данной теме большого количества авторов подчеркивает важность изучения видов конфликта. Наиболее полной является классификация, предложенная А.Я. Кибановым и демонстрирующая многоаспектность и сложность понятия «конфликт».
1.5. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА конфликтНОСТЬ РЕБЕНКА
Неумение находить выход из конфликтных ситуаций, преодолевать многочисленные повседневные трудности, которые встают перед любым человеком в процессе общения, приводят к эмоциональному стрессу, подрывающему физическое и психическое здоровье. Это неумение психологи называют барьерами межличностного общения. Барьеры общения — "это те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им". Чаще всего приходится сталкиваться с психологическими (личностными) барьерами. Ведь ни один конфликт не возникает из ничего и не исчезает бесследно. За любым поступком всегда кроются определенные цели, а за конфликтом — несовместимость этих целей и желаний у партнеров по общению. Известный психолог М. Аргайл считал важнейшими мотивами общения: самопознание, самоутверждение, духовный и эмоциональный контакт, реализацию полового и других биологических влечений, руководство, агрессию, подчинение себе других.
Потребность в познании — неотъемлемое свойство человека. Она возникает и наиболее остро проявляется в самом раннем возрасте. Именно в этот период создаются условия формирования высокого интеллекта. И если родители слишком часто отмахиваются от вопросов ребенка, не найдя (по их мнению) подходящего ответа, то у малыша перестает развиваться познавательная потребность, а значит, в будущем от него трудно ожидать и выраженного, стойкого интереса к людям. И тогда общение для маленького человека превращается в тягостную необходимость или формальную процедуру.
Потребность в эмоциональном контакте, в сопереживании обнаруживается у 3—5-месячного ребенка: он улыбается, видя мать, тревожится, если ее долго нет. Когда ребенок, у которого не было тесного эмоционального контакта с родителями, вырастает, он часто испытывает трудности общения, мучительное чувство одиночества.
Еще один фактор, приводящий человека к нервозности и конфликтности, — это потеря интереса к работе или, тем более, Начальное его отсутствие. Дело в том, что степень утомляемости при одних и тех же затратах энергии зависит от эмоционального отношения к работе. Негативное отношение к ней вызывает у человека отрицательные эмоции, напряжение, вспышки агрессивности, он не может расслабиться, позабыть пережитые неприятности. В результате нервозность накапливается и возникает стресс. А первоистоки в том, что не удовлетворяются потребности в интересной работе и нет условий для достижения важной цели — самореализации.
Отсюда следует вывод: за любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины (потребности, желания цели). Понять их — значит понять человека. Прежде чем добиваться какой-либо цели, взвесьте свои возможности, средства и главное, последствия предстоящих действий.
Вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека нередко обусловлены не дефектами воспитания, не темпераментом, а болезнью — неврозом. Причина ее — сильный эмоциональный стресс, психотравмирующая ситуация, из которой не удается найти выход. Практически у всех бывают кратковременные невротические состояния. У больных неврозами конфликты возникают чаще, протекают острее и труднее разрешаются. Болезнь может стать серьезным барьером общения, поэтому с человеком, страдающим неврозом, нужно общаться более корректно и терпимо.
Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях.
Эмоциональная переключаемость и высокая степень конформности способствуют защищенности психики младшего школьника. Однако кратковременность нервных переживаний учащихся этого возраста не дает учителю оснований для неосторожных форм давления на него под предлогом, что все будет забыто. Лишь бы привести поведение или сознание его в сиюминутно требуемое состояние. (5,27)
Еще одна психологическая истина состоит в том, что для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и, прежде всего учителя. В любой стрессовой ситуации он устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное.
Л.Г. Борисова выделяет следующие причины конфликтов в начальной школе:
-успеваемость: по уровню успеваемости оценивается успешность выполнения детьми их социальной роли - ученика. Анализ типичных конфликтных ситуаций, проведенный Борисовой Л.Г. показал, что в их основе, как правило, лежит неудовлетворительное выполнение учащимися их главной социальной функции, то есть несоответствие уровня успеваемости ролевым ожиданиям окружающих (учителей, родителей) и нарушение правил поведения, предъявляемых к ним как к учащимся. Низкая успеваемость сопровождается плохим поведением, как объясняет Т.Н.Мальковская, потому что слабоуспевающие ученики часто пытаются утвердить себя в среде товарищей противодействием учителю, грубостью, демонстративным пренебрежением к соблюдению школьной дисциплины.
Также наиболее распространенная причина конфликтов младших школьников с учителями - несправедливо выставленные, по мнению учащихся, оценки. И это не удивительно. Если из-за плохой успеваемости педагоги предъявляют претензии чаще всего к слабым учащимся, и их критика хоть и неприятна, но принимается как обоснованная, то по поводу несправедливости в оценках негодуют не только слабые, но и сильные ученики. Все школьники чувствительны к несправедливости в оценке их учебной деятельности.
Ситуация оценивания переживается, она личностно значима и эмоционально нагружена. К сожалению, педагоги при выставлении низкой оценки часто проявляют бестактность, а то и психологическую безграмотность. Плохо оценивая деятельность воспитанника на уроке, распространяют эту оценку на него как человека, порой грубо осуждают его личные качества. В.И.Журавлев в работе "Основы педагогической конфликтологии" приводит алфавитный список из 65 уничижительных "эпитетов", которыми награждают учителя своих подопечных. Вот некоторые из них: Б - "бездарь"; Г - "глупец"; Д - "дура (к)"; И - "идиот"; К - "козел"; Л - "лентяй"; Н - нецензурные выражения; О - "осел"; П - "придурок"; С - "сука"; Т - "тупица". [30,97]
Л.Г. Борисова также называет поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности, как причину школьных конфликтов. Академик И.С.Кон усматривает главное препятствие на пути к взаимопониманию учителей и учащихся в абсолютизации ролевых отношений. "Учитель, озабоченный, прежде всего, учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося". Идеальный ученик в его понимании тот, кто более всего соответствует социальной роли ученика - дисциплинированный, активный, любознательный, трудолюбивый, исполнительный.
Видимо, одна из главных
причин непонимания и возникновения
конфликтных отношений между
учителями и учащимися
Информация о работе Профилактика конфликтов в формировании коллектива младших школьников